Отлаженная практика заключения инвестконтрактов на проекты комплексного освоения территорий в Москве может дать сбой, поскольку противоречит федеральному земельному законодательству. Участки, на которых уже ведется работа, могут снова выставить на торги. Об этом, в частности, говорили участники семинара «Опыт Москвы по развитию территорий, застроенных жилыми домами первых массовых серий». Представитель Управления архитектуры, строительства, реконструкции и землепользования СЗАО подтвердил, что сейчас в ходе реконструкции возникли сложности с земельными участками: у ряда действующих на территории округа инвесторов они не оформлены в аренду. В декабре 2004 г. вступил в действие Федеральный закон № 191, статьей 30.2 которого внесены дополнения в Земельный кодекс. Согласно этой статье с 1 октября 2005 г. нельзя оформить право аренды на земельные участки без проведения аукциона, а без права аренды земли нельзя получить разрешение на строительство. Как объясняют юристы компании «Пепеляев Групп», 31 декабря 2005 г. внесением изменений в ФЗ от 25.10.2001 № 137 »О введении в действие Земельного кодекса РФ» были сделаны юридические послабления для застройщиков, которые заключили договоры с органами государственной власти и местного самоуправления до 30 декабря 2004 г. Такие застройщики могли получить земельные участки без аукциона. Переходный период должен был продлиться до 30 декабря 2007 г. Под еще один переходный период, до 1 марта 2007 г., подпадала другая группа контрактов – договоры аренды с лицами, в отношении которых до 1 октября 2005 г. было принято решение о предоставлении участка для целей жилищного строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (в соответствии с ранее действовавшим порядком). Как объясняют юристы «Пепеляев Групп», попытки продлить переходный период, в течение которого земельные участки предоставлялись бы без конкурса, периодически предпринимаются до сих пор. Однако вряд ли они увенчаются успехом: по сути, такие изменения означали бы дальнейшее применение «исключений» к отдельным застройщикам – и без каких-либо выгод для городского бюджета. О непрозрачности и коррупционной составляющей такого процесса уже говорилось много раз.