В Новосибирск на SibLegalWeek (Сибирская юридическая неделя) приехали представители ведущих юридических компаний страны. В первый день работы они рассмотрели несколько резонансных дел, которые повлияют на будущие судебные решения. Одна из встреч была посвящена «делу ЦУМа», в котором Верховный суд РФ встал на сторону потребителя. Журналист BFM-Новосибирск был одним из слушателей этой дискуссии.
Юридическое сообщество в оценках решения по «делу ЦУМа» разделилось на два лагеря. Одни считают, что потребитель, который воспользовался низкими ценами, был в принципе прав. Другие полагают, что ответчик приводил вполне разумные доводы, а от технических сбоев и хакерсих атак не застрахован ни одни сайт или приложение. И бизнес сильно рискует, говорят юристы, если он будет платить высокую цену в подобных историях.
«Я считаю, что дело ЦУМа не имеет никакого отношения к аналогичным кейсам маркетплейсов. – считает доктор юридических наук, член рабочей группы по подготовке ГК РФ, партнер юридической компании «Пепеляев Групп» Роман Бевзенко. – Что происходит в случае Ozon и Wildberries: потребитель сложил товары в корзины и думает, вот зарплата придет через три дня и я куплю. За эти три дня цены изменились, допустим, выросли на 15%. И, наверное, разумно сказать, что вы не имеете право это делать, потому выкладка товара, в том числе через приложение, это оферта. Конечно, право должно защищать потребителя, который собрал корзину. И маркетплейсам надо надавать по рукам за то, что они часто делают. Но это можно сделать и другими способами, в том числе сказав и то, что договор заключен, когда ты товар в корзину положил. Но это не имеет никакого отношения к делу ЦУМа. Потому что так не бывает в реальном мире, что кроссовки Prada продаются за 19 рублей».