Загрузка...
30.12.2011
6 мин. на чтение

Третий антимонопольный пакет: перспективы и риски для бизнеса

Вступающий  в силу 6-го и 7-го января 2012 года третий антимонопольный пакет вносит весьма существенные изменения в антимонопольное законодательство, касающиеся всех сфер бизнеса.  Среди наиболее важных новелл -  уточнение институтов и понятий антимонопольного законодательства, в том числе критериев монопольно высокой цены и согласованных действий, введение понятия картеля и запрета манипуляций на рынке электроэнергии, изменение оснований привлечения к административной и уголовной ответственности.

«Третий антимонопольный пакет» включает в себя Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 06.12.2011 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Основные изменения в Федеральный закон «О защите конкуренции»

1. Уточнено понятие координации экономической деятельности (п. 14 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции», далее – Закон). Координацией будет признаваться согласование действий хозсубъектов третьим лицом, которое не только не входит с ними в одну группу лиц, но и не осуществляет деятельности на товарном рынке, на котором происходит согласование, то есть, не является конкурентом этих хозсубъектов. Кроме того, не могут признаваться координацией экономической деятельности действия, осуществляемые в рамках «вертикальных» соглашений.

2. Установлено, что агентский договор не является вертикальным соглашением (п. 19 ст. 4 Закона).

3. Цена товара, установленная на бирже занимающим доминирующее положение хозсубъектом, не будет более признаваться монопольно высокой при соблюдении определённых, поименованных в Законе условий (ч.ч. 5-8 ст. 6 Закона).

4. Расширен перечень критериев определения действий конкурентов как согласованных. Теперь согласованными будут признаваться только такие действия, которые, помимо всего прочего, заранее известны каждому из участвующих в них хозсубъектов в связи с публичным заявлением одного из них о планируемом их совершении (ч. 1 ст. 8 Закона).

5. Изменён перечень признаков отнесения лиц к одной группе (ч. 1 ст. 9 Закона), что необходимо учитывать при представлении в антимонопольные органы перечня группы лиц в соответствии с Приказом ФАС РФ от 20.11.2006 N 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц».

6. Дополнен список составов нарушений, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением (ч. 1 ст. 10 Закона). Теперь таковым будет признаваться манипулирование ценами на рынках электроэнергии. Следует отметить, что запрещаются также соглашения и согласованные действия участников рынка электроэнергии, приводящие к манипулированию ценами (ч. 3 ст. 11, ч. 2 ст. 11.1. Закона).

7. Вводится понятие картеля, под которым понимается соглашение между конкурентами, потенциально или реально приводящее к установлению цен, разделу товарного рынка, сокращению или прекращению производства, отказу от заключения договоров (ч. 1 ст. 11 Закона). 

8. Из-под действия запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения выводятся соглашения между хозсубъектами, входящими в одну группу лиц по основаниям наличия контроля (ч. 7 ст. 11 Закона), а также соглашения о распоряжении результатами интеллектуальной деятельности (ч. 9 ст. 11 Закона).

9. Запреты на согласованные действия, устанавливаемые отдельной статьёй (ст. 11.1 Закона), не будут распространяться на действия хозсубъектов, совокупная доля которых на товарном рынке не превышает 20% и при этом доля каждого из них не превышает 8% (ч. 5 ст. 11.1 Закона).

10. Установлен порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (ст. 18.1. Закона).

11. Закреплена возможность направления антимонопольным органом предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства (ст. 25.7 Закона), а также предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушений антимонопольного законодательства (ст. 39.1. Закона).

Изменение в Уголовный кодекс РФ

Исключается уголовная ответственность за вертикальные соглашения и согласованные действия (ч. 1 ст. 178 Уголовного Кодекса РФ).

Основные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

1. Расширен перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ч. 1 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее - КоАП РФ). В частности, смягчающими обстоятельствами будут признаваться, помимо имеющихся, добровольное прекращение противоправного поведения, оказание содействия административному органу и добровольное исполнение предписания до назначения административного наказания.

2. Установлена диверсифицированная ответственность за действия, признаваемые злоупотреблением доминирующим положением (ст. 14.31 КоАП РФ). Если такие действия потенциально или реально приводят к ущемлению интересов других лиц без ограничения конкуренции, то применяются фиксированные штрафы в размере от 15 до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 300 до 1 000 тыс. руб. для юридических лиц. Если же такие действия потенциально или реально приводят к ограничению конкуренции, то по-прежнему применяется для должностных лиц штраф в размере от 20 до 50 тыс. руб. либо дисквалификация до 3-х лет, для юридических - «оборотные штрафы» в размере до 15 % от суммы выручки.

3. Примечаниями к ст. 14.31 КоАП РФ установлены дополнительные отягчающие обстоятельства, которые должны учитываться при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.33, а именно:

  • совершение правонарушения, длящегося более чем один год;
  • причинение ущерба в размере более одного миллиона рублей либо извлечение дохода в размере более пяти миллионов рублей;
  • совершение правонарушения двумя и более лицами, входящими в группу лиц.

4. Установлена административная ответственность за манипулирование ценами на рынках электроэнергии (ст. 14.31.2 КоАП РФ). Ответственность установлена в виде штрафов для должностных лиц от 20 до 50 тыс. руб., для юридических – от 500 до 1 000 тыс. руб. В случае повторного нарушения, предусмотрена также дисквалификация для должностных лиц на срок от одного года до трёх лет.

5. Примечаниями к ст. 14.32 КоАП РФ установлены дополнительные смягчающие и отягчающие обстоятельства, которые должны учитываться при назначении административного наказания  за совершение административного правонарушения, предусмотренного данной статьёй. Смягчающими признаются следующие обстоятельства:

  • нарушитель не является организатором соглашения или согласованных действий и (или) получил обязательные указания участвовать в них;
  • нарушитель не приступил к исполнению соглашения.

Отягчающими признаются следующие обстоятельства:

  • организация нарушителем соглашения или согласованных действий;
  • принуждение нарушителем иных лиц к совершению правонарушения либо к продолжению участия в соглашении или согласованных действиях.

6.  Для цели применения санкций, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ, установлен порядок расчёта административного штрафа в зависимости от наличия смягчающих и (или) отягчающих обстоятельств (см. примечание 4 к ст. 14.31 КоАП РФ).

7. Установлена административная ответственность за непредставление (ненадлежащее представление) ходатайств, уведомлений, сведений в орган, выполняющий функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (ст. 19.8.2. КоАП РФ).

Помощь консультанта

С учетом  вступления в силу перечисленных существенных изменений в целях устранения/минимизации рисков выявления нарушений антимонопольного законодательства компания «Пепеляев Групп» предлагает провести проверку (комплексную или ограниченную) деятельности организаций – антимонопольный аудит. Такая проверка включает в себя анализ всех или основных соглашений и деловых практик организаций на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также представление рекомендаций, соблюдение которых позволит избежать привлечения организаций и их должностных лиц к административной и уголовной ответственности.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Елене Соколовской, Руководителю группы по антимонопольному регулированию, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e-mail

в  Санкт-Петербурге – к Андрею Пеховскому, Руководителю корпоративной практики СПб, по тел.: (812) 640-60-10 либо по e-mail

Семинар

Для оказания практической помощи компаниям в применении новых норм законодательства 27 января 2012 г. «Пепеляев Групп» проводит семинар «Третий антимонопольный пакет: перспективы и риски для бизнеса», на котором будут обсуждаться все актуальные вопросы, связанные с вышеперечисленными изменениями, а также практические последствия их вступления в силу. 

По вопросу участия в круглом столе, пожалуйста, обращайтесь к старшему менеджеру по маркетингу Юлии Веселовой по тел: +7 (495) 967-00-07 либо по j.veselova@pgplaw.ru


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

13.03.2024

Новости банкротства. Банкротство иностранных компаний в России. Юлия Литовцева

В этом ролике Юлия Литовцева партнер, руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о банкротстве иностранных компаний в РФ...

Смотреть

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...

22.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 апреля 2024 г.

Совфед одобрил закон о пролонгации в 2024 г. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; в рекламу ...

16.04.2024

Журнал «Конкуренция и право» №2, 2024 (март-апрель)

15.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 8–14 апреля 2024 г.

Госдума приняла закон о доступе Федерального казначейства к ЕИС ГОЗ; рассмотрит законопроект о распространении институ...