Загрузка...
05.06.2023
7 мин. на чтение

Экология: MustRead за 30 мая – 5 июня 2023 г.

обзор по экологии.jpg

Изменения законодательства. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Правительство утвердило новые правила исчисления и взимания платы за НВОС

Правительство РФ приняло постановление от 31 мая 2023 г. № 881 «Об утверждении правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта правительства Российской Федерации».

Документ утверждает новые правила исчисления и взимания платы за НВОС. Обновление правил вызвано вступлением в силу Федеральных законов от 14 июля 2022 г.:

  • № 343-ФЗ, который регулирует обращение с отходами недропользования, вскрышными/вмещающими горными породами (Вскрыша);

  • № 248-ФЗ, который регулирует обращение побочных продуктов животноводства (ППЖ);

  • № 268-ФЗ, который регулирует обращение с побочными продуктами производства (ППП).

В новых правилах, в частности, урегулирован расчет платы за НВОС в случае признания отходами производства и потребления ППП, отходов недропользования, Вскрыши, ППЖ.

Новые правила содержат следующие основные положения:

  • за размещение или складирование ППП и Вскрыши, признанных отходами, обязаны вносить плату лица, в результате деятельности которых образовались такие ППП и Вскрыша;

  • если Вскрыша передана другому лицу для использования, то в случае признания ее отходом, плату за ее размещение обязано вносить лицо, которому она передана;

  • плата за размещение/складирование признанных отходами ППП вносится по месту нахождения объекта, где они размещались/складировались;

  • плата за размещение ППЖ, признанных отходами, вносится по месту выявления нарушений, которые повлекли признание указанных ППЖ отходами;

  • если признанные отходами ППП размещены на ОРО до истечения 11 месяцев с даты их образования (в отсутствие лимитов на их размещение или при превышении их количества, указанного в ДВОС или в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов), то при расчете платы за НВОС применяется коэффициент 25;

  • при размещении признанных отходами ППП по истечении 11 месяцев с даты их образования, а также при их неиспользовании в собственном производстве, либо передаче другим лицам после истечения 3-х лет с даты их признания ППП, применяется коэффициент 52.

  • при размещении ППЖ, признанных отходами, повышающие коэффициенты не применяются;

  • при размещении указанных выше отходов квартальные авансовые платежи не вносятся;

  • если категория объекта НВОС изменилась со II или III на I категорию, то до получения необходимых разрешений и лимитов (но не более 9 месяцев с даты изменения категории) плата за НВОС исчисляется на основании разрешений и лимитов, действовавших до изменения категории;

  • если категория объекта НВОС изменилась с III на II, то до подачи декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС) (но не более 3 месяцев с даты изменения категории) плата за НВОС исчисляется на основании отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля, а после подачи ДВОС – на основании ДВОС.

Новые правила вступают в силу уже с 1 сентября 2023 г. и будут действовать до 1 сентября 2029 г.

Рекомендации

Объем изменений, внесенных в правила исчисления и взимания платы за НВОС, весьма значителен. В связи с этим рекомендуем предприятиям уже сейчас ознакомиться с текстом постановления.

Рекомендуем обратить особое внимание на риск начисления платы за НВОС с применением коэффициента 52, который очевидно носит штрафной характер, в том случае, если предприятие не смогло реализовать ППП в 11-месячный срок. В связи с этим в некоторых случаях следует рассмотреть возможность признавать образующиеся у предприятия вещества/предметы отходами сразу, нежели продавать/применять их в качестве ППП.

Постановление Правительства РФ от 31 мая 2023 г. № 881 «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации»

Планируемые изменения законодательства. Экологический мониторинг

Госдума приняла в первом чтении законопроект о создании системы экологического мониторинга

На заседании Государственной Думы, состоявшемся 31 мая 2023 г., депутаты приняли в первом чтении законопроект, который предусматривает создание в России комплексной информационной системы, позволяющей отслеживать состояние окружающей среды (ФГИС «Экомониторинг»).

В нее будут включаться, в частности, сведения о загрязнении атмосферного воздуха, о воде, почве, животном мире, выбросах и поглощении парниковых газов, а также об источниках негативного воздействия на окружающую среду. Оператором ФГИС «Экомониторинг» планируется назначить публично-правовую компанию «Российский экологический оператор» (РЭО), а стоимость работ по ее созданию превысит 2 млрд. рублей.

Поставщиками информации для ФГИС «Экомониторинг» должны стать, в частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели, а Росприроднадзор будет контролировать предоставление ими информации в систему.

С помощью ФГИС «Экомониторинг» органы государственной власти планируют оперативно получать информацию о загрязнениях и иных экологических нарушениях. Доступ к ее данным будет у граждан и организаций. Подробнее об этом законопроекте можно прочитать в одном из предыдущих выпусков «Экология: Mustread».

Рекомендации

Законопроект разработан Правительством РФ по поручению главы государства, в связи с чем мы оцениваем вероятность его принятия как высокую. Вместе с тем вероятно, что ко второму чтению в законопроект будет внесен ряд поправок.

В частности, парламентарии усомнились в необходимости включения во ФГИС «Экомониторинг» столь широкого перечня экологической информации и назначения РЭО ее оператором.

Кроме того, депутаты обратили внимание на то, что любое юридическое лицо и индивидуального предпринимателя могут обязать предоставлять экологическую информацию в систему и предложили уточнить критерии поставщиков экологической информации и механизм контроля за ними. Также вызвали вопросы источники финансирования создания системы и ее интеграции с имеющимися информационными системами, включая единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров - ЕФГИС УОИТ; федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов - ФГИС УТКО.

Законопроект № 247198-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Изменения законодательства. Обращение с отходами

Внесены изменения в требования при обращении с группами однородных отходов

Опубликован приказ Минприроды от 4 апреля 2023 г. № 173, который вносит изменения в Требования при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности, (утверждены приказом Минприроды от 11 июня 2021 г. № 399).

Приказом вносятся следующие основные изменения:

  • в лицензии на утилизации отходов должен быть указан не только класс опасности утилизируемых отходов, но и вид/группа/подгруппа утилизируемых отходов;

  • объекты, на которых осуществляется утилизация отходов, должны быть оборудованы системой весового контроля массы поступающих на объект отходов, массы образуемых на объектах отходов, массы получаемой из отходов продукции;

  • в группу отходов «компьютерное, электронное, оптическое оборудование утратившие потребительские свойство» теперь также добавилось электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства;

  • подробно описаны основные стадии технологического процесса по утилизации отходов электронного и электрического оборудования;

  • установлено, что при утилизации отходов электронного и электрического оборудования доля общей массы отходов, поступивших на утилизацию, фактически использованная для получения продукции (в том числе направленная на дальнейшую переработку), по итогам календарного года должна составлять не менее 85%;

  • выбор технологии утилизации отходов электронного и электрического оборудования должен осуществляться в соответствии с информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям ИТС 15-2021 «Утилизация и обезвреживание отходов (кроме термических способов)».

Документ вступает в силу 1 сентября 2023 г. и действует до 1 марта 2028 г.

Рекомендации

Одна из основных целей приказа – повысить долю утилизируемых отходов электроники, которые в том числе будут использоваться при производстве новой продукции, до 85%. Для этого положения этого документа вводит прослеживаемость, которая важна для контроля за рынком переработки электролома.

Организациям, ведущим деятельность в сфере утилизации отходов электронного и электрического оборудования, рекомендуем ознакомиться с полным текстом документа, чтобы быть готовыми к скорым изменениям законодательства.

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 апреля 2023 г. № 173 «О внесении изменений в Требования при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 июня 2021 г. № 399»

Изменения законодательства. Недропользование

Утвержден порядок использования отходов недропользования и добычи полезных ископаемых из них

На официальном сайте правовой информации 31 мая 2023 г. опубликованы совместные приказы Минприроды России и Роснедр:

  • Приказ Минприроды России, Роснедр от 25 апреля 2023 г. № 246/03 «Об утверждении Порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород»;

  • Приказ Минприроды России, Роснедр от 25 апреля 2023 г. № 247/04 «Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр».

Подзаконные нормативные правовые акты приняты в развитие положений Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с положениями которого пользователи недр получили право добывать полезные ископаемые и компоненты из отходов недропользования и использовать такие отходы различными способами. Подробнее об этом законе можно прочитать в нашем алерте.

Оба документа вступают в силу с 1 сентября 2023 г.

Рекомендации

Горнодобывающим предприятиям и другим пользователям недр, планирующим использовать отходы недропользования, а также вскрышные и вмещающие горные породы, рекомендуем ознакомиться с полным текстом каждого из документов, чтобы не допускать нарушений в своей деятельности.

Приказ Минприроды России, Роснедр от 25 апреля 2023 г. № 246/03 «Об утверждении Порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород»

Приказ Минприроды России, Роснедр от 25 апреля 2023 г. № 247/04 «Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр»


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.04.2023

Глобальное потепление - миф или реальность? Интервью с климатологом Александром Чернокульским

Интервью с Александром Чернокульским - старший научный сотрудник Лаборатории теории климата Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, ученый секретарь Научного сов...

Смотреть

27.10.2025

Значимые споры в сфере экологии за сентябрь и октябрь 2025 г.

Главные новости: плата за негативное воздействие на окружающую среду; обращение с отходами; Государственная экологическая...

02.10.2025

ВС напомнил, кто несет расходы на ликвидацию несанкционированной свалки

Суд отметил, что районная администрация, исполнившая за счет бюджетов муниципальных образований соответствующие судебные...

29.09.2025

Обзор судебной практики по спорам, связанным с обращением с отходами недропользования

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены существенные изменения в Закон РФ «О недрах», введено понятие «отходы недропользования»...

24.09.2025

ВС пояснил распределение ответственности за разработку карьера на сельхозземлях

Он указал, что неосуществление собственником участка мероприятий по его охране не является безусловным основанием для привлечения...