Загрузка...
12.08.2011
6 мин. на чтение

Ужесточение судебной практики по делам о предоставлении справок в банки в целях валютного контроля

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает об ужесточении судебной практики по делам о представлении справок в банки в целях валютного контроля.

В связи с совершением валютных операций резиденты обязаны представлять в уполномоченные российские банки так называемые «формы учёта и отчётности по валютным операциям» [1] – справки:

  • о поступлении российской валюты (т.е. рублей) [2];
  • о валютных операциях (т.е. об операциях с иностранной валютой) [3];
  • о подтверждающих документах (т.е. об операциях в натуральной форме, связанных с валютными операциями) [4].

За нарушение порядка составления и сроков представления справок в уполномоченный российский банк установлен штраф [5].

В правоприменительной практике продолжаются споры между резидентами и органами Росфиннадзора, разрешаемые в судах, по вопросу, как определить количество нарушений законодательства, если какие-либо операции не были своевременно отражены в поданной в банк справке, по количеству операций или количеству справок.

СПРАВКА О ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТАХ

В постановлении, обнародованном 29 июля 2011 г., Президиум ВАС РФ согласился с Росфиннадзором по вопросу представления справки о подтверждающих документах [6].

В одной справке можно отразить несколько поставок – операций ввоза или (и) вывоза товаров согласно товаросопроводительным, перевозочным и таможенным документам – по одному паспорту сделки, т.е. по одному контракту.

Однако срок представления справки и подтверждающих документов, составляющий 15 календарных дней, исчисляется от выпуска задекларированных либо декларирования выпущенных товаров согласно отметке в таможенной декларации [7].

Данное правило отличает внешнеторговые операции с товарами, подлежащими таможенному контролю, от операций, в отношении которых срок представления форм учёта и отчётности исчисляется от окончания отчётного месяца совершения операции, – в частности, от выполнения работ (оказания услуг) или передачи интеллектуальных прав, от ввоза или вывоза товаров, не подлежащего таможенному контролю [8], а также от зачисления российских рублей, в отношении которого представляется справка о зачислении российской валюты (рублей) [9].

Значит, указывает Президиум ВАС РФ, в отношении каждого ввоза или (и) вывоза товаров, подлежащих таможенному оформлению, нарушение резидентом срока представления справки является отдельным правонарушением, даже если все несвоевременно отражённые в справке случаи ввоза или (и) вывоза происходили в промежутке 15 календарных дней и их можно было отразить в одной справке.

КОММЕНТАРИЙ «ПЕПЕЛЯЕВ ГРУПП»

Как следует из постановления о справке о подтверждающих документах, Президиум ВАС РФ при разрешении вопроса о количестве правонарушений руководствуется порядком исчисления срока представления формы учёта и отчётности.

Если срок исчисляется от окончания отчётного месяца совершения операций (зачисление рублей, работы и услуги, интеллектуальные права, товары, не подлежащие таможенному контролю), то за месяц может быть совершено и наказуемо только одно правонарушение (в отношении одного контракта – по справке о подтверждающих документах, в отношении одного счёта – по справке о зачислении рублей).

Если срок исчисляется от совершения операции (товары, подлежащие таможенному контролю), то каждая операция, отражённая несвоевременно, образует отдельное правонарушение, даже если все операции происходили в течение 15 дней и их можно было отразить в одной справке.

Новая правовая позиция Президиума ВАС РФ должна быть принята к руководству нижестоящими судами по будущим спорам и по неоконченным делам (т.е. в том числе при обжаловании в вышестоящие судебные инстанции). Постановление Президиума ВАС РФ содержит оговорку о пересмотре вступивших в законную силу судебных решений по оконченным делам, но при таком пересмотре недопустим поворот к худшему для лица, привлекаемого к ответственности (ч. 21 ст. 317 АПК РФ).

СПРАВКА О ПОСТУПЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ВАЛЮТЫ (РУБЛЕЙ)

Ранее Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ выразил правовую позицию о порядке представления справки о поступлении российской валюты (рублей) [10], отклонив позицию надзорного ведомства:

  • в одной справке может быть отражено несколько валютных операций зачисления российских рублей на один счёт за один отчётный месяц на основании разных сделок (и паспортов сделок), в разные дни и по разным расчётным документам;
  • нарушение резидентом обязанности представить справку в отношении нескольких валютных операций зачисления российских рублей на один счёт за один отчётный месяц образует одно правонарушение, за которое резидент может быть привлечён к ответственности только один раз.

После принятия указанного постановления Президиума ВАС РФ можно было ожидать схожего подхода к другим формам учёта и отчётности по валютным операциям – к справкам о подтверждающих документах и о валютных операциях.

Однако из нового постановления по справкам о подтверждающих документах следует, что сама по себе возможность отразить операции в одной справке не предопределяет, сколько правонарушений совершено, значение имеет, как указано выше, от какого события исчисляется срок представления справки.

СПРАВКА О ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ

К настоящему времени можно предположить правовую позицию судов о ещё одной форме учёта и отчётности – справке о валютных операциях.

При списании валюты справка о валютных операциях представляется до списания, т.е. при списании валюты срок технически не может быть нарушен.

При зачислении валюты резиденту срок представления справки о валютных операциях составляет 15 календарных дней и исчисляется со дня зачисления [11].

В одной справке может быть отражено несколько операций зачисления валюты, совершённых в течение 15 календарных дней до представления справки, в том числе в разные дни, по разным счетам и контрактам, в разных валютах.

Однако правила исчисления срока представления справки о валютных операциях – со дня зачисления – означают, что каждое зачисление, отражённое несвоевременно, образует отдельное правонарушение, даже если все зачисления происходили в течение 15 дней и их можно было отразить в одной справке.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Следует отметить, что надзорное производство № ВАС-140/10 приостанавливалось в связи с подготовкой постановления Пленума ВАС РФ по вопросам административной ответственности за нарушение валютного законодательства. К настоящему времени такое постановление не принято, но может быть принято в обозримом будущем.

Вероятность смягчения судебной практики по предоставлению справок в целях валютного контроля в уполномоченные банки в настоящее время не высока. Однако участники внешнеторговой деятельности могут доводить до ВАС РФ свою позицию о чрезмерности карательной нагрузки на внешнюю торговлю в виде необходимости уплачивать штраф за каждую несвоевременно отражённую операцию. Поскольку при соблюдении законодательства резидент имеет право отразить в одной справке несколько операций, количество правонарушений было бы вернее всё же определять по наименьшему количеству справок, которые следовало представить, учитывая время совершения операций и срок представления справки.

В настоящее время мы рекомендуем соблюдать осмотрительность в вопросе соблюдения сроков представления справок о подтверждающих документах (по товарам, подлежащим таможенному контролю) и о зачислении валюты.


[1] ч. 4 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Указание Банка России от 10 декабря 2007 г. № 1950-У.

[2] п. 2.6 Положения Банка России 01 июня 2004 г. № 258-П, п. 2.3.2 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И.

[3] п. 1.2 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И.

[4] п. 2.2 Положения Банка России 01 июня 2004 г. № 258-П (справка о подтверждающих документах должна содержать ссылки на товаросопроводительные, перевозочные и таможенные документы, подтверждающие ввозе или (и) вывоз товаров).

[5] штраф от 40 000 до 50 000 руб. для юридических лиц и от 4 000 до 5 000 руб. для должностных лиц – ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

[6] Постановление Президиума ВАС РФ от 14 июня 2011 г. № 140/10.

[7] абзацы второй – третий п. 2.4 Положения Банка России 01 июня 2004 г. № 258-П.

[8] абзац четвёртый п. 2.4 Положения Банка России 01 июня 2004 г. № 258-П.

[9] п. 2.7 Положения Банка России 01 июня 2004 г. № 258-П, абзац второй п. 2.4 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И.

[10] Постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2010 г. № 17039/09.

[11] п. 1.2 Инструкции Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И.


Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Ивану Хаменушко, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail; Петру Попову, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по p.popov@pgplaw.ru; Любови Ромащенко, Старшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по l.romaschenko@pgplaw.ru

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

01.02.2024

Итоги 2023 года: ключевые события юридического регулирования фармацевтического бизнеса.

Из ролика вы узнаете о ключевых событиях юридического регулирования фармацевтического бизнеса в 2023 году.

Смотреть

23.04.2024

Конституционный Суд РФ разъяснил порядок уплаты налоговых обязательств в банкротстве за счет предмета залога

Информируем о принятии Конституционным Судом РФ Постановления от 09.04.2024 № 16-П. Проверена конституционность п. 6 ст....

18.04.2024

Конституционный суд защитил потенциальные объекты культурного наследия

Конституционный суд РФ принял Постановление № 17-П от 11.04.2024, которым определено, что суды вправе запрещать снос об...

05.04.2024

Росреестр разъяснил правовой режим объектов электросетевого хозяйства

Росреестр опубликовал Письмо, направленное на разрешение противоречий по вопросу отнесения объектов электросетевого ...

02.04.2024

Расширение сферы деятельности дилера и форекс-дилера

23 марта 2024 г. был опубликован Федеральный закон № 50-ФЗ, которым предусмотрены изменения в деятельности дилеров и форекс-дилеров....