Правительством предложено введение дополнительных квот на закупку продукции российского производства
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о возможных изменениях законодательства о закупках.
В условиях кризиса органы государственной власти разрабатывают протекционистские меры по изменению законодательного регулирования в сфере государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельными видами юридических лиц с целью ориентировать деятельность заказчиков на преимущественную закупку отечественной продукции на постоянной основе.
Правительство РФ внесло в Госдуму два законопроекта:
- проект федерального закона № 969960-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее – «Законопроект к 44-ФЗ»);
- проект федерального закона № 970027-7 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“» (далее – «Законопроект к 223-ФЗ»).
Сообщаем о ключевых нововведениях и возможных последствиях для рынка в случае принятия законопроектов.
1. Изменения полномочий Правительства РФ в части установления квот на закупки
В целях обеспечения национальной безопасности Правительство РФ определяет от общего годового объема минимальную долю закупок государственными и муниципальными заказчиками товаров (работ, услуг) и заказчиками - юридическими лицами товаров, произведенных в государствах Евразийского экономического союза (далее – «ЕАЭС»). Перечень товаров (работ, услуг), на которые будет распространяться норма о квотировании, также утверждает Правительство РФ.
Проекты правительственных нормативных правовых актов по порядку квотирования закупок российских товаров находятся в разработке. При подготовке постановлений учтены возможности российской промышленности и особенности каждой отрасли. По словам представителей Минэкономразвития России, отраслевые квоты не должны приводить к завышению цен и поставкам товаров низкого качества[1].
Далее, как указывают соответствующие представители, предлагается установить обязательную долю закупок в сфере высокотехнологичных товаров, включая радиоэлектронную продукцию, программное обеспечение, а также продукцию машиностроения и здравоохранения, поскольку стимулирование данных отраслей повышает технологическую устойчивость экономики в целом.[2]
Положения Законопроектов направлены на поддержку российских товаропроизводителей, в том числе в рамках диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции.
Поправки к законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ аналогичным образом предусматривают полномочия Правительства РФ по определению:
- требования к содержанию и форме отчета о выполнении заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в Единой информационной системе (далее – ЕИС);
- требования к содержанию обоснования невозможности выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в ЕИС;
- уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оценку выполнения заказчиком минимальной доли закупок.
Кроме того, Законопроект к 44-ФЗ включает в перечень полномочий Правительства РФ возможность определения:
- порядка использования ЕИС в целях оценки выполнения государственным и муниципальным заказчиком минимальной доли закупок;
- случаев, порядка и последствий проведения оценки выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а также показателей оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок.
2. Порядок и особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок
Законопроект к 44-ФЗ устанавливает порядок выполнения государственными и муниципальными заказчиками минимальной доли закупок и особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги на основе указанных характеристик товара, произведенного в государстве - члене ЕАЭС.
Этот же Законопроект вводит статью об особенностях осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок. Для выполнения обязанности по осуществлению закупки товаров с учетом соответствующих требований Правительства РФ заказчик:
- устанавливает ограничение в отношении товара (работы, услуги), иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС) в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
- устанавливает в контракте обязанность поставщика поставить товар (работу, услугу), произведенный в государстве - члене ЕАЭС, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с предусмотренными ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ случаями.
Если на участие в закупке не будет подано ни одной заявки с товарами (работами, услугами) от государств - членов ЕАЭС, заказчик обязан будет признать ее несостоявшейся, а также при необходимости внести изменения в план-график и либо осуществить повторное определение поставщика, либо новую закупку.
Закупать иностранные товары и услуги можно будет только в том случае, если по итогам продления срока подачи заявок на участие в закупке опять не будет подано заявок с российскими товарами и услугами.
По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок товаров и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить такой отчет в ЕИС. Если по итогам года объем закупок товаров (работ, услуг) от государств - членов ЕАЭС не соответствует минимальной доле закупок, заказчик обязан вместе с отчетом разместить в ЕИС обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок.
Соответственно, заказчик должен будет ежегодно выполнять установленную для него минимальную долю закупок. В случае невыполнения заказчиком данного требования он должен будет отчитываться о причинах его невыполнения[3].
|
Предложенные поправки повлекут удлинение процедуры осуществления закупок и усложнение процедуры закупки товаров иностранного производства. Как иностранным, так и российским участникам рынка следует учитывать это при планировании своей деятельности на территории РФ.
|
О чем подумать, что сделать
Рекомендуем компаниям:
- Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка;
- Учитывать потенциальные изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика, во избежание нарушения антимонопольного законодательства;
- Оценивать коммерческие решения компании, касающиеся достижения заказчиком минимальной доли закупок, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству;
- Обратить повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с российскими и иностранными поставщиками при осуществлении закупок;
- Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при организации и проведении государственных и муниципальных закупочных процедур для российских и иностранных компаний, а также закупок отдельными видами юридических лиц.
Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь:
- при проведении анализа потенциальных рисков, которые могут сопутствовать участию компании в закупках;
- при формировании стратегий эффективного участия в закупках для компании с проверкой на соответствие предпринимаемым мерам Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ;
- при оценке правомерности принимаемых коммерческих решений, связанных с участием в закупках, а также проверке соответствующей документации с целью предотвращения возможности нарушения антимонопольного законодательства;
- при представлении интересов клиентов в ФАС России и судах по делам об оспаривании результатов государственных закупок, исключению из реестра недобросовестных поставщиков и других нарушений;
- при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.