Загрузка...
28.05.2019
4 мин. на чтение

Старый новый налог

Правительство РФ вынесло на общественное обсуждение законопроект о включении в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) новой главы о налоге на операторов сети связи общего пользования. Вслед за этим в СМИ прокатилась волна публикаций о введении нового налога на операторов связи. Но является ли такой налог новым? И увеличит ли нововведение налоговую нагрузку на операторов связи?

Среди налоговых экспертов, представителей финансовых органов и научных деятелей давно идет дискуссия о "легализации" в НК РФ платежей, которые формально не названы налогом или сбором, не регулируются налоговым законодательством, но являются парафискальными, являются частью квазиналоговой системы и увеличивают нагрузку на бизнес. К таким платежам, ложащимся на плечи операторов сети связи общего пользования, с 2007 года относятся отчисления в резерв универсального обслуживания. Еще в 2006 году, когда принимались поправки в федеральный закон "О связи", налоговые эксперты говорили о том, что данный вид отчислений обладает признаками налога и содержит все элементы юридического состава налога. И спустя 13 лет с этим согласились представители российского Министерства финансов и, соответственно, правительства РФ.

Сейчас отчисления в резерв универсального обслуживания операторы делают с доходов, полученных в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, – по ставке 1,2 %, не позднее 30 дней с момента окончания квартала. С 1 января 2020 года (срок вступления в силу поправок в НК РФ, в случае если они будут приняты) для операторов будут действовать практически те же правила. Выплачивать налог, так же как и делать отчисления в резерв универсального обслуживания, операторы будут самостоятельно.

В чем же отличия? Придание рассматриваемому платежу статуса налога означает, что у этого платежа меняется администратор – теперь им станет система налоговых органов. Соответственно, платеж должен быть включен в налоговую отчетность, и становится обязательной подача налоговой декларации. Таким образом, этот платеж попадает в число проверяемых в ходе камеральных и выездных налоговых проверок. Его взыскание в случае полной или частичной неуплаты будет происходить в рамках налоговых процедур, а не через суд с Россвязью. Размер штрафа в случае нарушений может доходить до 40 % от подлежащего уплате налога (вместо 50‑100 тыс. рублей, предусмотренных ст. 13.38 КоАП РФ за несвоевременную или неполную уплату оператором обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания). Несогласие оператора связи с размером доначислений по итогам налоговой проверки влечет за собой прохождение обязательной досудебной процедуры обжалования. С учетом этого нагрузка на бизнес все-таки увеличивается, даже для добросовестных налогоплательщиков.

В связи с этим есть ряд вопросов, над которыми точно стоит задуматься и, возможно, поднять в ходе активного обсуждения законопроекта, пока еще не ставшего законом. Например, законопроект не предлагает внести изменения в закон "О связи" для упразднения института отчислений в резерв универсального обслуживания. А во избежание дублирования платежей такие поправки нужны.

Изначально такие отчисления были направлены на пополнение резерва универсального обслуживания, который расходуется на возмещение операторам универсального обслуживания затрат на оказание универсальных услуг связи (таксофоны, инфоматы, точки коллективного доступа к Интернету и др.).

Принятие поправок будет означать, что уплаченный налог приобретет статус обезличенного дохода в федеральном бюджете. Альтернативного механизма пополнения резерва универсального обслуживания правительство РФ пока не предложило. И если так и не предложит, то существует риск, что вмененная операторам универсального обслуживания обязанность оказывать универсальные услуги связи никак не будет компенсирована.

У резерва универсального обслуживания есть еще одна функция – а именно, финансирование создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров. Вопрос о том, из каких источников будет исполняться эта функция, пока тоже никак не урегулирован.

Также стоит обратить внимание на предлагаемый законопроектом объект налогообложения для налога на операторов сети связи общего пользования. Объектом признаются операции, касающиеся оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования. Под это определение попадают не только услуги связи, но также иные сервисы. Поэтому возникает вопрос: не пытается ли инициатор проекта обложить налогом даже имеющие косвенное отношение к услугам связи операции? В свете развития конвергенции услуг и появления цифровых продуктов перечень облагаемых налогом услуг может существенно увеличиться. К тому же предлагаемая формулировка объекта налогообложения вступает в противоречие с определением налоговой базы, к которой относятся доходы, полученные от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям.

Подведем итоги. Во-первых, налог на операторов сети связи общего пользования должен заменить отчисления в резерв универсального обслуживания, сохранив базу уплаты, сроки, период и ставку. Налоговая нагрузка на операторов при этом не увеличивается (при условии изменения формулировки для объекта налогообложения и не принимая во внимание усложнение администрирования налога). Во-вторых, требуется внести некоторые поправки в законодательство. А именно: исключить из закона "О связи" положения об отчислениях в резерв универсального обслуживания; утвердить новый механизм формирования резерва универсального обслуживания взамен упраздняемого; привести в соответствие формулировки объекта налогообложения и налоговой базы – во избежание двоякого толкования объема услуг, с доходов от которых необходимо рассчитывать и уплачивать налог.

Источник: «Стандарт»

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.04.2024

Мотивированное мнение - акт официального толкования права, который можно обжаловать в суде?

Из ролика вы узнаете является ли мотивированное мнение актом официального толкования и можно ли в этом качестве обжаловать его в суде.

Смотреть

05.12.2022

Условия ведения бизнеса в России

Говоря об условиях ведения бизнеса в России ИТ-компаниями, пожалуй, стоит отметить два главных тренда – продолжение структурных...

15.08.2022

Привилегии для хитрых

В этом году участники рынка информационных технологий получили беспрецедентные привилегии. Самые существенные льготы...

08.08.2022

Новые налоговые льготы для IT-компаний: государство продолжает стимулировать отечественную отрасль информационных технологий

14 июля вступил в силу закон, которым введены новые меры стимулирования отечественной отрасли информационных технол...

03.06.2022

Санкции и меры поддержки: дайджест

Запущена ИT-платформа для ускоренной реализации механизма СЗПК; мораторий на блокировку счетов должников продлен до ...