Загрузка...
18.07.2013
4 мин. на чтение

Закон о защите интеллектуальной собственности в Интернете

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что с 1 августа 2013 г. вступает в силу закон , который вводит механизм ограничения доступа к информационным ресурсам, на которых в информационно-телекоммуникационной сети размещены фильмы (или информация для их получения) с нарушением интеллектуальных прав правообладателей. Закон также устанавливает особенности привлечения к ответственности и освобождения от нее «информационных посредников». 

Закон вносит изменения в ряд существующих законодательных актов: Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Закон об информации).

1. Принятым законом вводится новая ст. 1253.1  ГК РФ, которой   устанавливается  ответственность «информационного посредника» (лицо, осуществляющее передачу материала или  предоставляющее возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети) за нарушение интеллектуальных прав. Положения статьи частично заимствованы из принятого в первом чтении проекта изменений в Гражданский кодекс РФ. Устанавливаются также условия, при которых «информационный посредник» освобождается от ответственности. 

2. Закон вводит в ГПК РФ статью 144.1, согласно которой суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры и заблокировать соответствующий информационный ресурс, на котором предположительно незаконно размещен фильм (или ссылка на него) до начала судебного разбирательства. Письменное заявление подается в Московский городской суд (для этой цели определен единственный суд в РФ) с приложением необходимых документов, подтверждающих права заявителя на фильм и факт его нелегального размещения. 

После принятия судом предварительных обеспечительных мер исковое заявление о защите исключительных прав подается заявителем в Мосгорсуд в срок не более 15 календарных дней после вынесения определения. Если владелец информационного ресурса не признает претензии правообладателя, оспорить определение о блокировке он сможет только после начала судебного разбирательства. При этом обеспечительные меры могут быть наложены только в случае нарушения исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, при их размещении в информационно-телекоммуникационных сетях. 

3. В связи с принятием закона изменения вносятся в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Поскольку дела, по которым Мосгорсудом наложены обеспечительные меры, рассматриваются им же, то они изымаются из ведения арбитражных судов.

4. Закон об информации дополняется статьёй 15.2, в которой определяется порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы. Данной статьёй предусмотрена следующая процедура взаимодействия субъектов в данной сфере.  

Правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях фильмов (информации, необходимой для их получения), распространяемых без законного основания, вправе обратиться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к соответствующим информационным ресурсам. Роскомнадзор на основании вступившего в силу судебного акта в течение 3 рабочих дней определяет хостинг-провайдера (или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети информационного ресурса, обслуживающего сайт предполагаемого нарушителя) и отправляет ему уведомление о нарушении исключительных прав на фильмы. Хостинг-провайдер (иное лицо) в свою очередь уведомляет владельца информационного ресурса в течение одного рабочего дня с момента получения такого уведомления, а владелец информационного ресурса в течение следующего рабочего дня обязан удалить требуемый контент. Если владелец информационного ресурса не совершает действий по удалению фильма, то хостинг-провайдер (иное лицо) обязан ограничить доступ к сайту не позднее трех рабочих дней с момента получения уведомления от Роскомнадзора. Если хостинг-провайдер (иное лицо) своевременно не ограничивает доступ к контенту, то информация о нарушении отправляется операторам связи, которые обязаны ограничить доступ к информационному ресурсу в течение суток.

Внесённые законом изменения позволят еще до предъявления иска применить к предполагаемому нарушителю предварительные обеспечительные меры. По определению суда могут быть заблокированы не только отдельные страницы (URL), содержащие нелегальный контент, но и сайт целиком (в том числе и легальный контент).

Терминология закона несколько отличается от общепринятой, что создает дополнительные риски. Так, появившееся в 2012 году в Законе об информации понятие «владелец интернет-сайта» в законе не используется, тогда как используется другое (новое) понятие - «владелец информационного ресурса», определение которого отсутствует в законе. Добавленная в закон во втором чтении формулировка «лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу» является нечеткой, её применение будет возможно как в отношении поисковых систем, так и отдельных лиц, просто разместивших ссылку на ресурс. При рассмотрении законопроекта введение этой формулировки объяснялось необходимостью борьбы с незаконным использованием фильмов с помощью системы торрент-треккеров. 

Дополнительные риски создаются расширением сферы действия законодательства об информации. Вопросы, подлежащие регулированию гражданским законодательством, оказались в сфере регулирования Закона об информации. 

Кроме того, процедуры блокировки, предусмотренные в законе, могут создать почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных заявителей в отношении своих конкурентов, поскольку перед подачей заявления в суд правообладатели не обязаны обращаться к владельцам информационных ресурсов с требованием удалить незаконный контент. 

В настоящее время в Государственную Думу РФ также внесен законопроект, устанавливающий административную ответственность информационных посредников за непринятие ими мер по удалению информации и (или) ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию с нарушением интеллектуальных прав. 

Закон в итоговой версии не коснулся фонограмм, компьютерных программ, литературных и других произведений, однако в будущем планируется принять законодательные поправки, которыми будут защищаться и иные виды интеллектуальной собственности в сети «Интернет».

Помощь консультантов

Юристы компании «Пепеляев Групп» готовы оказать правовую поддержку по вопросам применения законодательства с учётом указанных нововведений и оценить возможные варианты его толкования. 

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста: 

к Наталье Иващенко, Руководителю Телекоммуникационной группы «Пепеляев Групп», по тел.: (495) 967-00-07 либо по n.ivaschenko@pgplaw.ru;
к Валентине Орловой, Руководителю практики интеллектуальной собственности и товарных знаков «Пепеляев Групп», по тел.: (495) 967-00-07 либо по v.orlova@pgplaw.ru

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

03.04.2024

Legal Drinks. Антон Никифоров в гостях у Романа Бевзенко: о карьере, о жизни, о налоговом праве и др

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Антона Никифорова партнера «Пепеляев Групп».

Смотреть

16.04.2024

Телекоммуникации, медиа, IT. Дайджест за 23 марта – 16 апреля 2024 г.

Главные новости: Количество судебных разбирательств вокруг использования ИИ выросло; подписан закон о недискриминационном...

03.04.2024

Цифровая экономика. Дайджест за 1–31 марта 2024 г.

Главные новости: Минцифры планирует ограничить число IT-компаний с нулевым налогом на прибыль; в РФ отменен мо...

26.03.2024

Деятельность маркетплейсов урегулируют

5 марта 2024 года в Государственную Думу внесен законопроект № 568223-8, предусматривающий унифицированное правовое...

25.03.2024

Телекоммуникации, медиа, IT. Дайджест за 31 января – 22 марта 2024 г.

Главные новости: Правительство отменило мораторий на антимонопольные проверки ИТ-компаний; Роскомнадзор предложил...