Закрыть
Поиск по сайту
Закрыть

Курс на импортозамещение продолжается

07.08.2020

Политика импортозамещения активно реализуется как антисанкционный ответ еще с тех пор сфера госзаказа не раз подвергалась изменениям, так как специфика его правового регулирования позволяет использовать разные ограничительные и запретительные механизмы для гибкого стимулирования российских поставщиков. В связи с кризисом из-за пандемии COVID-19 поддержка отечественных производителей вновь стала приоритетной.

С 2014 г. было принято немало правительственных нормативных правовых актов, предусматривающих запреты и ограничения в допуске иностранных товаров к госзакупкам.

Запреты коснулись продукции машиностроения, легкой промышленности, программного обеспечения, товаров, работ, услуг для нужд обороны и безопасности страны, а также мебели. Позже запретительная практика распространилась и на программно-аппаратные комплексы систем хранения данных для использования на объектах критической информационной инфраструктуры, за исключением случаев, когда нет отечественных аналогов необходимых программ.

Ограничения же допуска затронули медицинские изделия, лекарственные препараты, пищевые продукты и радиоэлектронную продукцию. Использовалась модель «третий лишний»: заявка с иностранными товарами отклоняется, если поданы две от производителей из РФ или ЕАЭС. Позднее в некоторых случаях начал применяться принцип «второй лишний», который исключал импортную продукцию при наличии хотя бы одного российского или евразийского предложения. Однако адекватные критерии эквивалентности установлены не были.

Перечисленные меры действовали лишь в отношении Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На тот момент установление строгих предписаний в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), ограничивающих поставки импортной продукции, не соответствовало более гибкому регулированию корпоративных закупок, в которых большее значение имеет отраслевая специфика.

Но в 2017 г. в Законе № 223-ФЗ было введено правило приоритета российских товаров с предоставлением преференции в отношении цены контракта в размере 15%, кроме случаев закупки у единственного поставщика [1]. На практике же возникали трудности, связанные с отказом в применении приоритета к товарам из стран – членов ВТО и ЕАЭС из-за отсутствия прямого на то указания. Позднее Минфин России предусмотрел особые условия допуска ряда иностранной продукции в виде ценовых преференций производителям из ЕАЭС [2].

Вместе с тем прямая поддержка национальных производителей осуществлялась и с помощью специальных инвестиционных контрактов (далее – СПИК) для отдельных отраслей промышленности. С 2016 г. участники СПИК получили возможность выступать единственными поставщиками при закупках, которые проводятся госучреждениями [3]. Помимо этого, Минпромторг России планировал использовать стандартизацию в сфере закупок при формировании технических требований в государственных закупках, закупках госкомпаний и других участников рынка, чтобы преимущество отдавалось продукции, соответствующей национальным стандартам.

Несмотря на широкомасштабные меры, политика импортозамещения не продемонстрировала ожидаемого положительного результата. В критически важных технологиях и областях зависимость от иностранной продукции не просто осталась на том же уровне, но даже частично возросла. Заказчики предпочитали сохранять прежнюю долю импорта во избежание рисков приобретения менее качественного российского оборудования, комплектующих и сырья.

Принятые меры по большей части были односторонними и направленными на ограничение импорта, а не на расширение экспортного потенциала и производства товаров, способных конкурировать с зарубежными аналогами. В сфере закупок такие механизмы оказались малоэффективными, а тактика их применения нуждается в дополнительной проработке: она только усложнила порядок подготовки заявок на участие в закупках, что позволяло заказчикам использовать обходные пути для приобретения преимущественно импортной продукции при формальном соблюдении нормативных требований по запрету или ограничению ее допуска к торгам.

Тем не менее из-за кризиса, обусловленного в том числе тяжелой эпидемиологической ситуацией, вектор импортозамещения вновь стал очень важен во внутренней политике. Предусмотрены обновленные запреты и ограничения на закупку иностранных товаров в рамках постановлений Правительства РФ [4]. Предлагаются также меры, связанные с введением отраслевых квот и установлением минимальной доли закупок высокотехнологичной отечественной и евразийской продукции. Эффективность этих изменений во многом зависит от надлежащей оценки конкурентоспособности отдельных отраслей.

Грамотное использование такого инструментария позволит по мере реализации политики импортозамещения учитывать степень развитости национальных производств и закупать ту продукцию, которую в данный момент может предоставить внутренний рынок. А это со временем изменит объем спроса на товары иностранных поставщиков. Такой подход будет способствовать увеличению доли российской продукции, приобретаемой заказчиками.

Выстраивая коммерческие отношения с зарубежными контрагентами при осуществлении закупок определенных категорий товаров, работ и услуг, которые могут подпадать под установленные запреты и ограничения, бизнес должен ясно понимать возрастающие риски. В свете текущих законодательных тенденций необходимо следить за принимаемыми государством мерами и меняющимся регулированием, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.
_________________

[1] Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

[2] Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[3] Федеральный закон от 03.07.2016 № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[4] Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд…» и № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Возврат к списку

28.09.2020
Один из самых крупных налогоплательщиков Санкт-Петербурга уходит с рынка
23.09.2020
ВС разрешил отступить от формальных норм в пользу налогоплательщика
23.09.2020
Как дарить и принимать в дар искусство
23.09.2020
Судебная битва за миллиардный контракт на содержание дорог
23.09.2020
Проектирование новой ветки метро в Петербурге отложено из-за судебных споров
15.09.2020
Слишком дорогой гость
11.09.2020
Особенности правового регулирования проведения в России крупнейших международных...
03.09.2020
Изменения в правовом регулировании режима САР: преимущества сегодня

Вход | Регистрация

E-mail

Click here to subscribe our English newsletters