Загрузка...
13.11.2023
8 мин. на чтение

Недвижимость и строительство: MustRead за 8–13 ноября 2023 г.

Планируемые изменения законодательства. Комплексное развитие территории (КРТ)

8 ноября Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, изменяющий регулирование КРТ

Изменения планируется внести в Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) и Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ).

Напомним, что КРТ может осуществляться в следующем порядке:

  • по инициативе правообладателей (в этом случае правообладатели земельных участков и недвижимого имущества в границах территории КРТ обращаются в уполномоченный орган и заключают договор о КРТ);

  • на основании решения о КРТ (такое решение может быть принято Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ или главой местной администрации); когда такое решение принято и опубликовано, существует два варианта процедуры:

  • проводятся торги, по итогам которых с победителем заключается договор о КРТ;

  • решение о КРТ реализуется Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием самостоятельно или РФ/субъект РФ назначают юридическое лицо, которое будет реализовывать КРТ (в этом случае торги не проводятся, а договор о КРТ не заключается).

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что изменения в ГрК РФ в первую очередь направлены на уравнивание в правах тех юридических лиц, которые заключили договор о КРТ, и тех, которые осуществляют КРТ на основании решений органов власти без заключения договора.

Так, девелоперы, с которыми не заключен договор о КРТ, не вправе, например, самостоятельно принимать решение о подготовке документации по планировке территории (ПТ) и обращаться к правообладателям коммунальных сетей для заключения договора о подключении (технологическом присоединении). Поправки наделяют их соответствующими правами.

Изменения также коснутся порядка реализации КРТ. Предусматривается, что КРТ можно будет реализовывать в соответствии с ранее утвержденной документацией по ПТ, которая разрабатывалась не в рамках КРТ. В пояснительной записке этот пункт называют несомненным плюсом, поскольку он позволит сэкономить временные и финансовые ресурсы на подготовку и утверждение такой документации на начальном этапе реализации проекта КРТ.

Другое изменение направлено на синхронизацию развития КРТ и программ комплексного развития коммунальной, транспортной социальной инфраструктуры. Если для реализации КРТ требуется внесение изменений в вышеупомянутые программы, то такие изменения могут вноситься одновременно с подготовкой документации по планировке территории. При этом утверждение соответствующей документации допускается до утверждения изменений в указанные программы. Изменения в программы в этом случае должны быть внесены в течение 90 дней с момента утверждения проекта планировки территории.

Закон распространяет на КРТ правила ст. 52.2 ГрК РФ, которая посвящена вопросам освобождения застраиваемых территорий от линейных объектов (например, перенос сетей инженерно-технического обеспечения).

Применительно к КРТ жилой застройки законопроект ограничивает срок, в течение которого собственники помещений в многоквартирных жилых домах (МКД) могут принять решение об исключении МКД из решения о КРТ.

Собственники помещений в МКД (которые хотя и не признаны аварийными, но соответствуют критериям существенного износа), попавших в границы территории КРТ, должны провести общие собрания по вопросу включения их дома в проект КРТ. Если собрание не состоялось в срок, то дом автоматически включается в решение о комплексном развитии. Согласно действующему порядку провести такое собрание и исключить дом из проекта КРТ возможно до дня утверждения документации по ПТ.

Законопроект же устанавливает, что такое решение можно будет принять лишь до даты принятия решения о проведении торгов на право заключения договора о КРТ. Если же КРТ реализуется без проведения указанных торгов (например, в случае самостоятельной реализации КРТ субъектом), то срок для принятия такого решения будет установлен нормативным правовым актом субъекта РФ.

Рекомендации

Помимо указанного в пояснительной записке уравнивания в правах двух видов застройщиков, осуществляющих КРТ (по договору и без договора), законопроект направлен на оптимизацию процессов осуществления КРТ, упрощение процедур согласования документации и стабилизацию процесса КРТ.

Законопроект № 452646-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Планируемые изменения законодательства. Посуточная аренда жилых помещений

Госдума приняла в первом чтении законопроект, регулирующий краткосрочный наём жилья

8 ноября 2023 г. депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении поправки в ЖК РФ, которые обязывают собственников жилах помещений, передающих их третьим лицам на основании различных сделок, обеспечивать соблюдение:

  • прав и законных интересов соседей;

  • правил пользования жилыми помещениями;

  • правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Изменения разработаны и внесены в Госдуму Правительством РФ во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ (КС РФ) от 23 марта 2023 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.Е.Бахирева».

В указанном деле КС РФ признал, что деятельность по предоставлению в краткосрочный наём жилого помещения в многоквартирном доме нельзя квалифицировать как оказание гостиничных услуг (использование жилого помещения в многоквартирном доме для оказания гостиничных услуг запрещено с 2019 г.). При этом закон не запрещает краткосрочный наём жилья, если это не создаёт неудобств для иных жильцов многоквартирного дома и не влечёт сверхинтенсивной эксплуатации общего имущества дома.

Мы рассказывали о проекте изменений ЖК РФ в одном из наших прошлых выпусков «Недвижимость и строительство: Mustread» от 2 октября 2023 г.

Рекомендации

Комиссия Госдумы по обеспечению жилищных прав граждан подготовила заключение на законопроект, которое содержит ряд замечаний. Так, по мнению парламентариев, изменения дублируют действующие положения ч. 4 ст. 30 ЖК РФ, которая предусматривает, что собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, изменения не направлены на комплексное урегулирование особенностей краткосрочного предоставления жилых помещений. В заключении предлагается определить специальные правила краткосрочного найма жилых помещений исходя из особенностей местности, в которой осуществляется (будет осуществляться) такой наём. Например, такие особенности и специальные правила предлагается установить для туристических и курортных местностей.

Парламентарии уже готовят поправки в законопроект ко второму чтению. Стало известно, что в качестве одной из поправок будет предложено поставить право собственника на сдачу жилого помещения в посуточную аренду в зависимость от решения 2/3 собственников жилых помещений в многоквартирном доме (МКД).

Мы продолжим следить за движением законопроекта в парламенте и сообщать о его ключевых изменениях.

Законопроект № 445620-8 «О внесении изменения в часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Планируемые изменения законодательства. Специальные технические условия (СТУ)

Начались публичные обсуждения проекта изменений, посвящённых процедуре согласования СТУ

Минстрой России подготовил проект изменений в «Порядок разработки и согласования СТУ для разработки проектной документации на объект капитального строительства», утверждённый приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. № 734/пр (Порядок). Среди предложенных изменений стоит отметить следующие.

Во-первых, полномочия представителя, направляющего в интересах заявителя документы для согласования СТУ в Минстрой России, могут быть подтверждены посредством Платформы полномочий ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации». В таком случае представление документа, подтверждающего полномочия представителя не требуется.

Во-вторых, документация, направленная для согласования СТУ, может быть подписана:

  • простой или усиленной неквалифицированной электронной подписью в случае, если документация подаётся от имени индивидуального предпринимателя или физического лица;

  • усиленной неквалифицированной электронной подписью, либо усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), если документы подаются от имени юридического лица. Действующий Порядок позволяет использовать только УКЭП.

В-третьих, срок рассмотрения СТУ сокращён с 20 до 19 дней.

Публичные обсуждения продлятся до 17 ноября 2023 г.

Рекомендации

Напомним, что СТУ - это технические нормы, разработанные для конкретного ОКСа и содержащие дополнительные к установленным или устанавливающие (при отсутствии) технические требования в области безопасности, отражающие особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта.

Указанные изменения направлены на упрощение процедуры согласования СТУ и конкретизацию некоторых отдельных положений. Рекомендуем заинтересованным лицам ознакомиться с полным текстом документа и принять участие в публичных обсуждениях.

Проект приказа «О внесении изменений в Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. № 734/пр»

Судебная практика. Расторжение договора аренды

Верховный суд указал, что уведомить арендатора о расторжении договора можно любым способом (дело № А12-16447/2022 по заявлению ИП Пеплыгина С.Н.)

В 2009 г. собственники земельного участка с/х назначения заключили договор аренды с акционерным обществом «Чапаевское» сроком на 10 лет. Права арендатора по указанному договору впоследствии были уступлены акционерному обществу «Дельта-агро» (арендатору, истцу). По истечении срока действия договора он был продлён на неопределённый срок в силу положений п. 2 ст. 621 ГК РФ.

27 ноября 2021 г. на общем собрании долевые собственники земельного участка приняли решение о расторжении договора аренды в одностороннем порядке. Представители общества «Дельта-агро» присутствовали на данном собрании.

В целях исполнения указанного решения 29 декабря 2021 г. арендодатели направили в адрес истца уведомление о необходимости подписания дополнительного соглашения и акта приема-передачи земельного участка. Однако общество «Дельта-агро» уклонилось от подписания данных документов, и запись об обременении в его пользу не была погашена в ЕГРН.

Поскольку, по мнению арендодателей, договор с истцом был расторгнут, часть собственников заключила новый договор аренды с индивидуальным предпринимателем Пеплыгиным С.Н. сроком на 11 месяцев. Таким образом, внесение информации об обременении земельного участка новым договором аренды не требовалось.

ИП Пеплыгин засеял арендуемую часть земельного участка семенами подсолнуха, а спустя некоторое время бывший арендатор, общество «Дельта-агро», обратилось в суд, требуя признать за ним право собственности на урожай. В обоснование своей позиции истец ссылался на то, что именно он является арендатором земельного участка (и в силу договора аренды ему принадлежит урожай), поскольку он не подписывал соглашение о расторжении договора аренды, а в ЕГРН отсутствуют сведения о прекращении договора аренды.

Три инстанции поддержали доводы истца. С ними не согласился Верховный Суд РФ (ВС РФ). Направляя дело на новое рассмотрение ВС РФ указал:

  • факт присутствия представителей арендатора на общем собрании собственников земельного участка при решении вопроса о расторжении договора аренды, свидетельствует о надлежащем уведомлении арендатора о расторжении договора;

  • сохранение записи в ЕГРН о договоре аренды не свидетельствует для сторон сделки о продолжении его действия.

Рекомендации

ВС РФ подтвердил, что сторона договора может быть извещена о его одностороннем расторжении не только посредством направления письменного уведомления, но и иными способами, подтверждающими получение контрагентом такой информации.

Во избежание разногласий между сторонами договора аренды о том, состоялось ли расторжение договора, рекомендуем предусматривать в договоре, что уведомлять другую сторону о расторжении необходимо в письменной форме, например, путем направления по почте заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 306-ЭС23-12789 по делу № А12-16447/2022

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

06.12.2023

Анализ/прогноз рынка офисной недвижимости - П. Барбашев (O1 Properties), А. Ефимов (IBC Real Estate)

Подробный анализ рынка офисной недвижимости, новые тенденции и прогноз рынка на ближайшее время.

Смотреть

03.04.2025

Недвижимость и строительство: MustRead от 1 апреля 2025 г.

Главные новости: В Госдуму внесен проект поправок в Жилищный Кодекс РФ, упрощающий процедуру перепланировки В Госдуму...

01.04.2025

При признании объекта самовольной постройкой необходимо оценивать существенность нарушений

Верховный Суд опубликовал Определение по делу № 18-КГ24-424-К4, в котором указал на допущенные нижестоящими судами ошибки...

28.03.2025

Не всякое здание может определить юридическую судьбу земельного участка, на котором возведено

ВС напомнил, что исключительное право собственника недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый...

21.03.2025

Строительные споры в практике Верховного Суда РФ в 2024 году - 6 ключевых кейсов.

В видеоролике, Наталья Стенина, партнер, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепе...