Загрузка...
17.11.2014
23 мин. на чтение

Новые налогово-правовые условия развития нефтегазовой отрасли России

Во второй половине 2013 года и первой половине 2014 года были приняты значительные законодательные изменения в нефтегазовой отрасли и, прежде всего, в фискальной сфере. В настоящей статье я остановлюсь на изменениях, затрагивающих вопросы налогообложения, поскольку от этого зависит инвестиционная политика нефтегазовых компаний и рентабельность освоения конкретных месторождений. Поправки касаются введения новых ставок и формулы исчисления НДПИ на газ и газовый конденсат, оснований применения ставки НДПИ 0% в отношении газа, газового конденсата и нефти, льгот для трудноизвлекаемой нефти, специальных условий налогообложения и льгот для морских проектов, в том числе в Японском море, а также льгот в отношении инвестиционных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке и Восточной Сибири. 

1. Изменения в исчислении НДПИ на газ и газовый конденсат

С 01.07.2014 года вступили в силу поправки, которыми установлены новые ставки и новая формула исчисления НДПИ на газ и газовый конденсат[1].

Напомню, что в первом полугодии 2014 года действовала ставка НДПИ в размере 647 руб. за тонну добытого газового конденсата. С 1 июля этого года она снизилась до 42 рублей. Аналогичным образом применялась ставка в размере 700 руб. за тысячу куб. метров газа природного горючего, а с 1 июля ставка составила – 35 рублей.

Для цели исчисления НДПИ на газ и конденсат по новым правилам обе ставки умножаются на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи. Ставка НДПИ на газ дополнительно корректируется на значение показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа (Тг). Транспортный коэффициент будет применяться с 2015 года.

Для наглядности эти изменения изложены ниже в таблице и в виде формул, применяемых для расчета базового значения единицы условного топлива и показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа.      

Добытое полезное ископаемое

Порядок расчета ставки НДПИ

Срок действия

Конденсат (1 тонна)

42 х Еут х Кс

с 01 июля 2014

Газ (1 000 м3)   

35 х Еут х Кс 

с 01 июля 2014 до 31 декабря 2014

(35 х Еут х Кс)   + Тг        

с   01 января 2015   

Еут =

0,15 х (Цг х Дг + Цк х (1 – Дг))

____________________________

(1 – Дг) х 42 + Дг х 35

Тг = 0,5 х Тр  х  (

 Рг

––

100

  ) х (  

 1

––

Ог

   )

В формуле единицы условного топлива учтены шесть ключевых переменных: экспортная пошлина на нефть, доля поставок газа на внутренний рынок, внутренняя и экспортная цены, цена нефти Urals, среднее значение курса доллара к российскому рублю, количество добытого за истекший налоговый период газа. Есть специальный коэффициент, учитывающий компонентный состав месторождения: баланс газа и конденсата, глубина, степень выработки запасов, географическое расположение участка и принадлежность участка недр к региональной системе газоснабжения.

Для отдельных субъектов России устанавливается специальный понижающий географический коэффициент. Например, для регионов Дальнего Востока он составит 0,1 на период с 01.07.2014 года по 31.12.2033 года и 1 – начиная с 01.01.2034 года.

Что касается показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа, то в его формуле учитываются такие основные составляющие, как фактическое значение тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен в России, расстояние транспортировки газа по магистральным газопроводам и отношение количества газа, добытого Газпромом и его дочерними обществами с долей его участия более 50%, к количеству газа, добытого другими налогоплательщиками.

С одной стороны, исчисление НДПИ на газ и газовый конденсат стало учитывать многокомпонентный состав газа, макроэкономические показатели, ценовую конъюнктуру на целевых рынках сбыта, а также показатели экономической эффективности проектов по добыче газа. С другой стороны, определение корректного размера НДПИ стало более сложным. При этом Федеральная служба по тарифам должна рассчитывать значения ряда показателей, и налогоплательщики смогут использовать их в расчетах.

2. Расширены и уточнены случаи применения ставки НДПИ 0% в отношении газа, газового конденсата и нефти

С 30.06.2014 г. ставка НДПИ 0% применяется также при добыче газа горючего природного и газового конденсата совместно с газом на участках недр, расположенных полностью или частично на полуострове Гыданский в Ямало-Ненецком автономном округе[2]. Условия применения ставки НДПИ аналогичны ранее установленным в отношении этих полезных ископаемых, добываемых на полуострове Ямал, то есть ставка действует:

  • в отношении газа - до достижения накопленного объема добычи 250 млрд. кубических метров на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет, начиная с 1-го числа месяца, в котором начата добыча газа, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа (далее – СПГ);
  • в отношении газового конденсата (добываемого совместно с газом) - до достижения накопленного объема добычи 20 млн. тонн на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет, начиная с 1-го числа месяца, в котором начата добыча газового конденсата совместно с газом, используемым исключительно для производства СПГ.

С 30.06.2014 г. уточнены основания для применения ставки НДПИ 0% в отношении нефти, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края[3]. Законодатель конкретизировал применение льготной ставки для недропользователей, которым выданы лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых сроком не более 10 лет или одновременно на поиск, разведку и добычу сроком не более 15 лет[4]  в ситуации, когда эти сроки истекают до 01.01.2022 г. и если по состоянию на 01.01.2015 г. степень выработанности запасов меньше или равна 0,05. В этом случае ставка будет действовать:

  • до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн;
  • при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 7 лет или равен 7 годам, начиная с 01.01.2015 года.

Аналогичным образом с 30.06.2014 г. уточнены основания для применения ставки НДПИ 0% в отношении нефти, добываемой на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа и полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе[5]. Законодатель конкретизировал применение льготной ставки для недропользователей, которым выданы лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых сроком не более 7 лет или одновременно на поиск, разведку и добычу сроком не более 12 лет в ситуации, когда эти сроки истекают до 01.01.2022 г. и если по состоянию на 01.01.2015 г. степень выработанности запасов меньше или равна 0,05. В этом случае ставка будет действовать:

  • до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн. тонн;
  • при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 7 лет или равен 7 годам, начиная с 01.01.2015 года.

Кроме того, для вышеназванных случаев расчета НДПИ на нефть по ставке 0% введен отдельный порядок определения начальных извлекаемых запасов нефти:

  • для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 01.01.2013 года, как сумма извлекаемых запасов категорий A, B, C1 и C2 и накопленной добычи с начала разработки участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2013;
  • для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана после 01.01.2013 года, как сумма извлекаемых запасов категорий A, B, C1 и C2 и накопленной добычи с начала разработки участка недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 01.01.2015.

На основании вышеизложенного, с 30.06.2014 г. льготная ставка НДПИ (0%) на газ и газовый конденсат распространена на полуостров Гыданский. Кроме того, уточнены основания применения ставки НДПИ 0% на нефть, добываемую на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края, на территории Ненецкого автономного округа и полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе.

3. Льготы для трудноизвлекаемой нефти

С 01.09.2013 года введены в действие льготы по НДПИ для месторождений «трудноизвлекаемой» нефти, которые в большей степени актуальны для регионов Сибирского федерального округа и Ханты-Мансийского автономного округа (далее – Закон № 213-ФЗ)[6].

С 01.01.2015 г. вступят в силу нормы Федерального закона, изменившие порядок и условия применения этих льгот[7].

В 2014 г. ставка НДПИ составляет 493 руб. за 1 тонну, что почти на 5% больше прошлогодней ставки и планируется дальнейшее увеличение ставки до 530 руб. в 2015 г. и 559 руб. в 2016 г. (без учета «налогового маневра», продвигаемого Минфином РФ и предполагающего увеличение ставки НДПИ на нефть в два раза).

На этом фоне государство ввело льготные условия налогообложения трудноизвлекаемых запасов нефти для стимулирования их добычи. Причем эти условия применяются не для всего участка недр, а для конкретной залежи.

Прежде всего, для цели расчета НДПИ на нефть введен понижающий коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти (Кд).

Для трудноизвлекаемых запасов нефти предусматривается применение Кд в зависимости от вида залежи, показателя проницаемости и толщины пласта:

1. Для залежей, отнесенных к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям, применяется нулевой коэффициент. Этот коэффициент действует в течение 15 лет;

2. В случае, если показатель проницаемости конкретной залежи не превышает 2 миллидарси и эффективная нефтенасыщенная толщина пласта этой залежи не более 10 метров, то применяется коэффициент в размере 0,2. Это значение подлежит применению в течение 10 лет;

3. Если показатель проницаемости конкретной залежи не превышает 2 миллидарси, а эффективная нефтенасыщенная толщина пласта этой залежи уже более 10 метров, то применяется коэффициент в размере 0,4 в пределах 10 лет;

4. Коэффициент 0,8 установлен для залежи, отнесенной к продуктивным отложениям тюменской свиты, и будет действовать не более 15 лет.

Для остальных залежей применяется коэффициент в размере 1.

Вышеназванные сроки действия значений коэффициента начинают исчисляться с момента превышения 1% степени выработанности запасов конкретной залежи.

При этом в отношении этих залежей установлено, что если по состоянию на 01.01.2013 г. степень выработанности запасов полезных ископаемых превышает 1%, то вышеназванные сроки начинают исчисляться с 01.01.2014 г.[8] 

Если же по состоянию на 01.01.2012 г. степень выработанности запасов полезных ископаемых превышает 3%, то для залежей, отнесенных к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям, 15 летний срок действия нулевой ставки начинает исчисляться с 01.01.2015 г.[9]

Законом № 213-ФЗ предусмотрены условия, при которых применяется понижающий коэффициент:

1. Нефть должна добываться из скважин, работающих в соответствии с проектной документацией исключительно на указанных залежах.

2. При учете нефти налогоплательщик должен соблюдать требования, которые установлены рассматриваемым законом: это осуществление учета количества добытой нефти по каждой работающей скважине, а также измерение количества добываемой скважинной жидкости и определение ее физико-химических свойств по каждой такой скважине не реже 4 раз в месяц.

3. Нефть должна добываться из залежей, запасы которых поставлены на государственный баланс после 01.01.2012 г. либо степень выработанности которых по состоянию на 01.01.2012 г.:

  • менее 13% - для залежей, отнесенных к баженовским, абалакским, хадумским и доманиковым продуктивным отложениям[10];
  • менее 3% - для залежей, указанных выше в пунктах 2 – 4.

Кроме того, Закон № 213-ФЗ ввел коэффициент, характеризующий степень выработанности рассматриваемых залежей (Кдв), который призван дополнительно снизить НДПИ в случае высокой степени выработанности этих залежей и стимулировать их дальнейшую разработку.

Так, если степень выработанности не превышает 0,8, то коэффициент равен 1 и фактически не применяется. Если же степень выработанности более 1, то он равен 0,3. А если находится в интервале между 0,8 и 1, то расчет коэффициента производится по специальной формуле: 

Кдв = 3,8 – 3,5 Nдв/Vдв

В формуле используются два показателя Nдв - сумма накопленной добычи нефти по залежи и Vдв – начальные извлекаемые запасы нефти. Расчет этих составляющих аналогичен НДПИ в отношении «обычных» участков нефти.

С «трудноизвлекаемой» нефтью, равно как и с запасами углеводородов, залегающих в морских месторождениях, связывают будущее нефтегазового сектора России. Поэтому рассмотренный закон направлен на стимулирование разработки «трудноизвлекаемых» запасов нефти и, прежде всего, отнесенных к первой категории (баженовские, абалакские, хадумские и доманиковые продуктивные отложения).

4. Специальные условия налогообложения и льготы для морских проектов

С 01.01.2014 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе» № 5003-1 от 21.05.1993 г. (далее – Закон о таможенном тарифе), установившие новые условия налогообложения, а также налоговые и таможенные льготы для компаний, разрабатывающих морские месторождения (далее – Закон № 268-ФЗ)[11].

С 01.01.2015 г. действие Закона № 268-ФЗ распространено также на морские месторождения, расположенные в Японском море[12].

Эти условия будут распространяться на новые морские месторождения углеводородного сырья, расположенные в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе и на российском участке дна Каспийского моря, промышленная добыча на которых начнется после 1 января 2016 года.

Законом № 268-ФЗ вводится новая категория налогоплательщиков в виде разработчиков нового морского месторождения, в состав которых входит как владелец лицензии, так и оператор нового морского месторождения.

Оператором признается организация, отвечающая определенным требованиям. Во-первых, в ее уставном капитале должен прямо или косвенно участвовать владелец лицензии либо организация, являющаяся взаимозависимым лицом с владельцем лицензии. Во-вторых, эта организация обязана осуществлять хотя бы один из видов деятельности, связанных с добычей углеводородов собственными силами или с привлечением подрядчиков. Оператор также должен заключить операторский договор с владельцем лицензии. Согласно Закону № 268-ФЗ вознаграждение оператора должно в том числе зависеть от объема добытого углеводородного сырья или выручки от его реализации.

На одном и том же новом морском месторождении может быть только один оператор. Не допускается два и более операторов, то есть другие «операторы» не смогут применить рассматриваемые налоговые условия.

Что касается изменений в налогообложении, то кардинальные поправки предусмотрены в отношении налога на добычу полезных ископаемых.

Прежде всего, разработчики морских месторождений будут исчислять НДПИ с цены реализации углеводородов (или минимальной предельной стоимости, рассчитываемой в порядке, предусмотренном Законом № 268-ФЗ). Ставка налога зависит от категории сложности месторождения, распределена по морям и варьируется от 5 до 30%: 30%[13], 15%[14], 10%[15] и 5%[16].

Для третьей категории месторождений в отношении природного газа вводится специальная ставка в размере 1,3%, то есть ставка в размере 10% применяется для газового конденсата и нефти.

Для природного газа, добываемого в рамках четвертой категории, предусмотрено применение ставки в размере 1%, поэтому для газового конденсата и нефти размер ставки будет 5%. Если организации не имеют право на экспорт СПГ, то они уплачивают НДПИ на газовый конденсат и нефть по ставке 4,5%.

Срок действия этих условий также зависит от категории сложности месторождений и составляет 5, 7, 10 и 15 лет, соответственно.

Необходимо отметить право налогоплательщиков уплачивать НДПИ по ставке 0% в отношении углеводородного сырья, добываемого на морских месторождениях и отвечающих одному из следующих требований:

  • степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добываемого из соответствующей залежи углеводородного сырья, по состоянию на 01.01.2016 года составляет менее 0,1%;
  • запасы углеводородного сырья, добытого из соответствующей залежи углеводородного сырья, по состоянию на 01.01.2016 года не были поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых.

Эта ставка может быть применена до истечения налогового периода, на который приходится дата первого согласования в установленном порядке технологической схемы разработки морского месторождения, в границах которого расположена соответствующая залежь (залежи), но не более 5 лет.

Законом № 268-ФЗ внесены изменения в Закон о таможенном тарифе и установлено освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины, которое по аналогии с НДПИ, также зависит от категории сложности месторождений. Это освобождение применяется для добытых углеводородов, СПГ и широкой фракции легких углеводородов.

Для двух первых категорий сложности новых месторождений освобождение действует до 31.03.2032 г., для двух последних — до 31.03.2042.

Освобождение от таможенных пошлин вводится также для нефти, газового конденсата и СПГ, полученных на месторождениях, не относящихся к новым и расположенным на 50 и более процентов площади в южной части Охотского моря (южнее 55 градуса северной широты), в период до 01.01.2021 г. Эта льгота действует при условии, что степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добываемого на таком месторождении, по состоянию на 01.01.2015 г. составляет менее 5%.

Ряд важных изменений касаются налога на прибыль. Это и право на ускоренную амортизацию имущества с применением коэффициента 3, перенос убытка на неограниченный срок вместо существующих 10 лет, применение ставки налога в размере 20%, создание резерва по расходам, связанным с завершением деятельности на месторождении, обязанность ведения раздельного учета каждого нового морского месторождения и др.

Кроме того, в Налоговом кодексе РФ уточнено, что к образованию постоянного представительства на территории РФ приводит деятельность, осуществляемая иностранной организацией - оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении.

Устанавливается применение ставки НДС 0% при реализации углеводородов, стабильного конденсата, СПГ и широкой фракции легких углеводородов, вывозимых с территории континентального шельфа, исключительной экономической зоны или российской части дна Каспийского моря за пределы территории России. Услуги по транспортировке углеводородного сырья в этом случае облагаются по ставке 0%.

Законом № 268-ФЗ предусмотрено освобождение от налога на имущество организаций, использующих имущество при разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ. Если это имущество расположено не только в границах внутренних морских вод и (или) территориального моря РФ и (или) на континентальном шельфе РФ либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, но и на иных территориях, то эта льгота применяется при условии, что имущество используется в деятельности по разработке морского месторождения не менее 90 календарных дней в течение одного календарного года.

Льготу по транспортному налогу организации смогут применить для морских стационарных и плавучих платформ, морских передвижных буровых установок и буровых судов.

Устанавливаются особенности применения правил трансфертного ценообразования в деятельности, связанной с разработкой новых морских месторождений. Так, из состава контролируемых выведены сделки, совершаемые между оператором нового морского месторождения и владельцем лицензии одного и того же морского месторождения.

По налогу на доходы физических лиц введена непрерывность пребывания физического лица на территории России. Эта поправка имеет значение для российских граждан, которые по истечении 183 дней остаются налоговыми резидентами России и им при возвращении на территорию России не нужно платить налог по ставке 30% вместо обычных 13%. Иностранные граждане приобретают статус налоговых резидентов в общем порядке и также не утрачивают его при перемещении на континентальный шельф, что важно для уменьшения уплачиваемого ими налога с 30% до 13%[17].

Резюмируя изложенное, Закон № 268-ФЗ имеет целью привлечь нефтегазовые компании и иностранных инвесторов к освоению сложных морских месторождений. Отсутствие этих условий налогообложения ранее препятствовало разработке высокозатратных шельфовых месторождений, включая Штокмановское, принятие инвестиционного решения по которому не раз откладывалось.

5. Льготы для инвестиционных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке и Восточной Сибири

С 01.01.2014 г. установлены налоговые льготы для инвестиционных проектов, реализуемых на Дальнем Востоке и большинстве регионов Восточной Сибири (далее – Закон № 267-ФЗ)[18]. С 04.06.2014 г. вступили в силу поправки, которыми действие этого закона распространено на оставшиеся два региона Восточной Сибири, а именно, Красноярский край и Республику Хакасию[19].

Закон № 267-ФЗ направлен на развитие этих регионов в целом и создание необходимой инфраструктуры, в том числе для нефтегазовой отрасли. При этом закон стимулирует переработку углеводородов (например, газа и газового конденсата). 

Законом № 267-ФЗ вводится новая категория налогоплательщиков – участник регионального инвестиционного проекта (российская организация), который должен соответствовать требованиям, определенным в законе:

  • доходы от реализации произведенных товаров составляют не менее 90%;
  • зарегистрирован на территории Дальневосточного федерального округа или других субъектов, названных в законе;
  • не имеет обособленные подразделения, расположенные за пределами субъекта РФ, в котором осуществляется инвестиционный проект;
  • не применяет специальные налоговые режимы;
  • не является резидентом ОЭЗ;
  • не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;
  • ранее не был участником регионального инвестиционного проекта и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого регионального инвестиционного проекта;
  • имеет в собственности (в аренде на срок не менее чем до 01.01.2024 г.) земельный участок, на котором будет реализован инвестиционный проект;
  • имеет разрешение на строительство, если его наличие является обязательным.

Нужно отметить, что организация получает статус участника регионального инвестиционного проекта со дня включения ее в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Решения о включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, а также о внесении изменений в реестр принимаются уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.

Что касается льгот, которые могут быть применены этой организацией, то они заключаются в следующем.

Прежде всего, для участников региональных инвестиционных проектов предусмотрены льготные условия по налогу на прибыль сроком на 10 лет:

  • обнуляется ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет (эта ставка составляет 2%);
  • в первые 5 лет региональная часть налога (ставка равна 18%) должна быть понижена не менее, чем до 10% (вплоть до обнуления). В последующие 5 лет  устанавливается в диапазоне от 10% до 18%.

Отмеченные сроки начинают исчисляться с года, в котором по данным налогового учета получен доход от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта.

В случае, если организация осуществила капитальные вложения в размере не менее 50 миллионов рублей в срок, не превышающий 3 лет со дня ее включения в реестр участников инвестиционных проектов, она имеет право применять эти льготы до 01.01.2027 года.

Если размер капитальных вложений превысил 500 миллионов рублей в срок, не превышающий 5 лет со дня включения организации в реестр участников инвестиционных проектов, она имеет право применять эти льготы до 01.01.2029 года.

Во-вторых, участники региональных инвестиционных проектов вправе применять льготы по НДПИ, которые предоставляются путем применения коэффициента территории добычи. Этот коэффициент принимается равным следующим значениям:

  • 0 – до начала получения дохода от реализации произведенных товаров;
  • 0 – первые 2 года с даты применения ставки 0% по налогу на прибыль;
  • 0,2 – с 3-его года по 4-ый год после применения коэффициента 0 по НДПИ;
  • 0,4 – с 5-ого по 6-ой год после применения коэффициента 0,2;
  • 0,6 – с 7-ого по 8-ой год после применения коэффициента 0,4;
  • 0,8 – с 9-ого по 10-ый год после применения коэффициента 0,6;
  • 1 – в последующие налоговые периоды.

Для применения обозначенных льгот по налогу на прибыль и НДПИ необходимо принимать во внимание ограничения по видам деятельности. Так, указанные льготы не применяются:

  • при добыче или переработке нефти, добыче природного газа и газового конденсата;
  • оказании услуг по транспортировке нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата;
  • производстве подакцизных товаров (за исключением, легковых автомобилей и мотоциклов);
  • в случае осуществления деятельности, по которой применяется ставка 0%.

Исходя из названных ограничений, следует, что в нефтегазовой отрасли региональные инвестиционные проекты могут быть реализованы в сфере переработки газа, газового конденсата, в производстве СПГ, стабильного конденсата и широкой фракции легких углеводородов, а также их последующей транспортировки.

Льготы по НДПИ не касаются нефти, природного газа и газового конденсата, но они распространяются на уголь, метан угольных пластов, драгоценные и цветные металлы, а также драгоценные камни. В части угля и метана угольных пластов эта льгота может иметь значение для развития газохимической отрасли, например, в случае производства метанола.

Необходимо принимать во внимание, что для практической реализации этих вариантов потребуется создать отдельное юридическое лицо.

В дополнение к вышеназванным ограничениям региональные инвестиционные проекты должны удовлетворять следующему[20]:

1. производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта осуществляется на территории субъектов РФ, перечисленных в Законе № 267-ФЗ (Дальний Восток и Восточная Сибирь);

2. объем капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее[21]:

  • 50 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий 3 лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов;
  • 500 миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий 5 лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

3. на земельных участках, на которых предполагается реализация такого инвестиционного проекта, не располагаются здания, сооружения, находящиеся в собственности физических лиц или организации, не являющейся участником такого инвестиционного проекта (за исключением подъездных путей, коммуникаций, трубопроводов, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры).

Большая роль в исполнении Закона № 267-ФЗ отведена региональным органам власти. При этом большинство субъектов РФ, затронутых этими изменениями, уже приняли соответствующие законодательные акты или поправки в действующие региональные законы с тем, чтобы обеспечить применение этих льгот. В связи с этим при принятии решения о реализации регионального инвестиционного проекта необходимо принимать во внимание нормы соответствующих региональных законов.

Подводя итог настоящей статье, хочу заметить, что за год было принято и вступило в силу шесть федеральных законов, которые существенно повлияли на налогообложение компаний нефтегазового сектора по всей стране и, как следствие, рентабельность разработки месторождений. Эти законы направлены на стимулирование освоения месторождений «трудноизвлекаемой» нефти, сложных морских месторождений углеводородного сырья, некоторых конкретных нефтегазовых месторождений и развитие газоперерабатывающей и газохимической промышленности на Дальнем Востоке и Восточной Сибири. В дополнение к этому кардинальным образом изменен подход к расчету НДПИ на газ и газовый конденсат. 


   
[1] Федеральный закон РФ № 263-ФЗ от 30.09.2013 г. «О внесении изменений в главу 26 Налогового кодекса РФ и статью 3.1 Закона РФ «О таможенном тарифе».  
 
[2] Пункт 2 статьи 1 Федерального закона РФ № 187-ФЗ от 28.06.2014 г. «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ и статью 3 Федерального закона РФ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса РФ и статью 3.1 Закона РФ «О таможенном тарифе»; 
 
[3] Пункт 2 статьи 1 Федерального закона РФ № 187-ФЗ от 28.06.2014 г. «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ и статью 3 Федерального закона РФ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса РФ и статью 3.1 Закона РФ «О таможенном тарифе»; 
 
[4] В соответствии с абз. 1 п.п. 8 п. 1 ст. 342 НК РФ срок исчисляется с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами 
 
[5] Пункт 2 статьи 1 Федерального закона РФ № 187-ФЗ от 28.06.2014 г. «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ и статью 3 Федерального закона РФ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса РФ и статью 3.1 Закона РФ «О таможенном тарифе»; 
 
[6] Федеральный закон РФ № 213-ФЗ от 23.07.2013 г. «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса РФ и статью 3.1 Закона РФ «О таможенном тарифе»; 
 
[7] Пункт 3 статьи 1 Федерального закона РФ № 187-ФЗ от 28.06.2014 г. «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ и статью 3 Федерального закона РФ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса РФ и статью 3.1 Закона РФ «О таможенном тарифе». 
 
[8] Норма начнет действовать с 01.01.2015 г. 
 
[9] Норма начнет действовать с 01.01.2015 г. 
 
[10] Норма вступит в силу с 01.01.2015 г. До 01.01.2015 г. действует общее для всех видов залежей (включая указанные в пункте 1) условие о том, что степень выработанности по состоянию на 01.01.2012 г. должна быть менее 3%.  
 
[11] Федеральный закон РФ № 268-ФЗ от 30.09.2013 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ»; 
 
[12] Пункт 1 статьи 1 Федерального закона РФ № 187-ФЗ от 28.06.2014 г. «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ и статью 3 Федерального закона РФ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса РФ и статью 3.1 Закона РФ «О таможенном тарифе». 
 
[13] Для месторождений, расположенных полностью в Азовском море или на 50 и более процентов своей площади в Балтийском море; 
 
[14] Для месторождений, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Черном море (глубина до 100 м включительно), Печорском, Белом или Японском море, южной части Охотского моря (южнее 55-го градуса северной широты) либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря; 
 
[15] Для месторождений, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Черном море (глубина более 100 м), северной части Охотского моря (на 55-ом градусе северной широты или севернее этой широты), южной части Баренцева моря (южнее 72-го градуса северной широты); 
 
[16] Для месторождений, расположенных на 50 и более процентов своей площади в Карском море, северной части Баренцева моря (на 72-ом градусе северной широты и севернее этой широты), восточной Арктике (море Лаптевых, Восточно-Сибирском море, Чукотском и Беринговом морях). 
 
[17] Имеются ввиду иностранные работники, не относящиеся к категории высококвалифицированных. 
 
[18] Федеральный закон РФ № 267-ФЗ от 30.09.2013 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного Федерального округа и отдельных субъектов РФ». 
 
[19] Федеральный закон РФ № 139-ФЗ от 04.06.2014 г. «О внесении изменения в статью 258 части первой Налогового кодекса РФ».   
 
[20] Законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования;  
 
[21] Законом субъекта РФ может быть увеличен минимальный объем капитальных вложений.  

Источник 

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.04.2024

Мотивированное мнение - акт официального толкования права, который можно обжаловать в суде?

Из ролика вы узнаете является ли мотивированное мнение актом официального толкования и можно ли в этом качестве обжаловать его в суде.

Смотреть

21.03.2019

В большом долгу

«Фонтанка» посчитала, кто из крупных предприятий приносит Петербургу наибольшую пользу в финансовом плане. Крупнейшие ...

17.12.2018

Демонополизация и "плохие" контрагенты: эксперты обсудили проблемы ТЭК

Демонополицация как ответ на санкции, правильная проверка контрагентов и проблемы с налогом на недвижимость: на организованной...

25.09.2018

Налог на дополнительный доход для нефтяной отрасли: новые стимулы и новые риски

19 июля 2018 года принят Федеральный закон № 199-ФЗ, в соответствии с которым в Налоговый кодекс РФ добавлена новая глава...

27.11.2017

Двухтомник «Налоговое право»

1) Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М.: 2020  2) Налоговое право. Особенная часть / Под...