Загрузка...
07.12.2018
2 мин. на чтение

Компетенция вне границ

Глобальный характер бизнес-процессов и потенциальная опасность антиконкурентных действий иностранных лиц на рынках ЕАЭС диктуют необходимость расширить полномочия ЕЭК. Целесообразно наделить Комиссию правом расследовать антимонопольные дела с участием компаний, которые зарегистрированы в странах, не входящих в Союз.

Договор о ЕАЭС (подписан в Астане 29.05.2014) определяет пределы контроля ЕЭК за соблюдением антимонопольных запретов и устанавливает общие принципы и правила конкуренции, с помощью которых выявляются и пресекаются правонарушения, как совершенные на территориях стран-членов, так и отрицательно влияющие на конкуренцию на трансграничных рынках (разд. XVIII, приложение № 19).

Согласно Критериям отнесения рынков к трансграничным таковым признается рынок, чьи географические границы охватывают территории двух и более стран — членов Союза (Критерии определены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 № 29). Для разных нарушений общих правил конкуренции — таких как злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция и заключение антиконкурентного соглашения — выделяются дополнительные условия. Это позволяет отнести рынок к трансграничным и вынести антимонопольное разбирательство на наднациональный уровень.

Возбуждать и рассматривать дела ЕЭК вправе по нескольким основаниям: (1) если сама Комиссия обнаружила признаки нарушения, а также по результатам рассмотрения заявлений (2) от физических или юридических лиц и (3) от уполномоченных органов стран — членов ЕАЭС в сфере защиты конкуренции.

Остается открытым вопрос о полномочиях ЕЭК в случаях, когда антиконкурентные действия совершили компании, зарегистрированные в странах, не входящих в ЕАЭС. Правоприменительная практика Комиссии еще не получила широкого распространения, но уже позволила обнаружить в этой сфере правовые проблемы.

Были выявлены случаи, когда действия таких компаний могли вызвать негативные последствия для конкуренции союзного рынка. Примеры подобных расследований ЕЭК уже есть, и Комиссия выносила рекомендации о приведении некоторых бизнес-практик иностранных лиц в соответствие с антимонопольными требованиями ЕАЭС. Фактически эти рекомендации имели обязательный характер. Между тем в условиях нынешнего правового регулирования у ЕЭК нет полномочий воздействовать на таких нарушителей, поскольку ее компетенция не выходит за географические границы Союза.

В российском антимонопольном законодательстве давно применяется принцип экстерриториальности: нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяются на соглашения и иные действия российских и иностранных лиц, совершенные вне РФ, которые оказывают влияние на состояние конкуренции в ней (ч. 2 ст. 3 Закона).

Представляется, что для подобных случаев и ЕЭК следует наделить полномочиями по проведению расследований и рассмотрению дел в отношении иностранных ответчиков, зарегистрированных за пределами ЕАЭС. Глобализация и интеграция бизнеса могут повлечь перенос антиконкурентных практик на трансграничные рынки Союза, а предоставление Комиссии более широких прав позволит выявлять и пресекать такие правонарушения.

Чтобы решить эту проблему, необходимо будет внести изменения в наднациональное конкурентное законодательство, в частности в Договор о ЕАЭС и Критерии отнесения рынка к трансграничным.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

15.03.2024

Старое клише «НДС в цене» привело суды к ошибочным решениям. Сергей Пепеляев и Алексей Васильев

Интервью главного редактора журнала «Налоговед» Сергея Пепеляева с автором статьи «Старое клише «НДС в цене» привело суды к ошибочным решениям» Алексеем Васильевым.

Смотреть

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...

22.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 апреля 2024 г.

Совфед одобрил закон о пролонгации в 2024 г. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; в рекламу ...

16.04.2024

Журнал «Конкуренция и право» №2, 2024 (март-апрель)

15.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 8–14 апреля 2024 г.

Госдума приняла закон о доступе Федерального казначейства к ЕИС ГОЗ; рассмотрит законопроект о распространении институ...