Загрузка...
27.04.2021
2 мин. на чтение

Политика сдерживания цен государством чревата негативными последствиями

На настоящий момент оценить реальную результативность применяемых Правительством РФ мер по сдерживанию цен на социально значимые товары достаточно тяжело. Безусловно, положительный эффект от данных мер имеется: замораживание цен на такие социально значимые товары, как сахар и подсолнечное масло, на определенный промежуток времени действительно в некоторой степени сделало эти продукты более доступными для населения. Это неоспоримый плюс, особенно с учетом обусловленного пандемией COVID-19 кризиса и его влияния на социальную сферу, низких доходов населения и несоразмерного им скачка цен на большинство продуктов в последнее время. Но, к сожалению, уже сейчас становится понятно, что негативных последствий у таких мер тоже достаточно много.

Во-первых, поставщики товаров оказались в очень сложном положении, поскольку в результате примененных Правительством РФ мер были нарушены традиционные схемы поставок: торговые сети пытались закупать продукцию напрямую у производителей. 

Во-вторых, для сбалансирования прибыли в связи с мерами по сдерживанию цен на сахар и подсолнечное масло торговые сети пошли на увеличение наценок на другие категории товаров, что вряд ли позитивно сказалось на спросе на данные товары и не задело интересы потребителей. 

В-третьих, уже прогнозируется резкий скачок цен на подсолнечное масло и сахар сразу же после отмены мер по сдерживанию цен – представляется, что в таком случае весь позитивный эффект, достигнутый за небольшой период регулирования, может быть нивелирован в максимально короткие сроки. 

Также не стоит забывать, что сахар и подсолнечное масло являются основным сырьем для огромного перечня товаров, как социально значимых, предельные цены на которые Правительство РФ может контролировать, так и не социально значимых, но все же массово приобретаемых, т.е. рост цен на такие товары не может не оказать негативного влияния на благосостояние потребителей. Например, производители кондитерских изделий, одной из самых популярных среди российских потребителей категории товаров, уже объявили о существенном росте цен на свою продукцию в связи с резким удорожанием сырья. 

Следует обратить внимание и на то, что еще одним следствием регулирования может стать дефицит товаров: производителям будет невыгодно продавать свою продукцию по диктуемой государством цене, так как выделяемых субсидий будет недостаточно для покрытия той прибыли, которую они могли бы получить в отсутствие государственного регулирования.

Безусловно, то, что Правительство РФ может вмешиваться в ценовое регулирование социально значимых товаров, на данном этапе является мерой необходимой, но вряд ли – реально эффективной и единственно возможной. Тем более что тема роста цен на продукты в целом (не только социально значимые) очень остро стоит в настоящее время и критична как для потребителей, так и для производителей.

Если опыт применения в этом году мер регулирования цен продемонстрирует свою неэффективность или даже подтвердит свою неоправданность в силу существенности причиняемых негативных последствий, необходимо будет задуматься об иных механизмах стабилизации цен в сложившихся условиях. Возможно, следует начать с адресной помощи нуждающимся, как это делают во многих зарубежных странах, чтобы действительно оказать эффективную поддержку населению и начать делать что-то реально значимое для социальной сферы. Но еще одной более глобальной задачей должна стать разработка иных способов борьбы с постоянным ростом цен, которые все же будут соответствовать принципам рыночной экономики и не будут сводиться к использованию неоправданных административных ограничений, дестимулирующих производство.

Источник: Retail & Loyalty 

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

07.06.2024

Всеобщее декларирование в Казахстане. Сергей Сосновский в гостях у Сергея Пепеляева

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с Сергеем Сосновским, в котором подробно обсудили статью «Всеобщее декларирование в Казахстане».

Смотреть

04.09.2019

Ритейл и закон: что важно знать участникам отрасли?

Может ли торговая сеть взыскать убытки с поставщика некачественной продукции? Как повлияет на отрасль ритейла развитие...

22.03.2018

Юридическая грамотность потребителей приводит к росту потребительского экстремизма

16.01.2018

Законы и ритейл: что нужно учесть в 2018-м?

Ритейл – один из наиболее серьезных драйверов российской экономики, но, в то же время, и одна из наиболее чувствительных...

06.10.2017

ФАС и ритейлеры: возможен ли компромисс?

Этим летом ФАС провела ряд проверок крупных игроков рынка продовольственного ритейла. По мнению Елены Рыбальченко, юриста...