Основная идея книги Чабы Силовича «О происхождении налогообложения: древние корни налоговых систем» в том, что возникновение и развитие налогов – естественно-исторический процесс. Примитивны суждения, что налоги – порождение чьей-то воли или грубой силы. Этот вывод автор убедительно подтверждает, глубоко изучив обширный исторический материал.
Доказано, что в цивилизациях, географически удаленных друг от друга, но схожих по основным экономическим, социальным и политическим параметрам, налогообложение развивалось почти одинаково. Сходство налогов на урожай, военных и трудовых повинностей в египетской, китайской и южноамериканской культурах нельзя объяснить лишь подражанием. Ценность данного исследования именно в убедительной доказательственной базе естественно-исторического происхождения налогов, тщательном анализе огромного массива источников, структурном изложении археологического и другого материала в объеме и формате, которые не встречались ранее в историко-правовой литературе, изданной в России.
Как отмечает Чаба Силович, налоги возникли не в результате каких-либо волевых решений государственных лидеров, а как закономерный этап в экономическом, социальном и политическом развитии обществ. Это культурный феномен. Отсюда важный вывод: налоги и налоговые системы не следствие развития государства, а, наоборот, необходимая предпосылка его появления. Исторические источники, приведенные в книге, подтверждают, что налогообложение зародилось задолго до возникновения первых государств. Его зачаточные признаки проявились 9000 лет назад, в VII–IV тысячелетиях до н. э.
Взяв за основу богатый и хорошо структурированный исторический материал книги, можно, развивая концепцию естественно-исторического происхождения налогов, предложить условную периодизацию налоговой истории древнего мира:
- инстинктивное налогообложение;
- протоналоги;
- архаичные налоги;
- архетипичные налоги.
- состояние человеческих общностей (монолитное, гомогенное, расслоенное и т. д.);
- вид и качество лидерства (естественно-физическое, вождизм, аристократия и пр.);
- условия обитания людей и производства продукции (ирригационное земледелие или суходольное);
- технологический прогресс и эффективность труда;
- совершенство общественных институтов (контрольные возможности, аппарат принуждения и т. п.);
- развитие коммерческого инструментария (появление денег и др.) и общекультурных навыков (письменность, наука, право и др.).
В российской юридической литературе уже звучали доводы о догосударственном происхождении налоговЩепкин С.С. Концепции происхождения налогов: теоретико-правовой анализ // История государства и права. 2007. № 4. С. 34–36; Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учеб. М., 1999. С. 36–37.
. Но приводившие их авторы не делали собственных развернутых историко-правовых исследований налогообложения в русле юридической антропологии, а использовали для своих выводов наработки представителей смежных научных дисциплин: социальных историков, философов и т. д. Поэтому работа венгерского профессора-юриста уникальна для юридической литературы на русском языке. Надеюсь, она вдохновит российских коллег на собственные глубокие изыскания.
Дальнейшая эволюция глобальной налоговой системы уже не будет односторонне ориентированной на западные образцы. Конфуцианская, индуистская и мусульманская цивилизации развиваются быстрыми темпами. Для того чтобы это был совместный процесс, а не ставшая за века привычной экспансия, чреватая столкновениями, важно изучать и налоговую культуру других стран, уходящую корнями в глубокую древность. Книга доктора Чабы Силовича – хороший источник уникальных и детальных знаний.
Источник: «Налоговед»
Приобрести книгу можно на сайте «Пепеляев Групп»