Загрузка...
26.02.2021
5 мин. на чтение

Обзор судебной практики. Топ антимонопольных споров. Выпуск № 3/2021.

Не все ограничительные действия доминирующего на рынке хозсубъекта являются антимонопольным нарушением

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.01.2021 по делу № А42-5055/2019 (спор признан не относящимся к компетенции антимонопольного органа)

Участники дела

ООО «Севрыбсбыт» против Мурманского УФАС России

Резюме эксперта

ВС РФ указал, что в компетенцию антимонопольного органа не входит разрешение разногласий о том, законно ли устанавливать плату за оформление пропусков для прохода и проезда на территорию порта. Само по себе нарушение доминирующим на рынке хозсубъектом требований гражданского или иного законодательства еще не образует антимонопольного нарушения. Выводы регулятора и нижестоящих судов о законности введения такой платы признаны преждевременными и не имеющими преюдициального значения.

Обстоятельства дела

«Севрыбсбыт» пожаловался в УФАС на установление Мурманским морским рыбным портом платы за оформление пропуска для проезда на территорию порта. По утверждению компании, нет нормативных правовых актов, которые позволяли бы порту исполнять свои обязанности на платной основе.

УФАС отказало в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Суды трех инстанций согласились с такими выводами, посчитав, что порт, обеспечивая транспортную безопасность своей территории, вправе был выдавать пропуска на возмездной основе.

«Севрыбсбыт» подал кассационную жалобу в ВС РФ.

Решение ВС РФ и его обоснование

Коллегия посчитала, что суды по существу разрешили спор правильно, и разъяснила несколько моментов.
  1. Полномочия антимонопольного органа при применении ст. 10 Закона о защите конкуренции состоят в пресечении и выявлении нарушений в использовании экономического положения лицом, доминирующим на рынке, а не в контроле за соблюдением хозсубъектами норм гражданского и иного законодательства и не в разрешении гражданских споров.
  2. «Севрыбсбыт» не представил достаточных данных, позволяющих считать, что в поведении администрации порта есть признаки антимонопольного нарушения. Разногласия были связаны с реализацией портом требований в сфере транспортной безопасности и применением их к «Севрыбсбыту» – пользователю инфраструктуры порта. Разрешение таких споров не относится к компетенции антимонопольных органов.
  3. Утверждения УФАС и судов о законности взимаемой портом платы преждевременны и не имеют преюдициального значения. Отказ в возбуждении дела не должен предопределять исход гражданско-правового спора.
ВС РФ оставил принятые судебные акты в силе.

Совпадение словесных элементов в средствах индивидуализации еще не говорит о нарушении

Решение Суда по интеллектуальным правам от 23.12.2020 по делу № СИП-764/2020 (решение в пользу антимонопольного органа)

Участники дела

ООО «Социальная аптека» против Краснодарского УФАС России

Резюме эксперта

Суд согласился с антимонопольным органом, что, оценивая наличие в действиях лица признаков недобросовестной конкуренции в виде использования средств индивидуализации, сходных до степени смешения с уже существующими, необходимо установить степень сходства. При этом совпадение словесных элементов у сравниваемых объектов еще не свидетельствует о нарушении, поскольку важна степень сходства объектов в целом, а не их частей.

Обстоятельства дела

«Социальная аптека» пожаловалась в УФАС на недобросовестную конкуренцию со стороны ООО «Социальная аптека „ЛАКИ ФАРМА“». По мнению заявителя, приобретение конкурентом фирменного наименования со словами «социальная аптека» и использование его на фасадах аптек приводит к смешению компаний на рынке в отношении аналогичных видов деятельности в одном регионе, влияет на их индивидуализацию и вводит потребителей в заблуждение.

УФАС не установило признаков нарушения ч. 1 ст. 14.4 Закона о защите конкуренции.

«Социальная аптека» оспорила это решение в суде.

Решение Суда и его обоснование

СИП согласился с УФАС, что сравниваемые средства индивидуализации не сходны до степени смешения, и разъяснил следующее.
  1. Смешение вероятно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, потребитель может воспринимать спорное обозначение как соответствующий товарный знак (ТЗ) или полагать, что обозначение использует тот же правообладатель ТЗ. Суд определяет сходство в результате сравнения ТЗ и обозначения с учетом представленных доказательств. Сходство лишь неохраняемых элементов не учитывается. Специальные знания для установления степени сходства обозначений не нужны (п. 162 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
  2. Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым, графическим, смысловым признакам, перечисленным в Правилах составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по госрегистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков (утв. Приказом Минэкономразвития от 20.07.2015 № 482). При изучении сходства сравниваемых фирменных наименований и коммерческих обозначений устанавливается не сходство или полное его отсутствие, а наличие или отсутствие определенной степени сходства.
  3. В этом споре степень сходства низкая. Несмотря на совпадающую фразу «социальная аптека», обозначение «ЛАКИ ФАРМА» имеет иную фонетическую длину, звуковой ряд, отличную ритмику и интонацию звучания. А словосочетание «социальная аптека» описывает работу всех аптек социальной направленности.

Незаконно включать подрядчика в РНП, если он не исполнил контракт в срок из-за форс-мажорных обстоятельств

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.12.2020 по делу № А51-5424/2020 (решение в пользу предпринимателя)

Участники дела

ООО «Скаб» против Приморского УФАС России

Резюме эксперта

Суд счел ошибочным формальный подход антимонопольного органа к включению компании в Реестр недобросовестных поставщиков. И указал, что в этом случае следует учитывать наличие форс-мажорных обстоятельств, влияющих на возможность исполнить контракт, и принятие подрядчиком достаточных и разумных мер для исполнения своих обязательств.

Обстоятельства дела

Подрядчик по муниципальному контракту на ремонт автодорог «Скаб» не выполнил работы в полном объеме в оговоренный срок. По заявлению заказчика – Управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока – УФАС включило сведения о компании в РНП.

«Скаб» обжаловал решение в суде. Первая инстанция не нашла оснований для квалификации действий компании как недобросовестных и признала решение антимонопольного органа недействительным. Апелляция это решение отменила, поддержав позицию регулятора.
«Скаб» подал кассационную жалобу.

Решение кассации и его обоснование

Суд округа счел решение УФАС незаконным, поскольку:
  • из материалов дела следует, что подрядчик не собирался уклоняться от исполнения контракта. Он не выполнил работы из-за сложных погодных условий и введения в связи с этим в городском округе режима чрезвычайной ситуации. Это исключало возможность укладки асфальта по требованиям СНиП;
  • даже при такой погоде «Скаб» вел работы, допустимые при осадках, что позволило частично выполнить контракт. Ремонт не был окончен только на участке автодороги, который находился в зоне подтопления.
Поскольку УФАС не исследовало обстоятельства, касающиеся нарушения сроков выполнения работ, а также не учло действия подрядчика по принятию разумных мер для исполнения контракта, суд признал включение «Скаб» в РНП незаконным.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

27.02.2024

Новости недвижимости и строительства: высотность застройки в Москве, решения Росреестра, КРТ, ЕГРН

В этом выпуске Наталья Стенина - партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о главных новостях недвижимости и строительства.

Смотреть

28.03.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 4 за 2024 г.

Признан законным штраф «Яндексу» за ненадлежащую проверку рекламы; картель с классическим набором косвенных доказательств...

26.03.2024

Деятельность маркетплейсов урегулируют

5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8, предусматривающий унифицированное правовое...

25.03.2024

Конкуренция и право. Обзор за 18–24 марта 2024 г.

Госдума приняла законы об индексации порогов ущерба/преступного дохода по ст. 178 УК РФ и об ужесточении ответственнос...

19.03.2024

В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает внесение изменений в закон о защите конкуренции

29.02.2024 г. в Государственную Думу внесен проект федерального закона, согласно которому предлагается исключить из Закона...