Загрузка...
17.03.2022
3 мин. на чтение

Возвращен особый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 09 марта 2022 г. вступил в силу федеральный закон[1], которым вновь введен специальный порядок возбуждения уголовных дел по преступлениям, предусмотренным статьями 198 – 199.2 УК РФ.

Внесенные изменения предусматривают, что поводом для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям будут только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством.

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме взыскиваемые суммы, размер которых позволяет предполагать наличие признаков преступления, то налоговые органы обязаны направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки, как правило, может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Внесенные изменения не являются новыми для российского уголовно-процессуального законодательства. 

До декабря 2011 г. в отношении налоговых преступлений действовал общий порядок возбуждения уголовных дел. В целях совершенствования уголовного судопроизводства Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ статья 140 УПК РФ была дополнена частью 1.1, согласно которой поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 – 199.2 УК РФ, могли служить только те материалы, которые направлены налоговыми органами.

Специальный порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям просуществовал недолго: Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ часть 1.1. статьи 140 УПК РФ была признана утратившей силу. Из пояснительной записки к проекту указанного федерального закона следовало, что специальный порядок стал одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений и создавал препятствия для использования в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, Федеральный закон от 09.03.2022 года № 51-ФЗ направлен на снижение возможного уголовно-правового давления на бизнес, а также на гармонизацию налогового и уголовно-процессуального законодательства в части привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых нарушений, имеющих признаки уголовно-наказуемого деяния.

Внесенные изменения с момента вступления в силу (09 марта 2022 г.) исключают возможность возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям (статьи 198 – 199.2 УК РФ) в результате осуществления правоохранительными органами самостоятельных проверок компаний в рамках оперативно-розыскной деятельности. По проводимым в настоящее время в порядке статей 144 – 145 УПК РФ доследственным проверкам должны быть приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела. 

Действие во времени

Обратной силы уголовно-процессуальный закон не имеет. Внесение изменений в порядок возбуждения уголовных дел по налоговым составам не влечет прекращение ранее возбужденных уголовных дел. Однако в рамках расследования уже возбужденных уголовных дел следственные органы будут лишены возможности возбуждать новые уголовные дела по вновь выявленным в ходе расследования эпизодам, например, по иным периодам деятельности налогоплательщика или по иным видам налогов, тем самым увеличивая общую сумму ущерба в виде недоимки по налогам и ухудшая положение лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. 

Зависимость уголовного преследования от результатов выездной налоговой проверки фактически уменьшает период, в течение которого имеется возможность привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений, с 10 лет до глубины проведенной налоговой проверки.

Помощь консультанта

Обладая обширным опытом в уголовно-правовой защите руководителей и работников компаний на всех стадиях уголовного судопроизводства с момента начала проведения доследственной проверки (вызовы для дачи объяснений, запросы о предоставлении документов и информации и т.д.) и до ведения защиты в суде, специалисты «Пепеляев Групп» готовы помочь оценить и переоценить риски уголовного преследования в связи с принятыми изменениями в УПК РФ, а также спланировать мероприятия по снижению указанных рисков.

Видео Вадима Зарипова по изменениям в порядке возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Наш алерт по первым законам о налоговых мерах поддержки бизнеса


[1] Федеральный закон от 09.03.2022 № 51-ФЗ "О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

Banner_SNF_Bot.png


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

27.02.2024

Новости недвижимости и строительства: высотность застройки в Москве, решения Росреестра, КРТ, ЕГРН

В этом выпуске Наталья Стенина - партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о главных новостях недвижимости и строительства.

Смотреть

16.04.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 1–14 апреля 2024

Проиндексированы пороги ущерба/преступного дохода по ряду экономических преступлений; определен порядок подготовки реше...

15.04.2024

Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка

Продолжаем обзоры налоговых тем, которые не дошли до рассмотрения высшими судами, но интересны с точки зрения развития налогового...

15.04.2024

Подтвержденные нотариусом обстоятельства в налоговых спорах

Продолжая тему доказательств в налоговых делах, автор исследует нотариально удостоверенный допрос. О том, какие процессуально-правовые...

15.04.2024

Определение действительного размера налогового обязательства налогоплательщика: кто, как и когда?

КС РФ называет налоговую реконструкцию способом определения действительного размера налогового обязательства (ДРНО) налогоплательщика....