Загрузка...
07.10.2019
5 мин. на чтение

Журнал «Конкуренция и право» № 5, 2019 (сентябрь-октябрь)

Журнал «Конкуренция и право» – первый журнал о праве на конкуренцию и конкуренции прав.
C&L.JPG







СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА

Комплаенсу дали зеленый свет

В Госдуму внесен долгожданный законопроект об антимонопольном комплаенсе, подготовленный ФАС России. Текущая его версия содержит поправки только в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а в целом проект имеет рамочный характер. Скорее всего, новые нормы, после того как будут окончательно приняты, потребуют детализации на уровне подзаконного акта регулятора. Например, в виде разъяснений Президиума ФАС России о критериях оценки эффективности системы предупреждения рисков, полагает главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.


ТЕМА НОМЕРА
МЯГКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Курс на мягкий подход

Заместитель руководителя ФАС России Сергей Анатольевич Пузыревский рассуждает о том, в каких случаях комплаенс освобождает от ответственности и какие рекомендации антимонопольное ведомство готово дать компаниям по его организации, а также объясняет, почему нужно менять алгоритм выдачи предупреждений для рецидивистов и на какие составы правонарушений можно распространить этот механизм оперативного и мягкого реагирования.

Профилактика трансграничного масштаба

Представители Евразийской экономической комиссии подчеркивают, что приоритет в их работе – не наказание за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а превентивный контроль. Для его реализации ЕЭК использует различные механизмы и постоянно внедряет новые. Как работают основные из них, рассказывает член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Серик Макашевич Жумангарин.

Законопроект об антимонопольном комплаенсе: бизнес-взгляд

Внесена в Госдуму одна из флагманских инициатив ФАС России, которую служба продвигала несколько лет, – законопроект об антимонопольном комплаенсе. Проект получился лаконичным: предусмотрены минимальные требования к содержанию внутренних актов хозсубъектов по организации комплаенс-системы, исключены поправки о смягчении ответственности для компании, которая внедрила такую систему и придерживается ее, но допустила нарушение. Зато информация о том, что комплаенс поможет избежать претензий регулятора, есть в пояснительной записке к проекту. Реально ли будет воспользоваться этой возможностью? И нужен ли бизнесу инструктаж по теме по аналогии с рекомендациями для госорганов и предприятий ОПК? Отвечают эксперты:

  • руководитель направления департамента управления регуляторными рисками ПАО «МТС» Сергей Войченко;
  • руководитель направления по антимонопольным рискам ПАО «НМЛК» Дмитрий Гавриленко;
  • руководитель направления «Антимонопольная работа», правовое сопровождение GR ООО «СИБУР» Екатерина Горшкова;
  • руководитель антимонопольного направления ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» Николай Медведев.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Как ФАС России предполагает усилить ответственность за картели? О чем глава ведомства Игорь Артемьев попросил премьер-министра Дмитрия Медведева по итогам представления доклада о состоянии конкуренции в РФ? Какую плату предлагается взимать с заявителей, если контрольный орган в сфере закупок признает жалобу необоснованной? Ответы – в рубрике «Цифры и факты».


МАСТЕР-КЛАСС

Борьба с «паразитами»: как защититься от копирования или имитации вашего товара

В России выявляется много случаев, когда недобросовестные компании, скопировав внешний вид продуктов и фирменный стиль других игроков рынка, выпускают так называемые паразитические товары. Бороться с такой практикой бизнесу помогают разработанные регулятором совместно с юридическим сообществом рекомендации, позволяющие оценить схожесть продуктов. Чтобы определить сходство элементов, индивидуализирующих товары, и защитить собственную продукцию, обратившись в антимонопольный орган или суд, надо сделать всего четыре шага. О них рассказывает руководитель направления юридической службы компании Unilever Иван Антипов.


ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ

О разграничении полномочий ЕЭК и национальных ведомств на трансграничных рынках

Предприниматели Казахстана обратились в Суд Евразийского экономического союза за разъяснением, как должны быть распределены полномочия Евразийской экономической комиссии и национальных антимонопольных ведомств на трансграничных рынках. Суд, рассмотрев заявление, принял знаковое с точки зрения защиты субъектов рынка консультативное заключение. Оно позволит сформировать практику по важному и сложному вопросу конкурентного права о разделении компетенции регулирующих органов отдельных государств и Союза в целом, уверены авторы материала:

  • президент АО «Центр развития и защиты конкурентной политики», председатель Совета РОО «Альянс антимонопольных экспертов», член Совета по конкуренции НПП РК «Атамекен», член Совета Евразийской антимонопольной ассоциации, кандидат экономических наук Алдаш Айтжанов;
  • исполнительный директор ОЮЛ «Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий», президент РОЮЛ «Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана», член Президиума и Совета по конкуренции НПП РК «Атамекен», доктор экономических наук Николай Радостовец.

Взыскание уплаченных административных штрафов с поставщиков. Позиция ВС РФ

Если в магазине продается некачественная продукция, Роспотребнадзор подвергает санкциям торговую сеть. А та в свою очередь, пользуясь условиями договора поставки, перевыставляет штраф поставщику негодного товара. До сих пор ФАС России считала такое перевыставление нарушением законодательства о торговле. Но летом 2019 г. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ усомнилась в этой позиции и пришла к выводу, что суммы административных штрафов, уплаченных торговыми сетями, с поставщиков взыскивать можно и нужно. Спор анализирует заместитель генерального директора ООО «СПАР-Калининград» по правовым вопросам Алексей Елаев.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Сопряженные товарные рынки. Проблемы анализа и интерпретаций

Экономический анализ товарных рынков – это институциональная основа определения товарных и географических границ, структурного дизайна рынка, особенностей его функционирования и барьеров, а также возможность определить наличие доминирующего положения отдельных игроков. Эта задача усложняется, когда существует базисный рынок, например продажи товара, и сопутствующие ему, например услуг по доставке этого товара. Какие методологические подходы в подобных ситуациях следует применять и каких ошибок лучше избегать? Ответы на эти вопросы важны не только для регулятора, но и для компаний, которые все чаще самостоятельно проводят такой анализ в целях антимонопольного комплаенса. В этом уверена профессор РАНХиГС (Сибирский институт управления – филиал), доктор экономических наук, руководитель Центра исследования конкуренции и экономики НГТУ (Новосибирский государственный технический университет), член Ассоциации антимонопольных экспертов Ирина Князева.


ПРАКТИКА УФАС

10 вопросов руководителю Татарстанского УФАС России

Татарстанское управление заметно выделяется среди территориальных органов антимонопольной службы по числу резонансных информационных поводов и по активности. Только за последнее время за непредставление информации в УФАС выписан максимальный штраф; открыто расследование по подозрению крупных авиакомпаний в завышении цен на билеты; наложены колоссальные штрафы на участников картеля по ремонту дорог. И даже сайт управления отличается от платформ других подразделений ведомства, а его канал на YouTube самый часто обновляемый и богатый контентом. Наконец, именно в Татарстане функционирует Учебно-методический центр ФАС России. О практике УФАС России по Республике Татарстан рассказывает его руководитель Айрат Радинович Шафигуллин.

Картельный сговор на рынке пассажироперевозок: опыт Хакасии

Доказать ценовой сговор хозяйствующих субъектов, занимающихся перевозкой пассажиров, бывает непросто. Но правоприменительная практика позволяет выделить ключевые моменты, на которые следует обращать внимание регулятору. Какова должна быть последовательность действий контролирующего органа, устанавливающего факт нарушения? В каких случаях повышение перевозчиками цены на проезд правомерно? Что может быть признаками ценового сговора и как его пресекать? Заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы УФАС по Республике Хакасия Ольга Липина отвечает на эти вопросы исходя из опыта хакасского управления антимонопольной службы и на основе судебной практики по таким делам.


СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР

Как разграничены полномочия ФАС России и Росрыболовства в делах о прекращении права на добычу биоресурсов? Ограничен ли круг участников торгов на охрану госимущества ведомственной принадлежностью объектов? Ответы на эти вопросы вы узнаете из нового выпуска обзора судебной практики по антимонопольным спорам, который подготовила юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q