С 1 января 2017 года в России вступил в силу так называемый закон о налоге на Google. Теперь все зарубежные поставщики цифрового контента и услуг на территории РФ будут облагаться НДС. Представители рынка в целом позитивно отзываются о новом законе, но при этом сомневаются, что регулятор сможет контролировать его соблюдение.
Руководитель межотраслевой группы ООО «Пепеляев Групп» к.ю.н. Наталья Коваленко уточняет, что в законодательстве для целей получения НДС в данном случае расширено понятие места осуществления деятельности покупателя – физического лица, таким местом признается территория РФ и возникает обязанность по уплате налога. Местом осуществления деятельности покупателя – физического лица признается территория России, если местом жительства покупателя является РФ, оплата происходит со счета в российском банке через оператора электронных денежных средств, сетевой адрес покупателя зарегистрирован в РФ, код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ. По опыту Натальи Коваленко, несмотря на то что в Евросоюзе соответствующее законодательство действует уже более года, а в Японии – более трех месяцев, на практике возникают вполне прогнозируемые проблемы. Например, налоговые органы хоть и могут запрашивать у налогоплательщика документы для целей контроля, но это право действует только внутри одного государства. Если лицо оказывает услуги в другом государстве, тем более в офшоре, получение информации сопряжено с большими трудностями. Либо это слишком долгий процесс, который реализуется в рамках международных договоров, либо получение такой информации вообще невозможно.