Загрузка...
30.05.2025
5 мин. на чтение

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 6 за 2025 г.

Заказчик не вправе отказываться от исполнения контракта, если подрядчика привлекли к ответственности

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.04.2025 по делу № А33-22160/2024

Участники

ООО «Мостовик» против Краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю»

Резюме эксперта

Суды трех инстанций сошлись во мнении, что привлечение подрядчика к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ после заключения госконтракта не может служить основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения своих обязательств.

Суды напомнили, что требование об отсутствии факта привлечения к ответственности распространяется исключительно на стадию подачи заявки на участие в торгах. И указали на отсутствие взаимосвязи между привлечением к ответственности за коммерческий подкуп и исполнением контракта

Обстоятельства дела

«Мостовик» (Подрядчик) и Учреждение (Заказчик) заключили госконтракт о выполнении комплекса работ по ремонту моста.

Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на том основании, что подрядчик был привлечен к административной ответственности по ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП РФ.

Подрядчик обжаловал решение в суде.

Суды первой и апелляционной инстанций иск удовлетворили.

Заказчик подал кассационную жалобу.

Решение кассации и его обоснование

Суд округа согласился с выводами нижестоящих инстанций:

  • на момент подачи заявки, определения победителя и заключения госконтракта подрядчик не был привлечен к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ. В связи с этим спорный контракт заключен правомерно;

  • привлечение участника закупки к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ после того, как он подал заявку на участие в закупке и заключил контракт, не препятствует тому, чтобы сторона исполнила обязательства по контракту;

  • отказ заказчика от контракта является недействительным.

Органы ЗАГС не обязаны предоставлять информацию по запросу антимонопольных органов

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.04.2025 по делу № А73-13320/2024

Участники дела

Комитет по делам записи актов гражданского состояния и архивов Правительства Хабаровского края против Хабаровского УФАС России

Резюме эксперта

Кассация не согласилась с позицией нижестоящих судов о правомерности направления УФАС в органы ЗАГС запроса на предоставление сведений о наличии родственных (семейных) связей между лицами, в том числе в целях определения аффилированности группы лиц.

Суд отметил, что порядок предоставления информации из ЕГР ЗАГС регламентируется законодательством об актах гражданского состояния. Согласно этому законодательству регулятор не входит в перечень органов, которым такая информация может предоставляться. Кроме того, суд указал, что понятие «родственные связи» прямо не предусмотрено законом, а органы ЗАГС не наделены полномочиями устанавливать факты аффилированности юридических лиц.

Обстоятельства дела

Антимонопольный орган возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ряда компаний. Управление направило Комитету запрос (требование) о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) родственных (семейных) отношений по ряду физлиц, в частности о периоде брака.

Комитет отказал в предоставлении информации и обратился в суд с заявлением о признании требования недействительным.

Первая инстанция и апелляция требования не удовлетворили.

С позиции судов, несмотря на то что антимонопольный орган в перечне субъектов (п. 3 ст. 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», далее — Закон № 143-ФЗ) не поименован, обязанность предоставить запрашиваемые УФАС сведения следует из ст. 25 Закона о защите конкуренции — специальной нормы в рассматриваемом случае.

Комитет подал жалобу в ВС РФ.

Решение кассации и его обоснование

Кассация отменила принятые по делу судебные акты, сделав ряд выводов.

  1. Для проведения контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе по признакам заключения картельных соглашений, антимонопольный орган вправе запрашивать у организаций, органов власти и физлиц информацию, в частности о родственных связях, а организации, органы власти и физлица обязаны ее предоставлять.

  2. Правоотношения в сфере регистрации актов гражданского состояния, в том числе порядок предоставления сведений из ЕГР ЗАГС, регулируются законодательством об актах гражданского состояния. В статье 13.2 Закона № 143-ФЗ (специальной норме) приведен закрытый перечень госорганов и должностных лиц, по запросу которых органы ЗАГС обязаны предоставлять сведения. Антимонопольные органы в него не включены.

  3. В законодательстве об актах гражданского состояния нет понятия «родственные связи». Комитет не обладает сведениями об обстоятельствах аффилированности лиц, указанных в оспариваемом требовании антимонопольного органа.

УФАС правомерно отказало в возбуждении дела по заявлению органа местного самоуправления в споре о цене в договоре

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.04.2025 по делу № А60-24218/2024

Участники дела

Администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югра против Свердловского УФАС России

Резюме эксперта

Суды признали правомерным отказ антимонопольного органа в возбуждении дела по заявлению органа местного самоуправления, поскольку отсутствовали признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением), в том числе признаки ущемления интересов неопределенного круга потребителей.

Кроме того, заявитель не мог быть признан субъектом, чьи интересы защищаются этой нормой. Суды напомнили, что рассматриваемый запрет направлен на защиту хозсубъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга лиц. Местная администрация признаками хозсубъекта не обладает и не наделена правом обращаться за защитой прав и интересов неопределенного круга лиц.

Обстоятельства дела

«Юрэск» оказывало услуги муниципальным образованиям (поселениям) по размещению оборудования уличного освещения на опорах ВЛЭП. С одними администрациями поселений договор был заключен на возмездной основе, с другими не заключался, услуга оказывалась безвозмездно. После передачи части полномочий администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югра компания «Юрэск» направила проект договора с ежемесячной стоимостью выше, чем цена, по которой администрации поселений ранее осуществляли оплату.

Администрация обратилась в УФАС с заявлением о возможном нарушении компанией «Юрэск» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

УФАС отказало в возбуждении дела, указав, что орган местного самоуправления не обладает признаками хозсубъекта, в связи с чем положения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не распространяются на его защиту.

Администрация обжаловала отказ в суде.

Суды встали на сторону антимонопольного органа.

Администрация подала кассационную жалобу.

Решение кассации и его обоснование

Суд округа оставил в силе судебные акты и разъяснил:

  • с учетом положений ч. 1 ст. 10, п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции суды обоснованно исходили из того, что в рассматриваемой ситуации к хозсубъекту относится лицо, которое осуществляет именно профессиональную деятельность, приносящую доход, а не орган местного самоуправления;

  • нарушение законодательства доминирующим хозсубъектом, выразившееся в ущемлении интересов органа местного самоуправления, не связанное с предпринимательской деятельностью или не затрагивающее интересы неограниченного круга потребителей, не подлежит квалификации по ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Доказательства ущемления интересов неопределенного круга потребителей в материалы дела не представлены;

  • в основу позиции администрации положено лишь несогласие с установленными ценами, то есть субъективное усмотрение. Само по себе установление хозсубъектом самостоятельно не регулируемой государством цены товара не может быть расценено как нарушение антимонопольного законодательства. Разрешение гражданско-правового спора о цене договора вне компетенции УФАС.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

21.03.2025

Строительные споры в практике Верховного Суда РФ в 2024 году - 6 ключевых кейсов.

В видеоролике, Наталья Стенина, партнер, руководитель практики земельного права, недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о строительных спорах в ВС ...

Смотреть

27.05.2025

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 12–25 мая 2025 г.

Прокуратура будет вести базу о вреде, нанесенном недружественными странами; увеличены штрафы за нарушения требований о з...

26.05.2025

Конкуренция и право. Обзор за 19-25 мая 2025 г.

Установлены новые условия по договорам поставки продтоваров; штраф за нарушение сроков оплаты распространят на контракты...

26.05.2025

Налоговые новости. Дайджест за 19-25 мая 2025 г.

Главные новости: власти обсуждают сокращение неналоговых платежей; каковы правовые последствия присвоения компаниям...

19.05.2025

Конкуренция и право. Обзор за 12-18 мая 2025 г.

До 50% — размер аванса по госконтрактам в 2025 г.; разработан порядок цифровизации дел об административных правонарушениях;...