Загрузка...
10.06.2019
6 мин. на чтение

Журнал «Конкуренция и право» № 3, 2019 (май-июнь)

Журнал «Конкуренция и право» – первый журнал о праве на конкуренцию и конкуренции прав.
C&L.JPG

В каждом выпуске – аналитические материалы по вопросам применения конкурентного права: комментарии законодательства, тенденции судебной практики, точки зрения и кейсы экспертов, интервью с представителями власти и бизнеса.

Наш журнал не просто сборник статей. Это своего рода клуб профессионалов!
Вокруг издания сформировалась инициативная группа ведущих юристов и экономистов, ученых и практиков, которые не только пишут статьи, но и формируют вместе с редакцией темы следующих номеров, предлагают актуальные темы, участвуют в их обсуждении, голосуют pro et contra – и победит сильнейший!

Сайт cljournal.ru – интерактивная часть журнала «Конкуренция и право», где представлена оперативная лента новостей, подборка аналитических материалов и живые отклики на происходящие события.

По всему миру набирает обороты тенденция передавать бизнес-сообществу элементы госрегулирования в отдельных отраслях экономики. В России уже существуют и развиваются механизмы саморегулирования, например, в ретейле, автомобильной промышленности, строительстве, фармацевтике. В 2017 г. ФАС России, ТПП РФ, АКАР и другие индустриальные объединения выступили с инициативой создать единую саморегулируемую организацию в сфере рекламы. Она станет альтернативой модели сорегулирования, предусматривающей контроль силами Федеральной антимонопольной службы, но при консультативно-совещательном содействии экспертного совета по рекламе, состоящего из представителей этого бизнеса. Инициатива, без сомнения, заслуживает поддержки, однако есть вопросы, требующие доработки, полагает главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.


ТЕМА НОМЕРА
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

Уроки саморегулирования

Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Витальевич Нижегородцев о том, чем объясняется обязательность свода правил в рамках саморегулирования для всех участников рынка услуг розничной торговли, как можно гарантировать принцип обязательности, почему в отрасли должна быть только одна СРО и какие полномочия готово делегировать ей государство.

О трансформации самоорганизации

В последнее время игроки сферы ретейла все активнее обсуждают вопросы саморегулирования в отрасли. Рассматриваются разные варианты его архитектуры, в том числе создание новой организации. Между тем в России уже выстроена инфраструктура саморегулирования на базе Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка. Так готовы ли торговые сети и поставщики к самоконтролю? И в каком направлении должен эволюционировать этот механизм? Рассуждают участники опроса, проведенного журналом «Конкуренция и право»:

  • председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка, председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, сопредседатель Академии ритейла Александр Борисов;
  • генеральный директор RRC LLC Ольга Сумишевская;
  • исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

Рекламное саморегулирование в России: механика, преимущества и перспективы

За рубежом наиболее существенное преимущество саморегулируемых организаций в сфере рекламы заключается в профессиональном рассмотрении споров членами индустрии в кратчайшие сроки и без наложения штрафов. Российская рекламная отрасль эволюционирует в том же направлении, следуя общемировому тренду. Чтобы формализовать этот процесс, создан единый орган саморегулирования – Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет». Директор юридического департамента ООО «Европейская медиа группа», председатель правового комитета СРО Ассоциация маркетинговой индустрии «Рекламный совет» Дмитрий Григорьев рассказывает об индустриальной, общественной и законодательной основе ее деятельности, а также о том, какую пользу от реализации этого проекта получит бизнес.

Комментирует тему заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Какой проект ФАС России победил на конкурсе Всемирного банка – Международной конкурентной сети за 2018–2019 гг.? Изменилось ли за прошедший год мнение предпринимателей о состоянии конкуренции в России? Каковы результаты взаимодействия антимонопольного ведомства и Росфинмониторинга в расследованиях по признакам картелей и иных форм сговоров? Об этом – в рубрике «Цифры и факты».


ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ

В новом выпуске журнала вы найдете репортаж c IX Петербургского международного юридического форума. На полях форума, состоявшегося 14–18 мая 2019 г., традиционно прошла серия сессий под эгидой ФАС России, где были рассмотрены проблемы совершенствования антимонопольного законодательства в цифровую эпоху и реформа тарифного регулирования.


МАСТЕР-КЛАСС

Как преодолеть «бумажную» стадию антимонопольного комплаенса

Многие компании уже внедрили механизмы предупреждения антимонопольных рисков. Однако есть и те, кто столкнулся на этом пути с практическими трудностями и задержался на этапе «бумажного» комплаенса. Чтобы научно описать критерии, которые отличают систему предупреждения рисков, существующую только по документам, от эффективной, потребуется широкая дискуссия с участием регулятора и бизнеса. Но уже сейчас можно прояснить ряд вопросов, а также дать руководителям юридических (комплаенс-) служб рекомендации, как избежать ловушек «бумажной» стадии и выстроить по-настоящему действующие механизмы. Об этом – в статье руководителя направления по антимонопольным рискам ПАО «НМЛК» Дмитрия Гавриленко и доцента МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидата экономических наук Алексея Полищука.

Как грамотно составить и подать жалобу на заказчика

Каков алгоритм защиты прав и законных интересов участника закупки, которая проводится по Закону № 223-ФЗ? В чем заключаются особенности процедуры обжалования в административном порядке и в каких случаях лучше обращаться сразу в суд? Начальник юридического отдела торгово-производственной компании «Русский Проект» Дмитрий Чваненко подробно рассказывает об основаниях для подачи жалобы в антимонопольный орган, ее оформлении заявителем и процедуре рассмотрения регулятором, а также дает рекомендации, которые помогут избежать неверных шагов на этом пути.


ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ

«Национальные чемпионы» в ЕС: пережитки прошлого или будущие игроки глобального рынка?

Позиция Еврокомиссии по вопросу об интересах отдельных стран в M&A-сделках во многом предопределит дальнейшее существование в ЕС так называемых национальных чемпионов – отстаивающих интересы той или иной страны корпораций в стратегических областях экономики. С одной стороны, протекционисты считают необходимым защитить рынок от внешнего воздействия. С другой – стоит задача сохранить эффективность союзного антимонопольного права и инвестиционную привлекательность каждого отдельного государства для внешних партнеров. Проблема поиска баланса между национальными интересами и конкуренцией при заключении подобных сделок актуальна и для России, которой может пригодиться европейский опыт. Его анализирует адвокат, solicitor of England & Wales, LL.M., Mphil., юридический консультант Cargo Logic Management Limited Кирилл Соловов.

Мнением регулятора по теме делится начальник Управления контроля иностранных инвестиций ФАС России, доцент кафедры конкурентного права Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук Олеся Мильчакова.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Конституция РФ о свободе предпринимательской деятельности

Зачастую ст. 34 Конституции РФ применяется однобоко для обоснования хозяйствующими субъектами своей почти безграничной предпринимательской свободы. При этом на второй план отодвигается положение о недопустимости такой экономической деятельности, которая приводит к монополизации или недобросовестной конкуренции. Заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России, кандидат юридических наук Антон Тесленко уверен: чтобы исправить эту ситуацию, необходимо рассматривать нормы ст. 34 не сами по себе, а в проекции на другие положения Основного Закона, учитывая сочетание публично-правовой и частноправовой двойственности прав предпринимателей.

Позицию по вопросу применения ст. 34 Конституции РФ высказывает доцент СПбГУ, доктор юридических наук Дмитрий Петров.

Закон о торговле и сфера B2B: применять нельзя избежать?

Влияние принятых в 2016 г. поправок в законодательство о торговой деятельности на розничную торговлю продовольственными товарами обсуждается часто. Гораздо меньше внимания уделяется оптовому сегменту рынка – дистрибьюторскому каналу поставок, деятельности продуктовых трейдеров и прочим сделкам В2В. Между тем специфические ограничения и требования для ретейла распространяются и на остальные торговые организации, но не полностью. Исходя из их различия для торговых сетей и для оптовиков, директор EY Law Василий Маковкин дает несколько рекомендаций тем, кто работает в сегменте «бизнес для бизнеса».

Свою точку зрения на эту проблему также выражает ведущий юрист «Пепеляев Групп» Евгений Мушта.


СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР

Спор об установлении контроля иностранного инвестора над российским портом перешел на новую стадию. ВС РФ отправил дело на пересмотр, указав, что ФАС России не пропустила срок исковой давности. Какими доводами руководствовался суд и какие еще правовые позиции обосновали суды в недавних антимонопольных спорах, вы узнаете из обзора, подготовленного юристом санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Еленой Рыбальченко.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q