О подходах к определению границ рынков с платформами;
Ответственность за дискриминацию поставщиков торговыми сетями: позиции судов;
Почему количественных и качественных условий недостаточно для признания коллективного доминирования;
Торги по продаже имущества должников. Проблемы антимонопольного регулирования;
10 вопросов руководителю Самарского УФАС.
Ждем ваши предложения и материалы по электронной почте: cl@cljournal.ru.
Правила публикации представлены здесь. Подписаться на журнал можно здесь.
Внедрить в компании качественную и эффективно работающую систему предупреждения антимонопольных рисков поможет международный стандарт ISO 19600. В материале на сайте журнала рассмотрено, как применить положения и общие принципы этого документа в России и какие преимущества дает сертификация соответствия ему. Для примера взяты наиболее распространенные нарушения: злоупотребление доминирующим положением, вовлечение в картельный сговор и недобросовестная конкуренция.
Бурное развитие электронной коммерции требует более пристального, чем прежде, внимания антимонопольного органа. Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Петрович Тенишев в интервью журналу «Конкуренция и право» рассказал, какие недобросовестные практики стали поводом для расследования и какой набор инструментов помогает ведомству их выявлять и доказывать.
НОРМОТВОРЧЕСТВО
Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект о создании системы сопоставления цен при закупке по гособоронзаказу. Комментарий ФАС.
Также по теме:
Прошел первое чтение законопроект о создании отдельного каталога продукции для гособоронзаказа (Интерфакс-ProЗакупки)
Поправки в проект предполагают, что интернет-операторам нужно получить одобрение двух третей жителей на общем собрании в домах с непосредственным управлением. ФАС считает, что предложения нельзя согласовать в представленной редакции, т. к. принятие решения собранием может привести к созданию дискриминационных условий операторам связи, не входящим в группу лиц застройщика и не разместившим сети и средства электросвязи на этапе строительства.
Правительство одобрило законопроект об установлении обязанности заказчиков обосновывать начальные (максимальные) цены договоров.
Второй оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ готовят к внесению в Госдуму (Минфин России)
Разработаны проекты:
федерального закона о введении административной ответственности за непредставление предложения о цене продукции по гособоронзаказу, если представление таких предложений обязательно (инициатор – ФАС);
постановления Правительства об утверждении особенностей госрегулирования предельных отпускных цен производителей на лекарства из перечня ЖНВЛП (инициатор – Минздрав);
постановления Правительства о проведении Минэкономразвития собственного анализа госзакупок для подготовки и координации новых механизмов стимулирования поставщиков отечественной продукции (инициатор – Минэкономразвития).
ДОКУМЕНТЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ
Приказом Минфина обновлено Типовое положение (регламент) о контрактной службе.
В письме Минфина разъяснен порядок уплаты неустоек по госконтрактам, в целях софинансирования которых предоставляются межбюджетные трансферты.
Вице-премьер Юрий Борисов поручил главе Минпромторга Денису Мантурову согласовать с профильными ведомствами перечень товаров отечественного производства, включая радиоэлектронику, и минимальные квоты таких товаров в закупках госсектора на 2021–2023 гг.
Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС сообщил, что число возбужденных на фармрынках дел о картелях и иных антиконкурентных соглашениях в 2020 г. увеличилось на 8% по сравнению с 1-м полугодием 2019 г. Чаще всего недобросовестные участники рынка пытались заработать на дезинфекторах и средствах индивидуальной защиты. ФАС предлагает подумать над введением в законодательство такого отягчающего обстоятельства, как совершение правонарушения в период сложной экономической ситуации.
Также по теме:
Эксперты обсудили проблемы законодательства о картелях («Деловая Россия»)
Предприниматели жалуются, что в Москве установилась монополия «Яндекса» и Delivery Club, операторы доставки на свое усмотрение устанавливают стоимость доставки в размере до 35% от цены заказа. Мэрия города проведет проверку на предмет нарушения антимонопольного законодательства при назначении тарифов для развоза еды из ресторанов.
Также по теме:
Delivery Club и «Яндекс.Еда» ответили на заявление о монополии в Москве (RNS)
ФАС указала, что финрынок характеризуется высокой концентрацией, высокой долей госучастия, значительным отрывом лидеров от ближайших конкурентов. На нормативном уровне одни организации поставлены в преимущественные условия по сравнению с другими. К негативным для развития конкуренции на рынке факторам служба отнесла избыточные административные барьеры, неравные конкурентные условия, а также явления, приводящие к ущемлению интересов потребителей.
Эксперты обсудили подходы к определению цифровых платформ, влияние различных факторов на функционирование цифровых рынков. Нужно выработать методику проведения анализа этих рынков, описания методов исследования влияния характерных для них факторов (таких как сетевые эффекты) на возникновение/усиление доминирующего положения цифровых платформ. Это поможет доработать Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках с целью учета специфики функционирования цифровых платформ.
Жалобы на порядок рассмотрения заявлений лиц о готовности принять участие в таком конкурсе антимонопольный орган будет рассматривать не более семи рабочих дней, в исключительных случаях до 14 дней.
На сайте ФАС размещены данные о предельных размерах оптовых и розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, установленных в субъектах РФ, по состоянию на 21 октября 2020 г.
ФАС сочла ООО «Т2 Мобайл» нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Компания установила монопольно высокие цены на услуги подвижной радиотелефонной связи на ряде тарифных планов и не исполнила предупреждение ведомства.
Средства были получены в результате сговоров на торгах по закупке строительных материалов (1,4 млрд руб., бывший мэр Владивостока, его брат и аффилированные с ними компании) и поставке лекарств и медизделий (900 млн руб., участники антиконкурентных соглашений на торгах ФГБУ «НМИЦ имени Академика Е.Н. Мешалкина»).
Также по теме:
Андрей Тенишев рассказал о декартелизации строительной отрасли (ФАС России)
ФАС вынесла штрафы ООО «Мэркури Классик», ООО «Мэркури Элит», ООО «Турбийон Холдинг» и ОАО «ТД ЦУМ» за отказ предоставить информацию по мотивированному требованию в рамках расследования международного картеля.
УФАС наложило на ООО «СтройЭнергоИнвест» штраф на 521 тыс. руб. за заключение устного картельного соглашения по поддержанию цен на электронных аукционах МКУ «Центр закупок» Раменского муниципального района Московской области (нарушение п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции). Оштрафованы и другие участники этого картеля – ООО «ЭГС» и ООО «МПС».
ФАС выдала гендиректору группы компаний «Русагро» и финдиректору компании Sucden предостережения из-за публичного распространения информации о возможном дефиците сахара.
АС г. Москвы поддержал решение и предписание ФАС, установившей, что аукционная комиссия при закупке работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию школы сочла компанию не соответствующей требованиям, сославшись на то, что в протоколе об одобрении крупной сделки, представленном участником закупки, отсутствовал срок действия одобрения (нарушение ч. 7 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).
Также по теме:
Арбитраж поддержал ФАС России в споре о нарушении Закона № 44-ФЗ (ФАС России)
9-й ААС счел законным решение ФАС о признании пяти компаний виновными в заключении устного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах (нарушение п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции), а Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» – в нарушении порядка определения победителя электронного аукциона, которое могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (нарушение п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона).
9-й ААС поддержал решение ФАС, признавшей семь компаний виновными в картеле на 111 электронных аукционах по поставке медизделий и средств для уборки помещений для нужд государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в 18 субъектах РФ (нарушение п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
13-й ААС признал законными решение и предписание УФАС о нарушениях в действиях Балтийской таможни, которая без проведения конкурсных процедур заключила безвозмездные договоры хранения товаров с не имеющими своих складских помещений ООО «Валро» и ООО «Партнер». Безвозмездным хранение изъятых товаров было только для таможни, а участники внешнеэкономической деятельности должны были расплачиваться за хранение конфискованного товара (нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции).
9-й ААС поддержал решение ФАС, признавшей регоператора по обращению с ТКО Новосибирской области – ООО «Экология-Новосибирск» – нарушившим п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Компания препятствовала доступу на товарный рынок других организаций, занимающихся транспортировкой ТКО на территории области.
ОЭСР и ЮНКТАД проводят много исследований региональных организаций, из которых можно сделать вывод, что немногие из этих организаций применяют наднациональные полномочия в сфере конкуренции, а у некоторых они вообще отсутствуют. Для поиска возможностей урегулирования этих проблем ЕЭК предлагает использовать площадку ежегодных сессий Межправительственной группы экспертов ЮНКТАД.
Минюст США подал иск против Alphabet Inc. (материнская компания Google) по обвинению в заключении соглашений, которые препятствовали доступу конкурентов в сектор. Компания платила производителям мобильных телефонов, операторам связи и интернет-браузеров за установку Google как поисковика по умолчанию. Также она заключала «эксклюзивные соглашения», запрещающие предустановку поисковиков-конкурентов, и «заставляла» устанавливать свои поисковые приложения на «удобных местах» экранов устройств и делать их недоступными для удаления. Истцами по делу также выступили генпрокуроры 11 штатов. В Google иск сочли «глубоко ошибочным».
Также по теме:
Минюст США обвиняет Google в недобросовестной конкуренции («Известия»)
Инфографика: место Google на мировом и российском рынках («Коммерсантъ»)
В повестке мероприятия впервые объединены вопросы рассмотрения Комплекса по конкуренции ООН и Руководства ООН по защите прав потребителей: борьба с трансграничными картелями, защита прав потребителей в цифровую эпоху, усиление международного сотрудничества для борьбы с недобросовестными трансграничными практиками. Комитет по конкуренции ОЭСР разрабатывает меры антимонопольного реагирования в условиях пандемии, готовит рекомендации для правительств и антимонопольных органов по выходу из кризиса.
Сформированы предложения о внесении изменений в 113 нормативных правовых актов и разработке 59 новых актов. Они включают критерии и условия отнесения услуг к естественномонопольным; критерии и условия, обеспечивающие реализацию единых принципов и правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий; критерии определения степени гармонизации законодательства в этой сфере, а также индикаторы, являющиеся показателями оценки результатов и степени реализации требований Договора о ЕАЭС в части естественных монополий.
Вам понравился материал?
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q
Сегодня в ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии с 10 по 17 апреля 2023 г.: 1...
Разбирайтесь в сложном вместе с нами. Выберите рассылки, актуальные для вас
Регистрация почти завершена. Осталось подтвердить Ваш адрес электронной почты.
На указанный Вами e-mail, было отправлено письмо для подтверждения email. Пожалуйста, перейдите в Ваш почтовый ящик и подтвердите адрес электронной почты.
Если письмо от pepeliaevgroup не пришло, проверьте папку СПАМ или попробуйте отправить письмо повторно.
Продолжая просмотр настоящего сайта, Вы соглашаетесь с использованием файлов Cookie и иных методов, средств и инструментов интернет-статистики и настройки, применяемых на сайте для повышения удобства использования сайта, а также, в определенных случаях, для продвижения работ и услуг «Пепеляев Групп», предоставления информации о предстоящих мероприятиях.