Загрузка...
13.04.2021
6 мин. на чтение

Журнал «Конкуренция и право» № 2, 2021 (март-апрель)

Журнал «Конкуренция и право» – первый журнал о праве на конкуренцию и конкуренции прав.

C&L.JPG





СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА

Верховный Суд напомнил о разумности

Пленум ВС РФ подготовил разъяснения по наиболее спорным вопросам применения судами антимонопольного законодательства. При этом, с одной стороны, он обеспечил правопреемство ранее выработанных подходов: его Постановление от 04.03.2021 № 2 фактически полностью заменило Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», за исключением оставшихся незатронутыми положений об административной ответственности. А с другой – красной нитью разъяснений стал сигнал о необходимости следовать принципу разумности, подразумевающему оценку поведения хозсубъектов через призму экономической стратегии и эффективности. Об этом рассуждает главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.


ТЕМА НОМЕРА
АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ СПОРЫ. НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

«Конкуренция не имеет абсолютной ценности в самой себе, она оценивается через итоговый результат»

С принятием Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» наступает новая эпоха правоприменения в сфере защиты конкуренции. О ключевых подходах Верховного Суда рассказывает профессор кафедры финансового права, главный научный сотрудник Центра исследования проблем правосудия Российского государственного университета правосудия, член НКС при Верховном Суде РФ, доктор юридических наук Кирилл Андреевич Писенко.

«Объективный экономико-правовой анализ служит базой для правильного разрешения антимонопольного дела»

Главные ориентиры и сигналы масштабных разъяснений Пленума ВС РФ по вопросам применения антимонопольного законодательства для бизнеса, регулятора и судов комментирует советник Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ Владимир Викторович Сафонов.

Антимонопольные разъяснения Верховного Суда РФ

Постановление Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» принято в результате обсуждений 18 февраля и 4 марта. Оно имеет большое значение для правоприменительной практики, охватывая широкий круг институтов антимонопольного законодательства. Рассмотрим два важных аспекта: судебный нормоконтроль и определение группы лиц. Позиция Верховного Суда РФ по этим вопросам находится в русле установок Конституционного Суда РФ, полагает начальник Управления конституционных основ публичного права КС РФ, доктор юридических наук, доцент Евгений Тарибо.

Институт коллективного доминирования: апдейт подходов

Пленум ВС РФ в Постановлении от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» разъясняет в числе прочих нормы об институте коллективного доминирования. Этому посвящены абз. 2 и 3 п. 9, а также опосредованно еще несколько пунктов – о злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке. Сформированные Судом правовые позиции по вопросу, допускается ли возможность индивидуального злоупотребления коллективным доминирующим положением, существенно отличаются от подходов антимонопольного органа, указывает доцент ИГСУ РАНХиГС, кандидат экономических наук, член Ассоциации антимонопольных экспертов Игорь Башлаков-Николаев.

Мартовский Пленум ВС РФ. Палитра мнений

Впервые за более чем 12 лет Пленум Верховного Суда РФ обновил разъяснения по применению антимонопольного законодательства. Подготовка этого важнейшего источника для формирования правовых позиций и толкования норм конкурентного права велась более двух лет. Какие подходы можно назвать прорывными и самыми ожидаемыми для хозяйствующих субъектов? Есть ли положения, которые могут усложнить жизнь бизнесу? По каким вопросам остались неопределенность и спорные моменты? Отвечают опрошенные редакцией эксперты:

  • руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «Мобильные ТелеСистемы» Сергей Войченко;
  • заместитель генерального директора ООО «СПАР-Калининград» по правовым вопросам Алексей Елаев;
  • руководитель экспертно-правового центра Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, общественный омбудсмен по медиации, эксперт ПУЛАП ВШЭ, доцент, кандидат юридических наук Алексей Рябов;
  • заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук, профессор Андрей Шаститко.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Какую стратегию борьбы со спамом разрабатывают сотовые операторы и ФАС России, насколько эффективно в 2020 г. регулятор применял институты «мягкого права», сколько сделок находится на рассмотрении Правкомиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ – в новом выпуске рубрики.


ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ

Здоровая экономика = здоровая конкуренция

26 марта 2021 г. состоялся уже ставший традицией ежегодный Антимонопольный форум Ассоциации «НП „Объединение Корпоративных Юристов“» при поддержке ФАС России и ЕЭК. Ключевой тезис мероприятия: бизнесу следует ориентироваться на долгосрочность, а также объяснимость принимаемых решений. Открыла дискуссию президент ОКЮР Александра Нестеренко, отметив, что число участников ассоциации в прошлом году увеличилось на 37%. Это подтверждает важность объединения как площадки для открытого доверительного диалога между юридическим сообществом от бизнеса и представителями органов государственной власти.


ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ

Реклама у блогеров: основные нарушения и пределы допустимости

Сегодня в России нет легального понятия «блогер», а его особый правовой статус упразднен. Тем не менее, размещая в Интернете общедоступную информацию, блогеры обязаны выполнять общие требования законов, в том числе в части соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций, недопустимости распространения определенных видов информации, а также недостоверных сведений. А поскольку реклама тоже вид информации, они должны следовать нормам и рекламного законодательства, как, впрочем, и рекламодатели, которые обращаются к блогерам для продвижения своих товаров и услуг. Юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Стефания Решетникова разбирается, какие нарушения в этой сфере происходят чаще всего, как и насколько удается им препятствовать, а также в чем основные трудности возбуждения и рассмотрения подобных антимонопольных дел.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Как внедрение биржевых механизмов на товарных рынках влияет на конкуренцию

В последние годы ФАС России рассматривала внедрение и развитие биржевых механизмов на товарных рынках как одно из магистральных направлений современной конкурентной политики. И если положительные с антимонопольной точки зрения эффекты от применения разработанных и внедренных мер очевидны, то отрицательные не так явны, но их нельзя не учитывать. В частности, торги сырьевыми товарами, продвигаемые сверху в антимонопольных целях, могут приводить к избыточной концентрации предложения на бирже. Тему раскрывает заместитель декана, старший научный сотрудник экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ, руководитель исследований Департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве РФ, кандидат экономических наук Александр Курдин.

Процедура установления тарифа. Как смягчить барьер входа на регулируемый рынок

Отношения при установлении и последующей реализации ценовых (тарифных) решений регулируются нормативными актами с разной степенью детализации. Почти во всех из них моментом возникновения общественного запроса на регулирование считается ситуация, когда продавец обратился за установлением цены (тарифа). Предполагается, что до этого никакой экономической активности происходить не должно. Однако на рынках B2B к тому времени между продавцом и потенциальным потребителем уже есть определенная связь. В этом случае административная процедура по установлению тарифа превращается в дополнительное препятствие к тому, чтобы начать экономическую деятельность. Начальник правового департамента ООО «НХТК», член Ассоциации антимонопольных экспертов Илья Белик предлагает, как ослабить этот подход.


ПРАКТИКА УФАС

10 вопросов руководителю Амурского УФАС России

Глава Амурского УФАС России Александр Сергеевич Дегодьев рассказывает, легко ли регулятор адаптируется к работе в условиях пандемии, какие антиконкурентные нарушения типичны для региона и как «профессиональные жалобщики» совершенствуют закупочную деятельность заказчиков.


СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР

В новом дайджесте судебной практики младший юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Екатерина Баранова изучила позиции судов по вопросам включения в РНП сведений о подрядчике, который нарушил срок исполнения контракта из-за форс-мажорных обстоятельств; трактовки в качестве акта недобросовестной конкуренции совпадения словесных элементов в средствах индивидуализации и др.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.01.2024

Без вины не должно быть ответственности! Включение в реестр недобросовестных поставщиков

Из ролика вы узнаете о проблемах доказывания вины в таком виде публично-правовой ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Смотреть

28.03.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 4 за 2024 г.

Признан законным штраф «Яндексу» за ненадлежащую проверку рекламы; картель с классическим набором косвенных доказательств...

26.03.2024

Деятельность маркетплейсов урегулируют

5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8, предусматривающий унифицированное правовое...

25.03.2024

Конкуренция и право. Обзор за 18–24 марта 2024 г.

Госдума приняла законы об индексации порогов ущерба/преступного дохода по ст. 178 УК РФ и об ужесточении ответственнос...

19.03.2024

В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает внесение изменений в закон о защите конкуренции

29.02.2024 г. в Государственную Думу внесен проект федерального закона, согласно которому предлагается исключить из Закона...