Заказчик предусмотрел в закупочной документации нестоимостный критерий оценки заявок: «Квалификация участников закупки». По нему проверяли финансовые ресурсы, опыт работы, связанный с предметом контракта, и деловую репутацию специалистов. Показателем, раскрывающим содержание критерия оценки, компания установила «Деловую репутацию участников закупки», которая определяется в соответствии с ГОСТ. За этот критерий начисляли 0,7 балла, а тем, кто не был допущен в одну из указанных систем добровольной сертификации с правом выдачи сертификата соответствия по требованиям ГОСТ, присваивали 0 баллов.
Не согласившись с таким положением, участвовавшее в закупке предприятие «Компьютерные технологии» пожаловалось в Крымский УФАС. Но поскольку орган не нашел нарушений требований ФЗ № 223, компания обратилась в суд (дело № А83-15254/2023). Три инстанции подтвердили, что критерий «наличие сертификата системы добровольной сертификации», оцениваемый по значению индекса деловой репутации, не ограничивает какого-либо участника закупки в подаче заявки. По мнению судов, такой критерий не дает преимуществ определенному участнику и направлен на выявление наиболее подходящих кандидатов для исполнения условий договора.
В закупках по ФЗ № 223 процедуры проведения торгов в целом не столь регламентированы законом, а основным документом, регулирующим закупочную деятельность, считается положение о закупке, в котором заказчик вправе предусмотреть требования к участникам закупок и их квалификации, рассказывает юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Анна Симаченко. Об этом свидетельствовала и более ранняя судебная практика, которая признавала, что указание в заявке конкретных систем добровольной сертификации не противоречит законодательству, поскольку действия заказчика направлены не на предоставление преимуществ кому-то или ограничение конкуренции, а на подбор наиболее подходящих кандидатов.
«Если бы требование о предоставлении индекса деловой репутации было обязательным условием участия в закупке, а не условием начисления дополнительных баллов, то выводы судов могли бы быть прямо противоположными».
При этом вопрос о том, как оценить деловую репутацию участника, остается актуальным и по сей день, говорит Симаченко. Наиболее однозначный ответ на этот вопрос дан в сфере закупок в соответствии с ФЗ № 44, где порядок установления критериев оценки заявок строго регламентирован. Так, в соответствии с постановлением правительства № 26041 критерий «деловая репутация» можно оценить только в соответствии с национальными стандартами.
В начале июня ведомство предложило учитывать индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг) при проведении конкурсов и всех закупок в рамках закона «О контрактной системе». С учетом этой нормы позиция антимонопольного ФАС о применении только ГОСТ «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности» кажется Симаченко вполне логичной, поскольку отвечает принципам открытости и прозрачности госзакупок.