Загрузка...
01.12.2009
8 мин. на чтение

Убытки от прибыли

Прошедшая в октябре уже 13-я по счету международная конференция «Нефть и газ Сахалина» наряду с представителями органов власти и крупнейших российских и зарубежных компаний собрала также большой круг специалистов самого разного профиля. И это закономерно, ведь в масштабных инвестиционных проектах заняты экономисты, финансисты, юристы и многие другие профессионалы, решающие проблемы нефтегазовой отрасли.

Один из таких участников минувшей конференции – кандидат юридических наук, старший партнер компании «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин. Интервью с ним мы предлагаем сегодня нашим читателям.

– Рустем Ирекович, на минувшей конференции прозвучало сразу несколько, включая и ваш, докладов, касавшихся проблем уплаты налога на прибыль, с которыми столкнулись операторы и подрядчики проектов, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции. Почему эта тема актуальна до сих пор?

– Потому что несмотря на неоднократное рассмотрение этой проблемы всеми заинтересованными сторонами и даже в судах разной инстанции, она до сих пор не решена. А раз так – многим компаниям и сегодня приходится искать выход из сложившейся ситуации.
Напомню вкратце, о чем идет речь. Как известно, проекты «Сахалин-2» и «Сахалин-1» реализовывались на условиях соглашений о разделе продукции, которые были подписаны еще до принятия отдельного федерального закона. По условиям СРП «Сахалин-2» операторы, подрядчики и субподрядчики могли платить налог на прибыль по ставке не выше 32 проц. За минувшие годы много, как говорится, воды утекло: сперва ставку этого налога повысили до 35 проц., потом снизили до 24 проц., а с начала нынешнего года и вовсе до 20 проц. Естественно, компании, занятые как подрядчики и субподрядчики в этом проекте, Соглашение не подписывали, и даже текста его не имеют, и вряд ли согласны взять на себя . Поэтому они всегда платили налог на общих основаниях, то есть как и все другие российские налогоплательщики. Но налоговые органы с прошлого года выступили категорически против. Ссылаясь на то, что ставка закреплена в условиях подписанного соглашения, налоговики потребовали отчислять с прибыли… 32 проц. А разница между этими ставками, как понимает даже неспециалист, – очень существенная.

– Но ведь 20 проц. – это ставка, которая вполне вписывается в условия СРП хотя бы потому, что она, строго говоря, соответствует обязанности не превышать 32 проц. Выходит, даже формально у организаций здесь позиция – куда выигрышней, чем у налоговой службы. Откуда же возникли сложности?

– Ну, налоговые органы тоже приводят свои аргументы. Они, например, правы в том, что СРП хоть и договор, но имеет приоритет над нормами российского законодательства, причем само Соглашение говорит о стабильности правового регулирования для всех участников проекта. Налоговые органы указывают, что некоторые (хотя далеко не все) подрядчики использовали льготы, предоставленные СРП «Сахалин-2», а значит, на них должен распространяться налоговый режим СРП в целом, включая ставку, приводят другие аргументы.

Но сложность не только в этом. Первые же обращения в суд выявили парадоксальную вещь. Хотя все – и компании, и налоговики – ссылаются на один и тот же документ, представить его никто не может! Специалисты знают: подписавшие Соглашение о разделе продукции стороны договорились, что полный его текст публиковаться не будет, поскольку содержит информацию, относящуюся к коммерческой тайне. Поэтому все мы наслышаны о конкретном условии, которым регулируется размер ставки налога на прибыль, но…документы имеются только у компаний-операторов, акционеров и нашего правительства. И получить у кого-либо из них текст СРП невозможно, поскольку таким образом будут нарушены условия достигнутых ранее договоренностей. А это, сами понимаете, чревато исками на весьма солидные суммы и даже политическими конфликтами, если учесть, что в проектах «завязаны» представители разных стран.

– Но как же в таком случае быть компаниям, которые в прямом смысле вынуждены нести убытки из-за своей прибыли?

– Некоторые из них подали в суд. Но вместо решения проблемы получили…еще более запутанную ситуацию. Некоторые из судов вынесли решения, что налоговую ставку надо считать по законодательству, действовавшему в 1994 году. Но тогда применялись другие нормы исчисления налога на прибыль, отмененные нынешним Налоговым кодексом. Если следовать судебным решениям – компания вновь должна сделать необходимые перерасчеты, а также заново заполнить декларации и другие формы налоговой отчетности.

На первый взгляд, подрядчикам и субподрядчикам шельфовых проектов это должно быть выгодно. Сегодня не все помнят, но в 1994 году существовали налоговые льготы, которых сейчас уже нет – например, облагаемая прибыль уменьшалась на капитальные затраты компании. Действовало положение о свободной экономической зоне «Сахалин», утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР №359 от 26 июня 1991 года. А оно давало весьма солидные льготы предприятиям, которые регистрировались на территории острова. Предприятия, в уставном капитале которых доля иностранного капитала превышала 30 проц., пользовались пониженной, всего 10 проц., ставкой налога на прибыль. Вдобавок эти предприятия освобождались от уплаты налога на прибыль сроком на 5 лет после получения первой прибыли.  Затем (осуществляющие виды деятельности, названные в Положении о СЭЗ «Сахалин») – еще 5 лет могли перечислять в бюджет лишь его половину. Согласитесь, за такие льготы стоит побороться, и в результате пересчета – в соответствии с судебными решениями – вполне вероятно, что бюджет будет должен сахалинским компаниям, а не они ему.

Но многие задумались: а стоит ли овчинка выделки? Дело в том, что компания оказывается перед необходимостью провести поистине колоссальную работу по приведению своего налогового учета в соответствие со старыми, уже давно забытыми, правилами. Налоговое законодательство изменилось чуть ли не коренным образом, а потому перерасчет породит следующий «букет проблем» и массу новых спорных вопросов. Ведь прежде, например, расходы на рекламу учитывались по другим правилам, существовали иные нормы амортизации и т.д. И куда девать существующую отчетность, является ли она законной, как оформлять текущую деятельность предприятия? – эти и целый ряд других вопросов «зависает в воздухе». А это, согласитесь, чревато довольно серьезными последствиями и для руководителя компании, и для его бухгалтера…
Впрочем, и в том случае, когда подобная титаническая работа будет выполнена, – нужный результат (и возврат излишне уплаченных налогов) не гарантирован. Ведь подготовленные компанией документы в налоговой службе вряд ли примут, поскольку сегодня действует новая форма налоговой декларации.

– Вы являетесь специалистом, который профессионально разбирается в столь запутанной за несколько лет ситуации. Как же из нее выход?

– Прежде всего, нужны официальные разъяснения, что действующие в рамках СРП подрядчики и субподрядчики не могут платить налог на прибыль больше, чем все остальные предприятия, и соответствующие указания в адрес налоговых органов. Во-первых, в отношении иностранных подрядчиков это противоречит принципу недискриминации иностранных компаний по сравнению с российскими.

Во-вторых, что даже более существенно и касается уже всех подрядчиков, цель СРП – обеспечение стабильности условий хозяйствования для иностранных инвесторов, в том числе в части налогообложения его подрядчиков.

В-третьих, возложение на организации обязанностей документом, который не опубликован и сторонами которого они не являются, - это нарушение основных принципов налогообложения, в том числе принципа определенности налоговых обязательств: каждый вправе знать, какие налоги и в каком размере он должен заплатить. В противном случае ни возложение на него каких-то налоговых обязанностей, ни, тем более, применение ответственности, не соответствуют закону. Уже этой причины, на мой взгляд, достаточно, чтобы признать претензии налоговых органов незаконными.

Сегодня требуются официальные разъяснения о том, что подрядчики вправе использовать общий режим налогообложения и, следовательно, применять ставку налога 20 проц., и исчислять налог по действующим сейчас правилам. Эти разъяснения (и соответствующие указания в адрес налоговых органов) должны поступить от Минфина России, поскольку именно в его компетенцию входит разъяснение норм налогового законодательства налогоплательщикам, равно как и руководство налоговыми органами.

И, конечно, я рассчитываю на взвешенную позицию арбитражных судов, поскольку сейчас очень важно, какую позицию займут суды. Если они поддержат налогоплательщиков, то, думаю, дальнейшие претензии налоговых органов все новым и новым организациям могут и не появиться – зачем налоговым органам идти на заведомо проигрышный спор?

– На минувшей конференции говорилось и о том, что не все ладно с возмещением налога на добавленную стоимость, хотя участники СРП вправе получать его от нашего государства. Что происходит здесь?

–Здесь тоже сложилась ситуация, в чем-то похожая на «убытки от прибыли». Дело в том, что участники сахалинских шельфовых нефтегазовых проектов по условиям все того же СРП освобождаются от уплаты НДС. Но поскольку они взаимодействуют с другими компаниями, которые платят НДС, то им обещано возмещение этого самого «чужого» НДС, уже заложенного в стоимость приобретенных оборудования, товаров и услуг.

СРП «Сахалин-2» предусматривает 5-дневный срок возмещения налога на добавленную стоимость иностранным подрядчикам и субподрядчикам. На практике же государство возвращает НДС, как минимум, в течение 4 месяцев. Основная причина -  отмена в 2003 г. статьи 178 НК РФ, в которой была закреплена процедура освобождения от уплаты НДС товаров (работ, услуг), реализуемых в связи с деятельностью в рамках СРП.

Кстати, вопросы возникают даже в том случае, когда в необходимости возмещения сомнений нет, а налоговые службы готовы перечислить его компании. Ведь, как правило, все расчеты в рамках  СРП и сам налоговый (бухгалтерский) учет осуществляется операторами проектов в долларах США, а согласно налоговому законодательству наш российский налог можно вернуть только в рублях, да и лицевые счета налоговых служб ведутся лишь в отечественных денежных единицах. В результате у компаний и налоговых служб опять возникают взаимные претензии, вызванные пересчетом одной валюты в другую, колебаниями текущего курса рубля к доллару, разночтениями в датах, по состоянию на которые необходимо производить конвертацию валют и т.д.
И это, как говорится, – процесс бесконечный. Ведь даже после выхода проектов «Сахалин-2» и «Сахалин-1» на эксплуатационную стадию, у всех, кто в этих проектах участвует, изменился лишь характер деятельности, которая теперь не связана с проектированием, строительством, наладочными работами и т.п. Однако у компаний-операторов по-прежнему есть подрядчики и субподрядчики, поставляющие уже другие виды товаров, оборудования и услуг. Поэтому и по проблемам возмещения НДС необходимо разъяснение, еще один нормативный акт правительства, или внесение изменений в Налоговый Кодекс РФ и законодательное урегулирование вышеописанных вопросов в порядке, подобном ранее действовавшей статье 178 НК РФ.

– На минувшей конференции, к сожалению, представители российских органов власти о подготовке таких нормативных актов ничего не говорили. Как же действовать компаниям, которые либо уже столкнулись, либо вот-вот столкнутся со всеми этими «налоговыми» проблемами?

–Могу дать лишь один совет: компаниям нужно не бояться оспаривать претензии налоговых органов, основываясь на букве и смысла СРП и законодательстве об СРП и налогообложении. В случае, если правовая позиция подготовлена профессиональными юристами, которые владеют судебной практикой, досконально разбираются в законодательстве об СРП, налоговом законодательстве, высока вероятность успеха, а это позволит организации не только сохранить средства – уверен, столь необходимые в наше время, - но и обезопасить себя от подобных претензий и на будущее.

Интервью вел Сергей Сактаганов.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.02.2024

Итоги 2023 года: ключевые события юридического регулирования фармацевтического бизнеса.

Из ролика вы узнаете о ключевых событиях юридического регулирования фармацевтического бизнеса в 2023 году.

Смотреть

21.03.2019

В большом долгу

«Фонтанка» посчитала, кто из крупных предприятий приносит Петербургу наибольшую пользу в финансовом плане. Крупнейшие ...

17.12.2018

Демонополизация и "плохие" контрагенты: эксперты обсудили проблемы ТЭК

Демонополицация как ответ на санкции, правильная проверка контрагентов и проблемы с налогом на недвижимость: на организованной...

25.09.2018

Налог на дополнительный доход для нефтяной отрасли: новые стимулы и новые риски

19 июля 2018 года принят Федеральный закон № 199-ФЗ, в соответствии с которым в Налоговый кодекс РФ добавлена новая глава...

27.11.2017

Двухтомник «Налоговое право»

1) Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: 2020  2) Налоговое право. Особенная часть / Под...