Загрузка...
07.06.2021
3 мин. на чтение

Цена госвмешательства

В последние годы активно обсуждаются инициативы, направленные на усовершенствование государственной ценовой политики. Предпринимаются многочисленные попытки усилить воздействие на ценообразование в определенных секторах путем установления дополнительных механизмов контроля цен. Это обусловлено стремлением не только помочь предпринимателям развивать регулируемые сферы деятельности с помощью прогнозируемых правил ценообразования, но и способствовать стабильному и устойчивому развитию экономической системы в целом. Однако не все предлагаемые меры находят поддержку бизнес-сообщества.

Недавно подкомиссия по нормативному регулированию комиссии Госсовета РФ по направлению «Промышленность» вынесла на обсуждение концептуальные подходы по поэтапному решению задач реализации госполитики по ценообразованию.

Предлагается применить меры организационно-процедурного характера, предполагающие определение или создание специального органа для осуществления государственной ценовой политики в сфере монопольных и немонопольных видов деятельности. Предусмотрено и правовое обеспечение. Так, обсуждается разработка нового федерального закона «О ценообразовании в Российской Федерации». Его необходимость объясняется тем, что действующие механизмы не могут в достаточной степени повлиять на поведение рыночных субъектов по формированию цен и, соответственно, воспрепятствовать антиконкурентной практике необоснованного их повышения, которая за последнее время особенно участилась. Например, прямой запрет на установление, поддержание монопольно высокой цены, который закреплен в п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рамках злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.

Экспертная оценка этой реформы позволяет сделать вывод, что указанные меры не только малоэффективны, но и могут негативно повлиять на конкурентоспособность национальной экономики.

Спорный характер инициативы обусловлен прежде всего отрицательными эффектами, которые могут быть вызваны ее реализацией и приложением к экономическим отношениям при ведении предпринимательской деятельности: в том числе падение уровня предложения на рынке товаров (услуг), снижение инвестиционной активности и окупаемости вложений. Помимо этого, не решены вопросы о том, как новый закон о ценообразовании должен соотноситься с текущей системой нормативно-правовых актов в сфере государственной ценовой политики в контексте законодательства о естественных монополиях, об антимонопольном регулировании, а также о ценовом регулировании отдельных категорий социально значимых товаров, перечень которых ограничен.

При этом в концептуальных подходах не приведены достаточные экономические и правовые обоснования, доказывающие, что обсуждаемые механизмы контроля за ценами на конкурентных рынках будут эффективны с учетом кризисной рыночной ситуации в стране. В связи с этим, с нашей точки зрения, нецелесообразно вводить дополнительный инструментарий без уверенности, что он не окажет пагубного влияния на и без того уязвимую систему. Тем более что все еще не решены окончательно вопросы реформирования ценовой политики в контексте тарифного регулирования и постепенного процесса демонополизации ряда отраслей экономики. Пока не появится определенность в этих аспектах, не стоит делать новые шаги в усовершенствовании государственной ценовой политики.

В изучаемых подходах нет и подробных разъяснений о порядке внедрения и реализации комплекса мер, направленных на создание условий для саморегулирования рынка на базе правил государственной политики ценообразования. Отсутствуют конкретные положительные примеры того, как в результате применения таких механизмов в зарубежных странах был достигнут ценовой баланс, поэтому невозможно в полной мере оценить перспективы подобной реформы на долгосрочный период. На конкурентных рынках формирование цен может происходить свободно и даже стихийно под влиянием внешних обстоятельств, что не свидетельствует о том, что любой рост цен в этой ситуации будет означать использование хозяйствующими субъектами недобросовестных методов ведения бизнеса и что его следует строго пресекать путем установления контроля за ценовыми аспектами.

На наш взгляд, предусмотренные действующими законами требования соответствуют текущим рыночным правилам и достаточны для надлежащего контроля за формированием ценовой политики. Представляется, что предлагаемые меры не помогут госорганам оперативно реагировать на нарушения, которые связаны с завышением цен. Законодательство в этой сфере должно оставаться гибким, чтобы соблюдались интересы бизнеса и не создавались необоснованные ограничения в предпринимательской деятельности.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q