Теперь несколько слов об особенностях Постановления. В нем КС РФ анализирует правовую природу такой недвижимой вещи, как машино-место.
Постановление примечательно тем, что содержит довольно обширные исторические отсылки. Суд постоянно обращается к практике регистрации и оборота машино-мест, которая существовала в России до включения норм о машино-местах как объектах недвижимости в текст Гражданского кодекса в 2017 году.
Если кратко описать суть проблемы, которую разрешал Суд, она заключается в следующем.
Как известно, до реформы 2017 года существовало два основных подхода к правовому режиму машино-мест. Первый (условно «московский») заключался в том, чтобы регистрировать машино-место как самостоятельную недвижимую вещь, относить ее к такому виду недвижимости, как помещение.
На первый взгляд это кажется странным, но на самом деле это довольно интересная мысль — ведь помещение это просто объем пространства, как и машино-место. Разница лишь в том, что в случае с помещениями границы пространства воспринимаются чувственно, границы же машино-мест — идеальны.
Второй подход (условно «петербургский») заключался в том, что машино-место не относится ни к одному из известных типов недвижимых вещей, а потому не может существовать в качестве объекта вещных прав. Петербургская регистрационная практика исходила из того, что вещью является все помещение паркинга, а обладатели машино-мест должны выступать сособственниками этого помещения. Таким образом, выходило, что в больших паркингах было по 40–60 сособственников.
В ходе обсуждения имплементации правового режима машино-мест в Гражданский кодекс петербургский подход проиграл (на моей памяти это был первый случай, когда что-то петербургское уступило чему-то московскому).
В ГК РФ было записано, что машино-место — это недвижимая вещь, причем являющаяся (наряду со зданием, сооружением, помещением) самостоятельным видом недвижимых вещей. Однако при этом встал вопрос: а что же делать с теми машино-местами, которые на момент вступления в силу поправок существовали как долевая собственность? Ответ, предложенный законодателем, таков: сособственники могут собраться и принять решение о разделе долевой собственности на отдельные машино-места.
Полная версия комментария доступна подписчикам журнала «Закон»