Загрузка...
23.07.2010
6 мин. на чтение

Законодательные инициативы по вопросам налогообложения в авиационном секторе

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о наиболее значимых законопроектах по вопросам налогообложения в авиационной сфере.

1. Проект № 352949-5 Федерального закона «О внесении изменений в статью 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части дополнения перечня случаев, в которых у налогоплательщиков отсутствует обязанность восстанавливать ранее принятый к вычету налог на добавленную стоимость) [1].

Как следует из пояснительной записки, проект подготовлен в целях повышения конкурентоспособности российских авиакомпаний при сотрудничестве с ООН в рамках миротворческих и гуманитарных программ.

В соответствии с нормами НК РФ для всех плательщиков НДС установлен единый порядок восстановления ранее принятых к вычету сумм налога, предъявленных по товарам, используемым для выполнения работ (оказания услуг), местом реализации которых в целях применения НДС не признается территория РФ.

Законопроектом предлагается не восстанавливать НДС, принятый к вычету российскими авиакомпаниями по приобретенным воздушным судам, двигателям и запасным частям к ним, при использовании указанных судов для выполнения работ (оказания услуг) в рамках миротворческих и гуманитарных программ ООН за пределами территории РФ.

Предлагаемое изменение предусматривает новую редакцию абз. 1 подп. 2 п. 3 статьи 170 НК РФ: «дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, за исключением операции, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта; выполнения работ (оказания услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, российскими авиационными предприятиями в рамках миротворческих и гуманитарных программ Организации Объединенных Наций (в отношении воздушных судов, двигателей и запасных частей к ним); передачи основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества, имущественных прав правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации юридических лиц; передачи имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества».

2. Проект № 305257-5 Федерального закона «О внесении изменения в статью 376 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (о льготе по налогу на имущество организаций в отношении объектов транспортной инфраструктуры)[2].

Как указано в пояснительной записке, налог на имущество организаций оказывает существенное влияние на финансовую деятельность организаций транспортного комплекса, в частности на стоимость транспортных услуг и их конкурентоспособность, реализацию инвестиционных проектов по реконструкции, модернизации и строительству аэродромов, морских и речных портов, предусмотренных федеральными целевыми программами, а также на ввод новых объектов транспортной инфраструктуры.

В связи с этим законопроектом предусматривается освободить налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций на срок до 15 лет в отношении находящихся на их балансах объектов транспортной инфраструктуры (в частности, сооружений воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов и космодрома)) в части увеличения их балансовой стоимости за счет выделенных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и модернизацию.

Проектом предусмотрено, что освобождение распространяется на завершенные капитальные вложения, включенные в балансовую стоимость вышеназванных объектов, начиная с 2010 г.

Кроме того, проектом предусматривалось вступление в силу данного регулирования с 1 января 2010 г. (т.к. Правительство РФ внесло его в конце 2009 г.), но вероятно, данное положение будет скорректировано. Дополнительно предусмотрено, что п. 6 ст. 376 НК РФ в новой редакции будет действовать до 1 января 2025 г.

Предлагаемая редакция п. 6 ст. 376 НК РФ, согласно тексту, принятому Государственной думой в первом чтении, на настоящий момент предусмотрена следующая:

«Налоговая база уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вновь вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов и космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

Положение данного пункта не применяется в отношении законченных капитальных вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных выше объектов до 1 января 2010 года».

3. Проект № 248357-5 Федерального закона «О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об уточнении действующей редакции ст. 251 НК РФ в части доходов в виде сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов)[3].

Как следует из пояснительной записки, проект подготовлен для преодоления сложившейся ситуации, при которой норма подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ фактически не действует. Как отмечает автор законопроекта, в настоящее время направления расходования средств сборов за аэронавигационной обслуживание[4] установлены не федеральным законом, как требует НК РФ, а Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 г. № 424, а также документами («рекомендуемой практикой») Международной организации гражданской авиации. Кроме того, ст. 69 Воздушного кодекса РФ предусматривает компенсацию из бюджета расходов государственных организаций на аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации.

В этой связи предлагаются следующие изменения:

· абз. 16 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ признать утратившим силу;

· дополнить п. 1 ст. 251 НК РФ подп. 41: «в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, а также в виде средств, полученных из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за аэронавигационное обслуживание».

Основные изменения в сравнении с действующей нормой заключаются не только в дополнении нормы указанием на средства, полученные из бюджета в качестве компенсации расходов на аэронавигационное обслуживание, но и формальном расширении самого круга аэронавигационных сборов, попадающих под действие данной нормы (в связи с отсутствием указания на то, что сборы «взимаются в порядке, установленном уполномоченным органом в области использования воздушного пространства»[5]).

На данный проект поступило отрицательное заключение Правительства РФ[6]. Основные замечания, отраженные в заключении, сводятся к следующим:

· принятие законопроекта нарушает применительно к доходам за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов принцип соответствия доходов и расходов, предусмотренный НК РФ для целевого финансирования;

· если организация оказывает услуги, то получаемые такой организацией из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги и могут использоваться получателем по своему усмотрению. Средства, полученные организацией из федерального бюджета в качестве компенсации расходов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов государственной авиации, в целях налогообложения прибыли организации должны учитываться в составе ее внереализационных доходов;

· принятие законопроекта может привести к существенному расширению освобождения по налогу на прибыль организаций по сравнению с действующим законодательством о налогах и сборах и, соответственно, уменьшить поступления в федеральный бюджет.

Специалисты компании «Пепеляев Групп» в дальнейшем будут контролировать движение данных законопроектов и информировать о принимаемых законодателем решениях по ним.



[1] Внесен Правительством РФ. Принят Государственной Думой в первом чтении 11 июня 2010 г. Ответственный комитет 30 июня 2010 г. предложил принять законопроект во втором чтении. Государственная Дума рассматривает данный проект во втором чтении 2 июля 2010 г. В проекте предусмотрено, что закон вступит в силу с 1 января 2011 г.

[2] Внесен Правительством РФ. Принят Государственной Думой в первом чтении 11 июня 2010 г.

[3] Внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ С.И. Штогриным.

[4] Указанной нормой (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) они отнесены к целевым расходам, расходование которых возможно на цели, определенные их источником либо федеральным законом.

[5] В соответствии с Указом Президента РФ от 06.02.2008 г. № 137 функции Федеральной аэронави­гационной службы по установлению ставок сборов за аэронавигационное обслуживание поль­зователей воздушного пространства РФ переданы Федеральной службе по тарифам.

[6] Заключение Правительства РФ от 22.12.2009 N 6140п-П9.


Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:  

в Москве – к Андрею Никонову, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по a.nikonov@pgplaw.ru; Даниилу Крымскому, Младшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по d.krymskiy@pgplaw.ru

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail: s.sosnovsky@pgplaw.ru


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

05.04.2024

Мотивированное мнение – ненормативный акт, который можно обжаловать в суде? Евгений Леонов

Из ролика вы узнаете о возможности признания мотивированного мнения ненормативным правовым актом, подлежащим судебному обжалованию.

Смотреть

11.05.2017

Сделаем Ваш бизнес эффективным. Презентация о компании

Компания «Пепеляев Групп» — это более 160 юристов, являющихся признанными экспертами в своих областях права. Наши офисы ...

11.05.2017

Сделаем Ваш бизнес эффективным. Брошюра о компании

Компания «Пепеляев Групп» — это более 160 юристов, являющихся признанными экспертами в своих областях права. Наши офисы ...

12.04.2011

Минтранс предлагает определить на законодательном уровне социально значимые воздушные перевозки

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что на сайте Минтранса России обнародован проект Федерального закона «О ...

12.04.2011

ВАС РФ внесет единообразие в применение освобождения от НДС в отношении аэропортовых услуг

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 7 июня 2011 г. Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос о порядке...