Загрузка...

Налог на дополнительный доход для нефтяной отрасли: новые стимулы и новые риски

25.09.2018
3 мин.
на чтение
Прочитать позже
19 июля 2018 года принят Федеральный закон № 199-ФЗ, в соответствии с которым в Налоговый кодекс РФ добавлена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Соответствующие поправки вступают в силу с 1 января 2019 года.

Сегодня компании, занимающиеся нефтедобычей, уплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Основной недостаток этого налога состоит в том, что при налогообложении не принимаются во внимание затраты компаний на разработку месторождений; налог взимается, исходя из объемов добытой или экспортируемой нефти. Особенность же налога на дополнительный доход (НДД) заключается в его исчислении с учетом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. По сравнению с действующим НДПИ новый механизм предполагает существенно более низкую налоговую нагрузку до момента выхода проекта на окупаемость. Предполагается, что это позволит повысить рентабельность проектов, сократить объемы и сроки привлечения заемных средств для реализации проектов, обеспечить приток инвестиций в разработку истощенных и нетрадиционных запасов. При этом уровень налоговых изъятий будет зависеть от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволит ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие в том числе трудноизвлекаемые запасы. 

Налог будет применяться не на всех месторождениях. В начальный период предусматривается его распространение только на месторождения (как новые, так и зрелые), расположенные в обозначенных в законе границах, а также на участки недр, пользующиеся льготой по экспортной пошлине. Необходимо учитывать, что для всех этих месторождений обязанность по уплате НДПИ также сохранится, однако на льготных условиях.

Объектом обложения НДД является дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на обозначенных участках недр, который определяется как разница между расчетными доходами от добычи и суммой фактических и расчетных расходов по добыче за календарный год. Ставка налога составляет 50% налогооблагаемой базы.

Формирование налоговой базы с учетом произведенных расходов порождает у налоговых органов опасения, связанные с тем, что компании будут необоснованно завышать свои затраты, занижая базу. Даже несмотря на то, что законом предусмотрено ограничение предельно допустимых затрат, полагаем, что основное внимание налоговых органов будет уделено именно контролю за обоснованностью расходов. 

Практические сложности для компаний будут связаны с необходимостью обособления расходов, относящихся к участкам недр, в отношении которых исчисляется НДД. Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов будет определяться налогоплательщиками самостоятельно. В отсутствие четких норм о распределении прямых и косвенных издержек компаниям потребуется разработать свои методики. Облегчить этот процесс призвана предусмотренная законом возможность обращения в налоговый орган с заявлением о согласовании порядка распределения расходов. Вместе с тем это не исключает вероятность возникновения споров с налоговым органом уже на этапе такого согласования.

Внимательным образом следует также отнестись к распределению издержек в группе. Понимая, что компаниям выгодно раздувать издержки того субъекта, который платит НДД, налоговые органы сосредоточат внимание в том числе и на внутригрупповых расходах. При этом необходимо учитывать, что одновременно законом расширен перечень контролируемых сделок. Так, теперь контролируемыми сделками в соответствии с правилами трансфертного ценообразования будут признаваться сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком НДД и доходы (расходы) по сделке учитываются при определении налоговой базы по НДД. При этом сумма доходов по таким сделкам за год должна превышать 60 млн рублей.

Сложный процесс администрирования НДД неизбежно приведет к разногласиям с налоговыми органами, поэтому от компаний требуется взвешенно подойти к переходу на новый режим налогообложения. Учитывая добровольный характер такого перехода, важно своевременно отслеживать формирующуюся нормативную базу, в частности разработанные ФНС России проекты приказов, касающиеся порядка представления налоговых деклараций, согласования порядка распределения расходов и другие. С учетом наращиваемого темпа разработки новых нормативных требований и близости момента внедрения новых правил к работе по их соблюдению лучше приступить заранее.

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

07.12.2022
«Пепеляев Групп» и «Актион право» подготовили совместный авторский курс по налог...
05.12.2022
Уроки по комплаенсу с регулятором
05.12.2022
Практики и отраслевые группы «Пепеляев Групп» продемонстрировали выдающиеся резу...
02.12.2022
БФ «Содействие лекарственному обеспечению» учрежден при поддержке «Пепеляев Груп...
11.11.2022
XVII Сибирский налоговый форум прошел в Кемерово 10-11 ноября
09.11.2022
Айдар Султанов присоединился к команде «Пепеляев Групп»
21.10.2022
В Госдуму внесен законопроект по итогам кейса ПАО «Т Плюс», выигранного ранее в ...
11.10.2022
Команда «Пепеляев Групп» на SibLegalWeek
X

25 антикризисных задач

которые мы можем решить
вместе с вами


Узнать