Загрузка...
10.02.2022
10 мин. на чтение

Дайджест – «Цифровая экономика» 27 декабря 2021 г.- 6 февраля 2022 г.

Digest_top_Bardina_new.jpg
Быстрое меню:

digest_icon_#7E2E84-03.png

ПРИНЯТЫЕ АКТЫ


Российские IT-компании не вправе учитывать доходы от реализации иностранных программ по сублицензионным договорам для целей применения налоговых льгот

С 1 января 2021 г. российские организации, ведущие деятельность в сфере информационных технологий, могут применять пониженные ставки по налогу на прибыль и пониженные тарифы страховых взносов. Налоговые льготы распространяются на компании, которые:

  • разрабатывают и реализуют разработанные ими ПО, базы данных и (или)

  • оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению ПО, баз данных.

Для применения налоговых льгот доля доходов от IT-деятельности должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов компании за отчетный период.

В соответствии с письмом Минфина, если права на ПО принадлежат иностранной организации, то российская компания не вправе для целей применения налоговых льгот учитывать:

  • доходы от предоставления прав на такое ПО по сублицензионным договорам;
  • доходы от оказания услуг по технической поддержке этого ПО и
  • доходы от консультационных услуг по его внедрению. ( Письмо Минфина России от 07.12.2021 № 03-03-07/99171)

30.12.2021 г. КонсультантПлюс

Минпромторг пояснил, когда нужно начать передавать сведения о розничной продаже скоропортящихся сыров в систему «Честный знак»

С 2020 г. в отношении молока и некоторых видов молочной продукции предусмотрена обязательная маркировка средствами идентификации. Участники оборота молочной продукции должны предоставлять в информационную систему мониторинга сведения, в том числе, о выводе из оборота этой продукции путем ее розничной продажи. В соответствии с письмом Минпромторга в отношении сыров со сроком хранения до 40 суток организации вправе не представлять такие сведения до 30 марта 2022 г. включительно. ( Письмо Минпромторга России от 30.12.2021 № ЕВ-116867/28)

15.01.2022 г. КонсультантПлюс

Изменены сроки обязательной маркировки отдельных видов товаров

С 1 февраля 2023 г. обязательной маркировке будут подлежать медицинские кресла-коляски с ручным приводом и электрические, а с 1 марта 2023 г. – велосипеды и велосипедные рамы. Срок введения обязательной маркировки пива, сидра и прочих сброженных напитков с концентрацией спирта не более 7% будет определен по результатам эксперимента. (Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2022 № 14-р)

18.01.2022 г. Российская Газета

Роспотребнадзор вправе провести внеплановую проверку, если получит информацию о наличии в обороте контрафактной продукции

В соответствии с действующим законодательством о государственном и муниципальном контроле для принятия решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия уполномоченный орган разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований.

21 января 2022 г. опубликован приказ Роспотребнадзора, которым утвержден индикатор риска в области защиты прав потребителей. Это поступление сведений о наличии в гражданском обороте товаров, на которых (а равно на этикетках, упаковках, документации, в предложениях о продаже, в объявлениях, на вывесках и в рекламе, в Интернете) содержится либо предположительно содержится незаконное воспроизведение средства индивидуализации (использование чужого товарного знака, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров). ( Приказ Роспотребнадзора от 23.12.2021 № 804)

24.01.2022 г. Гарант

Разъяснено значение терминов «адаптация» и «модификация» для целей применения налоговых льгот IT-компаниями

В октябре 2021 г. Минцифры выпустило разъяснения по вопросам применения налоговых льгот для IT-компаний. В частности, было дано толкование некоторых видов деятельности, осуществление которых позволяет IT-компаниям претендовать на применение налоговых льгот: «разработка», «установка», «сопровождение» программ для ЭВМ и баз данных. Читайте обзор Пепеляев Групп.

27 января 2022 г. Минцифры опубликовало письмо с толкованием иных льготируемых видов деятельности – «модификация» и «адаптация».

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или базы данных с одного языка на другой, за исключением адаптации. Изменения, осуществляемые в целях обеспечения функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя, являются адаптацией (пункт 9 статьи 1270 ГК РФ). Адаптация, так же как и модификация, может включать в себя внесение изменений в исходный код, исполняемый объектный код или сопутствующие документы.

Организация считается организацией, выполняющей работы по адаптации и (или) модификации программ для ЭВМ, баз данных, в том числе в случаях, когда выполнение таких работ (оказание услуг) не привело к созданию и (или) оформлению законченного нового объекта – производной модифицированной и (или) адаптированной программы для ЭВМ, базы данных. ( Письмо Минцифры России от 27.01.2022 № П11-2-05-200-3571)

28.01.2022 г. Минцифры России

Утвержден порядок получения доступа налоговых органов к информационным системам организации для целей налогового мониторинга

Организация, в отношении которой принято решение о проведении налогового мониторинга, обеспечивает возможность взаимодействия с налоговым органом через собственную информационную систему. Такое взаимодействие должно осуществляться посредством защищенного канала связи с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.

Организации не позднее одного месяца с момента наступления технической возможности интеграции с автоматизированной информационной системой ФНС «Налог-3» обязаны представить в налоговый орган параметры доступа к своей информационной системе. Организации, которые только планируют вступить в налоговый мониторинг, должны это сделать в течение 5 рабочих дней после получения решения о проведении мониторинга.

По мнению начальника Управления налогового мониторинга ФНС России, Марины Крашенинниковой, полная интеграция налоговых органов с информационными системами компаний позволит усовершенствовать расширенное информационное взаимодействие при проведении налогового мониторинга, ускорить обработку всех рутинных процессов, связанных с оценкой и проверкой документов, сделать обмен данными более удобным и безопасным. ( Приказ ФНС России от 23.12.2021 № ЕД-7-23/1142@)

31.01.2022 г. ФНС России


digest_icon_#7E2E84-02.png

ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НОРМОТВОРЧЕСТВО


Банк России предлагает допустить на рынок платежных услуг больше компаний

В Банке России разработаны поправки в законодательство, которые позволят не только банкам, но и финтех-компаниям, нефинансовым организациям, а также небанковским финансовым организациям (страховым, брокерским и микрофинансовым компаниям) оказывать платежные услуги.

Введение института небанковских поставщиков платежных услуг предусмотрено Стратегией развития национальной платежной системы на 2021–2023 гг. Предусмотрено два типа поставщиков.

Поставщики первой категории будут инициировать переводы по поручению клиентов. Чистые активы таких компаний должны составлять минимум 5 млн. руб. Полномочия поставщиков второго типа, помимо инициирования переводов, предусматривают и осуществление платежей с открытием электронных кошельков. Чистые активы у поставщиков второго типа должны быть не менее 50 млн. рублей.

Предложения Банка России планируется обсудить с заинтересованными участниками рынка. ( Информация Банка России от 19.01.2022)

19.01.2022 Банк России

Банк России опубликовал предложения по урегулированию криптовалют в РФ

Напомним, ранее в Центробанке заявили, что российская финансовая инфраструктура не должна использоваться для сделок с криптовалютой. Также стало известно, что Банк России планирует запретить инвестиции в криптовалюты на территории страны, поскольку рост числа криптотранзакций несет риски для финансовой стабильности. Читайте алерт Пепеляев Групп.

20 января 2022 г. Банк России опубликовал доклад о регулировании криптовалют. В нем подробно рассмотрены риски в связи с распространением криптовалют в РФ, а также представлены предложения для консультаций по возможным мерам регулирования. В частности, Банк России считает целесообразным принятие следующих мер:

  • Введение ответственности за нарушение запрета на использование криптовалюты в качестве средства платежа за товары, работы и услуги, продаваемые и покупаемые юридическими и физическими лицами – резидентами РФ;

  • Введение запрета на организацию выпуска и (или) выпуск, организацию обращения и обмена криптовалюты (в т. ч. криптобиржами, криптообменниками, P2P-платформами) на территории РФ и установление ответственности за нарушение этого запрета;

  • Введение на законодательном уровне запрета для финансовых организаций на собственные вложения в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты;

  • Введение запрета на использование российских финансовых посредников и инфраструктуры финансового рынка для осуществления любых операций с криптовалютой (приобретение, осуществление платежей и переводов, отчуждение криптовалют) и для способствования осуществлению подобных операций (в т. ч. оказание услуг по хранению или содействие принятию рисков через деривативы).

Кроме того, предлагается продолжить работу по совершенствованию взаимодействия как с национальными регуляторами (в том числе, в рамках ЕАЭС), так и с международными организациями в целях гармонизации подходов к регулированию криптовалют.

20.01.2022 г. Банк России

Правительство РФ утвердило концепцию регулирования криптовалют в России

Предлагается проводить все операции с криптовалютами через российские банки, идентифицировать держателей криптокошельков и разделить клиентов на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. Концепция предусматривает введение в законодательство РФ следующих участников рынка криптовалют (цифровых валют):

  • Организатор системы обмена цифровых валют. Им должен быть банк с универсальной лицензией, имеющий право осуществлять операции открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц, предоставлять электронные средства платежа, в том числе корпоративные электронные средства платежа. У банка должна быть информационная система и программное обеспечение, позволяющие осуществлять идентификацию или упрощенную идентификацию участников операции, проводить контроль движения денежных средств и т.д.;

  • Оператор обмена цифровых валют. Предлагается предусмотреть две модели: криптовалютный обменник и криптовалютная биржа. Ими могут быть только российские юридические лица, соответствующие ряду требований;

  • Иностранная биржа цифровых валют. Такая компания должна открыть представительство на территории РФ и иметь лицензию на осуществление биржевой деятельности по операциям с цифровой валютой в стране местонахождения.

По мнению авторов концепции, ее реализация обеспечит создание необходимой нормативной правовой базы, позволит вывести из тени индустрию цифровых валют и создать возможность осуществления легальной предпринимательской деятельности. Для реализации концепции потребуется внесение изменений в ФЗ «О цифровых финансовых активах» или разработка нового федерального закона. (Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют)

27.01.2022 Правительство РФ

Для субъектов критической информационной инфраструктуры предлагается усилить административную ответственность

Субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) – это государственные органы, а также юридические лица и ИП, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах. Кроме того к субъектам КИИ относятся юридические лица и ИП, которые обеспечивают взаимодействие этих систем или сетей.

Такие организации несут ряд обязанностей по обеспечению безопасности объектов критической информационной инфраструктуры, в том числе они должны сообщать во ФСТЭК информацию о присвоении их сетям или системам той или иной категории значимости.

Проектом федерального закона предлагается ввести для субъектов КИИ ответственность за непредставление или несвоевременное представление во ФСТЭК такой информации, а также за представление недостоверной или неактуальной информации. Размеры штрафа составят: для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Публичное обсуждение законопроекта завершится 28 февраля 2022 г.

04.02.2022 г. КонсультантПлюс


digest_icon_#7E2E84-02.png


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА


«Яндекс» заключил мировое соглашение с инициаторами антимонопольного расследования

В августе 2020 г. группа российских онлайн-сервисов направила в ФАС жалобу в связи с злоупотреблением доминирующим положением со стороны компании «Яндекс». Основная претензия заключалась в том, что обогащенные ответы в результатах поиска имеют преимущество и позволяют пользователям удовлетворять свой запрос без перехода на страницу веб-сайта. Заявители утверждали, что попасть в такие блоки могут только сервисы «Яндекса», а другие веб-сайт теряют из-за этого свой трафик.

17 января 2022 г. компания «Яндекс» заключила мировое соглашение с инициаторами антимонопольного расследования. В рамках мирового соглашения «Яндекс» выплатит 1,5 млрд рублей некоммерческой организации «Российский фонд развития информационных технологий» – оператору государственной поддержки разработки и внедрения цифровых решений в РФ. Средства будут выплачены в течение 10 рабочих дней после того, как суд утвердит мировое соглашение. Также «Яндекс» разработал политику партнерской интеграции со своим поиском и заключил с рядом компаний дополнительное соглашение об использовании функции обогащенных ответов в соответствии с этой политикой. Кроме того, «Яндекс» опубликовал политику обеспечения непредвзятости своей поисковой выдачи и описание механизмов ранжирования в поиске.

17.01.2022 «Интерфакс»


digest_icon_#7E2E84-04.png

НОВОСТИ И СОБЫТИЯ


Предлагается запустить эксперимент по цифровой маркировке вина, рыбы, консервов и корма для домашних животных

В Минпромторге предлагают провести эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов товаров, в частности:

  • упакованной пищевой рыбной продукции (кроме свежей рыбы) — с 1 апреля 2022 г. по 28 февраля 2023 г;

  • отдельных видов алкоголя (например, натурального виноградного вина, вермута, спиртовых настоек и ликеров) — с 1 июня 2022 г. по 31 августа 2023 г;

  • готовых или консервированных продуктов из мяса, овощей и фруктов (например, джемов, желе) — с 1 мая 2022 г. по 28 февраля 2023 г;

  • кормов для домашних животных — с 1 мая 2022 г. по 28 февраля 2023 г.

Участие в эксперименте будет добровольным. Инициатива проходит общественное обсуждение.

26.01.2022 ЧестныйЗнак.РФ

Иностранные IT-гиганты приступили к выполнению закона «о приземлении»

Напомним, в июле 2021 г. Госдума приняла закон, который обязал крупнейших иностранных интернет-компаний учредить на территории РФ уполномоченное юридическое лицо, создать личный кабинет на сайте Роскомнадзора, а также разместить на собственных цифровых ресурсах форму обратной связи и счётчик посещаемости. Читайте алерт Пепеляев Групп.

14 января Apple начала выполнять этот закон и зарегистрировала личный кабинет на сайте Роскомнадзора, а 17 января создала форму обратной связи. 17 января Likee и Viber зарегистрировали личные кабинеты. Компания Likee также добавила форму для обратной связи, а мессенджер Viber учредил в России уполномоченное юридическое лицо. 22 января к ним присоединился и TikTok, которому в настоящее время осталось только учредить уполномоченное юридическое лицо.

18.01.2022 VC.ru


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Авторы

Полина Бардина
Руководитель цифровой группы
p.bardina@pgplaw.ru

Практики

Подписаться на рассылку

Вас также может заинтересовать

03.04.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–31 марта 2024 г.

Главные новости: Минцифры планирует ограничить число IT-компаний с нулевым налогом на прибыль; в РФ отменен мо...

26.03.2024

Деятельность маркетплейсов урегулируют

5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8, предусматривающий унифицированное правовое...

23.03.2024

О запрете размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов

Президент РФ подписал Федеральный закон от 11.03.2024 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О контроле...

01.03.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–29 февраля 2024 г.

Главные новости: в 2023 году основным направлением изменений в законодательстве стало регулирование данных; ответственных...