В случае проведения юридической проверки (due diligence), будущему правообладателю рекомендуется включить в круг проверяемых вопросов возможность доступа к рассматриваемому объекту недвижимости с дорог общего пользования. В дополнение к этому может также рассматриваться доступ с подходящих земельных участков общего пользования (территорий общего пользования), которые не подлежат приватизации в соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (например, площадей, улиц, проездов, набережных) и с которых возможен заезд на рассматриваемый земельный участок на автомобильном транспорте. Будущий правообладатель может иметь другие, более специфические требования относительно к доступу к земельному участку, исходя из своих потребностей.
Исследуя возможности доступа к рассматриваемому объекту недвижимости, потенциальный правообладатель выявляет такие риски, как затруднительность доступа к объекту недвижимости (третьи лица могут не разрешать проход или проезд через свои земельные участки) и наличие связанных с этим возможных расходов (правообладатель может быть вынужден внести единовременную или вносить периодическую плату за доступ через земельные участки третьих лиц).
В худшем случае, при отсутствии доступа к объекту недвижимости непосредственно с дорог общего пользования, правообладатель земельного участка может по тем или иным причинам не добиться права осуществлять проход и проезд к рассматриваемому земельному участку через земельные участки третьих лиц, что приведет к невозможности доступа к объекту недвижимости.
Первым шагом правообладателя для получения доступа к своему земельному участку через земельные участки третьих лиц является обращение к собственникам или иным уполномоченным правообладателям земельных участков для заключения соответствующего договора в добровольном порядке. По умолчанию, сделкой, которая опосредует доступ через земельные участки третьих лиц, является сервитут. Однако по своему усмотрению стороны могут заключить и другие договоры, например, купли-продажи земельных участков или аренды земельных участков или их частей. Если же собственник «промежуточного» земельного участка откажется заключать какое-либо соглашение, предоставляющее доступ через его земельный участок, то собственник земельного участка, которому требуется доступ, может получить такой доступ в судебном порядке путем установления сервитута. Действующее законодательство не предусматривает возможности установления в принудительном порядке для описываемых целей иного права, кроме сервитута.
Сервитут – это право ограниченного пользования соседним участком (согласно п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации («ГК РФ»)). Лицо, требующее установления сервитута, должно доказать, что у него отсутствует иная возможность реализовать свое право пользования принадлежащим ему объектом недвижимости (согласно п. 7 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 («Обзор»)). У собственника земельного участка, обремененного сервитутом, должна остаться возможность использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием (п. 8 Обзора). Сервитут должен быть установлен на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут (п. 9 Обзора).
Рассмотрим некоторые аспекты юридической проверки доступа к объекту недвижимости применительно к различным сделкам.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала CRE