Загрузка...
22.09.2017
3 мин. на чтение

Факторы риска

Контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти активно реформируется. В частности, планируется внедрить риск-ориентированный подход и в антимонопольной сфере. Руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская в своей статье рассматривает, как изменится порядок проведения плановых проверок и в каких случаях компании могут рассчитывать на уменьшение их периодичности.

Риск-ориентированный подход — это глобальная государственная программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности госорганов. Она уже охватила около 40 сфер, в том числе транспортную безопасность, оборот алкогольной продукции, фармацевтику и т. п.

В соответствии с действующей редакцией Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» к областям контрольно-надзорной деятельности, на которые теперь распространяется риск-ориентированный подход, относятся также антимонопольное законодательство, закупки, государственный оборонный заказ, тарифное регулирование и реклама.

ФАС России разработала проекты постановлений Правительства РФ, направленные на реализацию такого подхода при контроле за соблюдением антимонопольного законодательства (далее — Проект Положения о госконтроле), а также при контроле за соблюдением законодательства о госзакупках.

Проектом Положения о госконтроле предполагается установить три категории риска. От того, к какой из них принадлежит хозяйствующий субъект, будет зависеть частота проведения в отношении него плановых проверок ФАС России. Основные факторы отнесения к той или иной категории: 

  • статус хозяйствующего субъекта: является он субъектом естественной монополии или нет;

  • годовой объем его выручки;

  • отрасль (сфера) экономики, в которой осуществляется экономическая деятельность. 

В текущей редакции Проекта Положения о госконтроле предусмотрено право на понижение категории риска при наличии в совокупности двух условий: 

  • отсутствие на дату принятия решения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение следующих правонарушений: злоупотребление доминирующим положением; заключение антиконкурентных соглашений, осуществление согласованных действий и координации экономической деятельности; недобросовестная конкуренция; нарушение антимонопольных правил при осуществлении торговой деятельности; невыполнение решений и предписаний антимонопольного органа; непредставление ходатайств и уведомлений, сведений (информации) в антимонопольный орган в течение трех лет до даты принятия решения о присвоении (изменении) категории риска;

  • функционирование у хозяйствующего субъекта в течение не менее одного года системы внутреннего обеспечения соответствия его деятельности требованиям антимонопольного законодательства (далее — Система), требования к которой определяются ФАС России. 

Во втором пункте фактически речь идет об антимонопольном комплаенсе в компании, понятие которого планируется закрепить в российском антимонопольном законодательстве. Соответствующий законопроект подготовлен и активно обсуждается (проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Безусловно, реализация инициативы ФАС России позволит снизить административную нагрузку на бизнес и оптимизировать работу антимонопольного органа. Разумным также будет при понижении категории риска учитывать характер совершенных субъектом рынка нарушений антимонопольного законодательства и отраслевую специфику его деятельности.

С принятием этого постановления о госконтроле антимонопольная служба должна будет разработать отдельный подзаконный нормативный акт, установив в нем требования к функционированию Системы.

Очевидно, что понижение категории риска должно происходить, только если в компании внедрена реально работающая и эффективно действующая Система. Однако на сегодня ни в законопроекте, ни в Проекте Положения о госконтроле не предусмотрены критерии оценки такой эффективности, на которые могли бы ориентироваться как бизнес, так и антимонопольный орган.

Без подзаконного акта реализовать инициативу будет весьма затруднительно. Надеемся, что ФАС России при этом учтет мнение представителей бизнеса и экспертного сообщества о том, что следует включить в список требований. Более того, хозяйствующим субъектам должна быть предоставлена возможность самостоятельно дополнять его в зависимости от специфики их деятельности и изменений бизнес-процессов.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

28.06.2024

«Войны и налоги». Авторская лекция Сергея Пепеляева. Петербургский правовой саммит 2024

Запись авторской лекции Сергея Пепеляева «Войны и налоги» с Петербургского правового саммита в 2024 году, в которой пойдет речь о правовых потерях во время конф...

Смотреть

22.07.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 июля 2024 г.

Совфед одобрил правительственные поправки в Закон о ГОЗ; соглашение ЕАЭС о признании банковских гарантий в госзакупках...

15.07.2024

О недопустимости формализма, превращающего материальный состав в формальный

Айдар Султанов, руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан, в данной статье продолжает тему ...

15.07.2024

Маркировка интернет-рекламы: правоприменительная практика регуляторов (ФАС, Роскомнадзор).

В этом выпуске Елена Соколовская, партнер и руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», расскажет&...

15.07.2024

Конкуренция и право. Обзор за 8–14 июля 2024 г.

Подготовлены масштабные поправки в Закон № 44-ФЗ; обновлены предельные размеры платы, взимаемой операторами электронны...