Загрузка...
11.08.2015
2 мин. на чтение

Государственные M&А

Вслед за укрупнением детских садов, школ, вузов, академий, поликлиник, госкомпаний и всего подобного последовало поглощение одних госорганов другими: ФСФР – Центробанком, Высшего Арбитражного Суда РФ – Верховным Судом РФ. Как говорят армейские, «безобразно, зато единообразно». Тенденция усилилась с поглощением ФСТ России Федеральной антимонопольной службой, хотя именно ведомство, контролирующее соблюдение законодательства о защите конкуренции, должно подавать пример борьбы с монополизацией во всех ее проявлениях.

Основным аргументом, как и в случае объединения высших судов, стали противоречия между ФАС и ФСТ. По этой же логике нужно объединить налоговую и таможенную службы, поскольку у них часто возникают расхождения в налогообложении одних и тех же операций. Например, ФТС России считает, что какое-то ввозимое медицинское оборудование (или медицинские изделия) облагается НДС по ставке 18%, что увеличивает бюджетные поступления, за которые отчитывается таможня. Между тем налоговые органы отказывают компании, только что перечислившей в бюджет «таможенный» НДС, в вычете этого налога при обложении дальнейшей продажи товаров по причине уменьшения поступлений, за которые отчитываются инспекции.

Кстати, идея «влить» таможенную службу в налоговую уже звучала ранее. Более того, подобные объединения происходили в других странах. Примером может послужить Управление по налоговым и таможенным сборам Великобритании (HM Revenue And Customs’s).

В свою очередь, ФНС России и ФАС России тоже нередко предъявляют компаниям противоположные требования. Так, антимонопольные органы заинтересованы в продаже нефтепродуктов по меньшим ценам, в то время как налоговые относятся подозрительно к нефтяным компаниям, продающим по заниженной цене.

Следовательно, объединив ФТС России, ФНС России и ФАС России, получим сверхэффективное с точки зрения государственного управления ведомство. Только вот экономика и потребители вряд ли оценят его эффективность, потому что имя такому ведомству – Госплан.

Помимо собственно антимонопольного регулирования, на ФАС России отныне возложены не только контроль рекламы, госзаказа (в том числе в сфере обороны) и иностранных инвестиций, но и тарифное регулирование. С учетом такого стратегического назначения название органа явно не соответствует выполняемым им функциям и потому вводит всех в заблуждение. Необходимо переименование, например, в Госкомрегулирование.

Динамическое равновесие ведомств, основанное на конкуренции профессиональных мнений и публичной дискуссии, замещается равновесием статическим. Таким, как в памятные времена застоя.

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

06.10.2025

Конкуренция и право. Обзор за 22 сентября - 5 октября 2025 г.

Обновлен порядок учета интернет-рекламы; разработаны критерии для включения в реестр цифровых платформ; режим параллельного...

25.09.2025

Антимонопольные риски в бизнесе: ключевые тренды и советы юристов

Антимонопольное регулирование в России усиливается. ФАС все чаще выходит за рамки штрафов и применяет более жесткие меры...

15.09.2025

Конкуренция и право. Обзор за 1-14 сентября 2025 г.

Скорректированы правила нацрежима; участники рынка подписали Меморандум о саморегулировании в рекламе безалкогольного...

01.09.2025

Конкуренция и право. Обзор за 18-31 августа 2025 г.

В РФ могут появиться полки с российскими непродовольственными товарами; утверждены особенности уплаты сбора за интернет-рекламу;...