С 1 июля 2017 года начинают действовать новые нормы Градостроительного кодекса РФ. Основные изменения касаются двух блоков: регулирования вопросов планировки территории, а также реформирования системы саморегулирования в строительной отрасли, говорит Ксения Куликова, юрист Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев Групп»:
– Среди изменений, касающихся планировки территории, наиболее важным, на наш взгляд, является исключение градостроительного плана земельного участка из документов по планировке территории и установление срока его использования. В соответствии с позицией, сформулированной ранее в судебной практике, в законе теперь прямо установлено, что данный документ имеет исключительно информационное значение. Перечень информации о земельном участке, содержащийся в нем, расширен. В соответствии с новыми нормами, информация, указанная в плане, может быть использована в течение трех лет со дня его выдачи для подготовки проектной документации и для получения разрешения на строительство.
В этом нововведении видится возможность решения серьезной проблемы, при которой застройщики, понесшие существенные расходы на приобретение участка, а также на проектирование объектов, в результате непрогнозируемых действий госорганов по внесению изменений в градостроительную документацию, лишались возможности строить запланированные объекты.
Ценность этой нормы состоит в том, что она вносит определенность для застройщиков и правообладателей участков на трехлетний срок в отношении возможностей использования участка и позволит в юридическом смысле защитить их в период подготовки к строительству от неожиданных изменений статуса участка.
С 1 июля 2017 года вступит в активную фазу реформа саморегулирования строительной отрасли. С этого времени начинают действовать новые правила работы саморегулируемых организаций (СРО) и их членов, отменены «допуски» к какому-либо виду работ, а обязательное членство в СРО предусмотрено только для компаний, осуществляющих функции генподрядчика, технического заказчика или работающих с госзаказом.
Кроме того, для усиления контроля за качеством строительства СРО будут обязаны осуществлять деятельность исключительно по региональному принципу, соответствовать ряду установленных законом критериев, сформировать два вида компенсационных фондов в целях обеспечения исполнения обязательств своими членами, разработать и принять установленный законом перечень внутренних документов.
Наиболее спорное из нововведений с юридической точки зрения – это вопрос «коллективной ответственности» членов СРО по гражданско-правовым обязательствам друг друга. В частности, изменения устанавливают, что СРО в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов (ст. 55.16, ст. 60.1 ГК РФ). Напомним, что компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств создается для гарантии имущественной ответственности членов СРО по договорам подряда, заключенным по результатам конкурентных способов заключения договоров.
Говоря проще, если кто-либо из членов ненадлежащим образом исполняет госконтракт, то причиненный им финансовый ущерб будет покрываться из средств компенсационного фонда. Однако далее законом предусмотрена обязанность иных членов СРО в кратчайшие сроки после осуществления компенсационной выплаты пополнять фонд до установленных законом размеров. То есть нарушение договорных обязательств одним членом СРО повлечет имущественную ответственность других членов.
По факту, заявленная в законе субсидиарная ответственность СРО представляет собой не что иное, как опосредованную гражданско-правовую ответственность всех членов СРО по долгам друг друга.
С учетом имеющейся статистики нарушений по госконтрактам, уже сейчас можно предполагать, что члены СРО будут фактически постоянно погашать долги нарушителей за свой счет. В таком же порядке все члены совместно будут отвечать по гарантийным обязательствам ликвидированных членов.