Территориальное зонирование
Обзор проекта федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию».
4 марта 2014 года на рассмотрение Государственной Думы РФ Правительством был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» («Законопроект»). Законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений Президента РФ от 9 октября 2012 года №Пр-2869.
Законопроект направлен на совершенствование действующего порядка определения правового режима использования земель. Предполагается, что указанная цель будет достигаться путем исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков и перехода к территориальному зонированию.
Напомним, что в настоящий момент деление земель на категории закреплено земельным законодательством в качестве одного из основных принципов. При этом законодательство предусматривает деление земель по целевому назначению на семь категорий, в том числе:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В качестве проблем, на решение которых направлен Законопроект его составители указывают на (i) «задвоение» процедур, необходимых для изменения вида разрешенного использования земельных участков, вызванных необходимостью (помимо изменения самого вида разрешенного использования участка), осуществлять изменение и соответствующейкатегории земель, к которой относится такой земельный участок; (ii) неопределенность во многих случаях принадлежности конкретного земельного участка к той или иной категории; (iii) сближение допустимых видов разрешенного использования участков в рамках различных категорий земель, что приводит к постепенной утрате практического значения наличия деления земель на категории.
В целях устранения указанных проблем Законопроект предлагает изменить существующий порядок определения правового режима земель, основанный на определении категорий земель, и как следствие порядок перевода земель из одной категории в другую, с помощью принципиальной отмены деления земель на категории (по сути исключая понятие «категория земель» из законодательства), при условии завершения разработки и утверждения документов зонирования территорий, определяющих разрешенное использование земельных участков на всей территории России.
Предполагается, что собственники земельных участков вправе будут выбрать любой вид разрешенного использования земельного участка из перечня основных и вспомогательных видов разрешенного использования. При этом если земельный участок, для которого предусматривается несколько видов разрешенного использования, находится в государственной или муниципальной собственности, арендатор, землепользователь или землевладелец такого земельного участка вправе самостоятельно выбрать любой из установленных видов разрешенного использования (за исключением земельных участков, предоставленных в аренду на срок менее пяти лет, либо в безвозмездное срочное пользование, либо в постоянное (бессрочное) пользование или аренду госучреждениям или унитарным предприятиям соответственно).
Согласно Законопроекту виды разрешенного использования земельных участков в пределах территорий муниципальных образований или перечни видов их разрешенного использования устанавливаются в соответствии с регламентами использования территорий.
К указанным регламентам использования территорий Законопроект (помимо градостроительных регламентов, которые уже используются градостроительным законодательством) относит такжесельскохозяйственные регламенты, лесохозяйственные регламенты, а также регламенты охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которые подлежат разработке в соответствии с положениями Законопроекта.Предполагается, что новое регулирование вступит в силу с 1 января 2018 года, за исключением некоторых положений, которые будут иметь обязательный характер со дня официального опубликования.
Необходимо отметить, что рассмотрение указанного Законопроекта в первом чтении 20 июня 2014 года было перенесено на более поздний срок.