Генеральная прокуратура намерена изменить подходы к проведению проверок соблюдения трудовых прав граждан. Производство, дистрибуция и розничная торговля лекарствами вошли в приоритетные сферы для организации проверочных мероприятий. Юрист «Пепеляев Групп» Таисия Кубрина разобралась с особенностями прокурорского надзора за кадровым вопросом.
Особое внимание
В начале января на портале проектов нормативных правовых актов был размещен проект приказа генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан». Документ должен заменить действующий приказ надзорного ведомства № 196 от 15.03.2019 «Об организации надзора за соблюдением трудовых прав граждан». До 18 января он проходит антикоррупционную экспертизу. Как изменится прокурорский надзор в трудовой сфере?
Новый приказ установит приоритетные направления надзорной деятельности за соблюдением трудовых прав. В первую очередь речь идет о выполнении работодателями трудовых гарантий социально незащищенных категорий граждан: пенсионного и предпенсионного возраста, беременных женщин, многодетных, одиноких матерей и отцов, инвалидов, несовершеннолетних, молодежи и иных лиц.
Приказ также установил приоритет проведения проверок в отдельных сферах экономики, в том числе на предприятиях, производящих и реализующих социально значимые товары (услуги), медицинское оборудование, лекарственные средства. Особое внимание прокуроры должны обращать на соблюдение трудовых прав работников стратегических, системо- и градообразующих предприятий, а также организаций в сфере информационных технологий (электронной промышленности).
Новые подходы
Сейчас прокуроры должны постоянно собирать, обобщать, анализировать и оценивать информацию, характеризующую состояние законности в сфере трудовых отношений. Новый приказ конкретизирует полномочия прокуроров в этом направлении. Они также должны будут отслеживать публикации в интернете, анализировать судебные решения о взыскании заработной платы и проверять дела судебных приставов. Анализ будет направлен на работодателей, допускающих системные нарушения трудового законодательства.
Будет сформирован реестр организаций, имеющих задолженности перед работниками по заработной плате. В него буду включать данные о размере задолженности, ее периоде, количестве работников, перед которыми она имеется, перспективах погашения, а также об экономическом состоянии должника.
Для формирования реестра прокуроры будут запрашивать у организации бухгалтерские документы, а также получать у налоговых органов и Росфинмониторинга данные о наличии признаков вывода денежных средств и имущества или иных сомнительных финансовых операций, в том числе с участием фирм-посредников и фирм-однодневок.