Загрузка...
11.10.2021
4 мин. на чтение

Журнал «Конкуренция и право» № 5, 2021 (сентябрь-октябрь)

Журнал «Конкуренция и право» – первый журнал о праве на конкуренцию и конкуренции прав.

C&L.JPG






СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА

Гайдлайн по комплаенсу

ФАС России выпустила разъяснение о порядке внедрения комплаенс-систем. Это поможет бизнесу выстроить эффективный механизм предупреждения антимонопольных рисков, в том числе правильно оформить внутренние акты. Но открытым остался принципиальный вопрос: станет или нет регулятор принимать меры реагирования только на основании того, что в документах компании о комплаенсе есть положения, противоречащие законодательству. Об этом рассуждает главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.


ТЕМА НОМЕРА
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

«Антимонопольные органы ЕАЭС смогут использовать единые подходы к оценке того, насколько эффективен комплаенс»

На уровне Евразийского экономического союза активно обсуждается внедрение института антимонопольного комплаенса. Член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Арман Шаккалиев поделился планами с нашим журналом. В повестке – стандартизировать применение этого механизма и определить требования к независимым экспертам, которые будут оценивать его работу.

Разъяснение ФАС по комплаенсу: своевременно, прагматично, адаптивно

Президиум ФАС России утвердил долгожданное разъяснение по антимонопольному комплаенсу. Теперь у бизнеса есть практическое пособие для создания, внедрения и эффективной работы механизма предупреждения рисков. Эксперт по комплаенс-системам доцент МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук Алексей Полищук рассказывает, какие рекомендации дает регулятор и каким элементам этого механизма нужно уделять особое внимание.

Что необходимо для развития института антимонопольного комплаенса

Чтобы антимонопольный комплаенс стал действенным правовым инструментом, нужно определить, как он соотносится с другими институтами, в частности институтом административного наказания. Для этого необходимо проработать два вопроса: какие юридически значимые действия являются комплаенсом и какие последствия для компании они влекут. Раскрывает тему член Ассоциации «Некоммерческое партнерство „Объединение Корпоративных Юристов“» Аркадий Лисин.

Бизнес оценивает комплаенс-гид от регулятора

Требование Президиума ФАС России призвано ответить на конкретные вопросы по внедрению и функционированию комплаенс-системы. Удалось ли это, с точки зрения представителей бизнеса? И какие неразрешенные моменты еще остались? Отвечают опрошенные редакцией эксперты:

  • начальник отдела правового обеспечения административного производства и урегулирования внутригрупповых споров ПАО «ЛУКОЙЛ», кандидат юридических наук Вячеслав Мартемьянов;

  • руководитель направления антимонопольного комплаенса (Департамент управления правовыми рисками, Блок по корпоративным и правовым вопросам) ПАО «Мобильные ТелеСистемы» Марина Наволокова;

  • руководитель направления по работе с государственными органами ППК «ТехноНИКОЛЬ» Оксана Токарева.

Новый стандарт по комплаенсу ISO 37301. На что обратить внимание

В апреле 2021 г. Международная организация по стандартизации опубликовала новый стандарт ISO 37301:2021 «Системы менеджмента соответствия. Требования и руководство по применению». Его положения, в отличие от предыдущего ISO 19600:2014, содержат уже не рекомендации, а требования к комплаенс-программам. Какие процедуры и инструменты учесть компаниям, чтобы оптимально внедрить систему предупреждения антимонопольных рисков и обеспечить ее эффективную работу? Рассказывает магистр права, LL.M., эксперт по комплаенсу Юлия Глубокая.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Какие задачи поставлены в Нацплане развития конкуренции на 2021–2025 гг., для чего ФАС России создает реестр крупных производителей основных и вспомогательных стройматериалов, какие базовые принципы взаимодействия участников цифровых рынков сформулировала служба – узнайте из нового выпуска рубрики.


МАСТЕР-КЛАСС

Как работать с антимонопольными запросами

Запрос антимонопольного органа о предоставлении информации может получить любая компания независимо от ее размера и сферы деятельности. А на фоне усиления ценового контроля число таких запросов только увеличивается. Заместитель генерального директора, руководитель блока корпоративных и имущественных отношений, корпоративный секретарь ПАО «Интер РАО» Тамара Меребашвили и начальник отдела правовой защиты АО «Мосэнергосбыт» Игнат Ефанов объяснят, как убедиться, что подобные требования регулятора мотивированны, когда допустим отказ от их исполнения и правомерен ли «веерный» запрос.


В ФОКУСЕ

Развитие государственных ИТ-сервисов. Как это влияет на конкуренцию на цифровых рынках

Органы власти наращивают свое присутствие в цифровой сфере, постепенно формируя экосистему. Уже сейчас заметны признаки того, что работа государственных платформ и сервисов влияет на интернет-среду. Новый ИТ-гигант с огромными госресурсами меняет равновесие на цифровом рынке. Создать сбалансированную модель помогут новые правила взаимодействия государства и бизнеса, уверены директор по правовым исследованиям НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук Руслан Ибрагимов и преподаватель Moscow digital school Валентин Кислый.

Закупочные союзы: новые разъяснения ФАС

Кому можно, а кому нельзя вступать в закупочные союзы и как определить, помогают они конкуренции или вредят? Антимонопольная служба выпустила на этот счет два новых разъяснения. Заместитель генерального директора ООО «СПАР-Калининград» по правовым вопросам Алексей Елаев рассмотрит вопросы, на которые ответило ведомство.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Пленум ВС РФ о группе лиц и антикартельном запрете. Вопросы толкования

Соглашения и согласованные действия компаний, которые входят в холдинг, выведены из-под запретов на картели. Пленум ВС РФ разъяснил: применяя нормы против сговоров, нужно доказывать, что участники группы лиц – конкуренты. Старший преподаватель Института развития конкуренции и антимонопольного регулирования СПбГУ, кандидат юридических наук Максим Каменков разберется, как понимать этот подход высшей судебной инстанции, чтобы избежать неблагоприятных решений ФАС России и судов и минимизировать бизнес-риски.

 

ПРАКТИКА УФАС

«Соблюдение антимонопольного законодательства становится нормой поведения бизнеса»

Глава Тульского УФАС России Юрий Владимирович Елагин называет антимонопольный орган индикатором сбалансированности рынка и сравнивает его работу с врачебной деятельностью. Специально для нашего журнала он рассказал о прецедентных расследованиях управления: деле «хлебного» картеля и разбирательстве в сфере недобросовестной конкуренции на рынке лекарств.


СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР

В чем разница в квалификации злоупотребления доминирующим положением субъекта естественной монополии и доминанта? Можно ли признать нарушение прав гражданина злоупотреблением доминирующим положением? Как расценить недобросовестную конкуренцию в спорах с участием «неконкурентов»? Разъяснений судов по этим и другим вопросам вы найдете в обзоре судебной практики, который подготовила младший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Анна Симаченко.

За свежей судебной практикой по антимонопольным спорам вы можете также следить здесь.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.01.2024

Без вины не должно быть ответственности! Включение в реестр недобросовестных поставщиков

Из ролика вы узнаете о проблемах доказывания вины в таком виде публично-правовой ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Смотреть

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...

22.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 апреля 2024 г.

Совфед одобрил закон о пролонгации в 2024 г. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; в рекламу ...

16.04.2024

Журнал «Конкуренция и право» №2, 2024 (март-апрель)

15.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 8–14 апреля 2024 г.

Госдума приняла закон о доступе Федерального казначейства к ЕИС ГОЗ; рассмотрит законопроект о распространении институ...