Загрузка...
12.04.2022
5 мин. на чтение

Журнал «Конкуренция и право» № 2, 2022 (март-апрель)

Журнал «Конкуренция и право» – первый журнал о праве на конкуренцию и конкуренции прав.

Читайте в номере:
C&L.JPG





СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА

Картели: поворот судебной практики

Прошло больше года с момента принятия Пленумом ВС РФ Постановления от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства». Главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская оценит, как поменялись подходы к доказыванию картельных соглашений и какие положения этого документа чаще всего цитируют суды.

 

ТЕМА НОМЕРА

СУДЕБНЫЙ ВЕКТОР

Когда победителей торгов не судят?

17 февраля 2022 г. принято Постановление КС РФ № 7-П о проверке конституционности ст. 14.8 и 51 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Суд ответил на вопросы, являются ли действия победителя аукциона, который не исполнил свои публично-правовые обязанности в области лицензирования, формой недобросовестной конкуренции и надо ли в подобных случаях взыскивать с этого хозсубъекта доход от госконтракта. Ключевые положения Постановления комментируют:

  • начальник Управления конституционных основ публичного права Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук Евгений Тарибо;

  • главный консультант Управления конституционных основ публичного права Конституционного Суда РФ, аспирант кафедры административного и финансового права СПбГУ Анастасия Карицкая.

Подконтрольная группа лиц. Уроки практики

Как показывает судебная практика, недобросовестные хозсубъекты при помощи различных правовых механизмов пытаются создать видимость подконтрольной группы лиц. Таким образом они уходят от административной и даже уголовной ответственности за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений. Заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Клара Батанова полагает, что решить проблему можно, только если неукоснительно применять законодательные положения об антимонопольных иммунитетах, регламентирующие закрытый перечень критериев подконтрольности.

Правила представления новых доказательств

Пленум ВС РФ разъяснил порядок, в котором можно представлять в суде новые доказательства по антимонопольному делу. Однако предложенный Судом подход вызывает вопросы и может снизить эффективность защиты прав и законных интересов хозсубъектов. Ведущий юрист «Пепеляев Групп» Евгений Мушта расскажет, какая процессуальная тактика повысит шансы на успешное оспаривание решения регулятора в суде.

Диффамация и недобросовестная конкуренция. Средства защиты против распространения порочащих сведений

Вмешательство антимонопольного органа в споры о недобросовестной конкуренции оправданно, когда некорректная практика вносит долгосрочный вклад в рыночную власть распространителя сведений. Иными словами, когда недобросовестная конкуренция проявляет черты рыночной монополизации. Подобные мысли высказаны в Постановлении КС РФ от 17.02.2022 № 7-П. Опираясь на этот документ, начальник правового департамента ООО «НХТК», член Ассоциации антимонопольных экспертов Илья Белик разграничит диффамационный иск и антимонопольное преследование.

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Предельная выручка компании для целей антимонопольного контроля теперь равна 800 млн руб. Субъекты МСП получат 50% скидки на штраф за антиконкурентное соглашение. ФАС России провела 217 проверок из-за роста цен. Другие значимые факты внутри.

 

ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ

Мобилизационный антитраст

25 марта 2022 г. Ассоциация «Некоммерческое партнерство „Объединение Корпоративных Юристов“» провела традиционный Антимонопольный форум при поддержке ФАС России. Представители бизнеса и власти обсуждали варианты преодоления кризиса и меры регулирования в области защиты конкуренции в период санкций, условно обозначив тему мероприятия как «Мобилизационный антитраст?».

 

МАСТЕР-КЛАСС

Как усовершенствовать систему антимонопольного комплаенса в четыре шага

Недостаточно просто создать и внедрить в компании механизм антимонопольного комплаенса. Необходимо его постоянно дорабатывать и совершенствовать. Это позволит выстроить сильную антитраст-защиту, соответствовать не только требованиям регулятора при согласовании с ним системы, но и международному стандарту ISO. Руководитель направления антимонопольного комплаенса ПАО «Мобильные ТелеСистемы» Марина Наволокова подскажет, как развивать уже существующий механизм предупреждения антимонопольных рисков.

 

В ФОКУСЕ

Варианты и риски ценового контроля

На фоне резкого повышения цен во многих отраслях промышленности в 2021 г. перед государством возникла проблема: как определить возможности и допустимые пределы его вмешательства в экономику? Весной 2022 г. этот вопрос стал еще более острым. И если в прошлом году причиной роста цен была скорее сильная зависимость от ситуации на внешних рынках, то сегодня – разрыв мировых цепочек создания стоимости, в которых участвует российский бизнес. Обозначат доступные государству варианты воздействия на цены, в частности на продукцию черной металлургии, и определят принципы и риски их практического применения:

  • заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС, профессор, доктор экономических наук Андрей Шаститко;

  • доцент кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС, кандидат экономических наук Наталья Павлова.

Новые требования, институты и термины в антимонопольном законодательстве Казахстана

В начале 2022 г. в Предпринимательский кодекс Республики Казахстан были внесены существенные поправки. Большинство из них сближают законодательство с российским. Эти изменения следует учитывать в том числе российским бизнесменам, чья предпринимательская деятельность так или иначе связана с работой в Казахстане или с контрагентами из этой страны. Детали реформы разбирает партнер адвокатской конторы «Саят Жолши и Партнеры», адвокат Амир Бегдесенов.

 

ПРАКТИКА УФАС

«Удмуртское УФАС России – первопроходец в создании практики пресечения цифровых картелей»

Взаимодействие антимонопольного органа с правоохранителями в Удмуртской Республике позволило вынести прецедентный приговор по уголовному делу о сговоре. Руководитель Удмуртского УФАС России Евгений Владимирович Капсудин в интервью нашему журналу поделился деталями этого расследования, а также пояснил, какие положения четвертого антимонопольного пакета, с его точки зрения, затрудняют пресечение нарушений.

 

СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР

Антимонопольный орган рассказал на своем сайте о штрафе компании. Должен ли он сообщить и о его отмене? В рамках гособоронзаказа нужна продукция конкретного производителя. Можно ли определять ее цену, сравнивая с аналогами? Каков срок давности привлечения к ответственности за непредставление сведений антимонопольному органу? Узнайте ответы из нового обзора, который подготовила младший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Анна Симаченко.

За свежей судебной практикой по антимонопольным спорам вы можете также следить здесь.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

06.02.2024

Новости экологии: проект "Чистый воздух", НДТ добычи и обогащения угля, парниковые газы

В этом ролике Наталья Стенина — партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

16.04.2024

Журнал «Конкуренция и право» №2, 2024 (март-апрель)

15.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 8–14 апреля 2024 г.

Госдума приняла закон о доступе Федерального казначейства к ЕИС ГОЗ; рассмотрит законопроект о распространении институ...

09.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 1–7 апреля 2024 г.

Подписаны законы, которыми проиндексировали пороги ущерба/преступного дохода по ст. 178 УК РФ, а также усилили ответст...

01.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 25–31 марта 2024 г.

Регистрация участников в системе ГИС «Торги» будет обязательной; ФАС предложила унифицировать порядок рассмотрения тарифных...