Уточнены основания проведения внеплановых проверок в условиях моратория в 2023 году
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принятии Постановления Правительства РФ[1], которым внесены изменения в порядок организации и проведения госконтроля (надзора), муниципального контроля.
Поправки вступили в силу 30 декабря 2022 г.
Расширены основания для проведения внеплановых проверок
Постановление вносит изменение в перечень оснований для проведения в 2023 году внеплановых проверок.
Теперь к основаниям проведения внеплановой проверки отнесено выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований (далее – индикаторы риска) без каких-либо ограничений.
Ранее при выявлении индикаторов риска проверка могла быть проведена только в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или при риске возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера.
Данная оговорка убрана из законодательства и теперь наличие индикаторов риска является основанием для назначения внеплановой проверки безотносительно вышеуказанных ограничений.
Проверки назначаются по согласованию с прокуратурой.
Напомним, что индикатором риска является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений[2].
Индикаторы риска утверждаются министерствами и контрольными органами с целью оценки деятельности предприятий в рамках различных видов контроля с применением риск-ориентированного подхода. По большинству видов контроля в настоящее время утверждены индикаторы риска. Например, в рамках государственного экологического контроля одним из индикаторов риска является расхождение данных в представленной контролируемым лицом отчетности.
Дополнены последствия проведения профилактического визита по просьбе контролируемого лица
Постановление предоставляет контрольному органу право принять решение об исключении плановой проверки из плана контрольных мероприятий в случае, если в течение трех месяцев до даты проверки был проведен профилактический визит по просьбе контролируемого лица.
О чем подумать, что сделать
В связи с вышеуказанными изменениями рекомендуем:
-
ознакомиться с индикаторами риска по применимым видам контроля;
-
оценить деятельность компании на предмет соответствия данным индикаторам;
-
отслеживать изменения в перечнях индикаторов риска в будущем;
-
в случае включения компании в план контрольных мероприятий оценить целесообразность обращения в контрольный орган за предварительным проведением профилактического визита.
Помощь консультанта
«Пепеляев Групп» обладает опытом всесторонней поддержки бизнеса по вопросам соблюдения законодательства, выявлению и оценке правовых рисков, а также разработке предложений по их минимизации.
Специалисты «Пепеляев Групп» готовы оказать правовую помощь при взаимодействии с государственными органами в ходе процедур государственного контроля, а также в судах при необходимости обжалования предписаний, привлечения лиц к ответственности по итогам контрольных мероприятий.[1] Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336».
[2] Часть 9 статьи 23 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».