Загрузка...
25.06.2020
5 мин. на чтение

Правительством предложено введение дополнительных квот на закупку продукции российского производства

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о возможных изменениях законодательства о закупках.

В условиях кризиса органы государственной власти разрабатывают протекционистские меры по изменению законодательного регулирования в сфере государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельными видами юридических лиц с целью ориентировать деятельность заказчиков на преимущественную закупку отечественной продукции на постоянной основе.

Правительство РФ внесло в Госдуму два законопроекта:

  • проект федерального закона № 969960-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (далее – «Законопроект к 44-ФЗ»);
  • проект федерального закона № 970027-7 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“» (далее – «Законопроект к 223-ФЗ»).

Сообщаем о ключевых нововведениях и возможных последствиях для рынка в случае принятия законопроектов.

1. Изменения полномочий Правительства РФ в части установления квот на закупки

В целях обеспечения национальной безопасности Правительство РФ определяет от общего годового объема минимальную долю закупок государственными и муниципальными заказчиками товаров (работ, услуг) и заказчиками - юридическими лицами товаров, произведенных в государствах Евразийского экономического союза (далее – «ЕАЭС»). Перечень товаров (работ, услуг), на которые будет распространяться норма о квотировании, также утверждает Правительство РФ.

Проекты правительственных нормативных правовых актов по порядку квотирования закупок российских товаров находятся в разработке. При подготовке постановлений учтены возможности российской промышленности и особенности каждой отрасли. По словам представителей Минэкономразвития России, отраслевые квоты не должны приводить к завышению цен и поставкам товаров низкого качества[1].

Далее, как указывают соответствующие представители, предлагается установить обязательную долю закупок в сфере высокотехнологичных товаров, включая радиоэлектронную продукцию, программное обеспечение, а также продукцию машиностроения и здравоохранения, поскольку стимулирование данных отраслей повышает технологическую устойчивость экономики в целом.[2]

Положения Законопроектов направлены на поддержку российских товаропроизводителей, в том числе в рамках диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции.

Поправки к законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ аналогичным образом предусматривают полномочия Правительства РФ по определению:

  • требования к содержанию и форме отчета о выполнении заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в Единой информационной системе (далее – ЕИС);
  • требования к содержанию обоснования невозможности выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в ЕИС;
  • уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оценку выполнения заказчиком минимальной доли закупок.

Кроме того, Законопроект к 44-ФЗ включает в перечень полномочий Правительства РФ возможность определения:

  • порядка использования ЕИС в целях оценки выполнения государственным и муниципальным заказчиком минимальной доли закупок;
  • случаев, порядка и последствий проведения оценки выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а также показателей оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок.

2. Порядок и особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок

Законопроект к 44-ФЗ устанавливает порядок выполнения государственными и муниципальными заказчиками минимальной доли закупок и особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги на основе указанных характеристик товара, произведенного в государстве - члене ЕАЭС.

Этот же Законопроект вводит статью об особенностях осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок. Для выполнения обязанности по осуществлению закупки товаров с учетом соответствующих требований Правительства РФ заказчик:

  • устанавливает ограничение в отношении товара (работы, услуги), иностранных государств (за исключением государств - членов ЕАЭС) в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
  • устанавливает в контракте обязанность поставщика поставить товар (работу, услугу), произведенный в государстве - члене ЕАЭС, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с предусмотренными ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ случаями.

Если на участие в закупке не будет подано ни одной заявки с товарами (работами, услугами) от государств - членов ЕАЭС, заказчик обязан будет признать ее несостоявшейся, а также при необходимости внести изменения в план-график и либо осуществить повторное определение поставщика, либо новую закупку.

Закупать иностранные товары и услуги можно будет только в том случае, если по итогам продления срока подачи заявок на участие в закупке опять не будет подано заявок с российскими товарами и услугами.

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок товаров и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить такой отчет в ЕИС. Если по итогам года объем закупок товаров (работ, услуг) от государств - членов ЕАЭС не соответствует минимальной доле закупок, заказчик обязан вместе с отчетом разместить в ЕИС обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок.

Соответственно, заказчик должен будет ежегодно выполнять установленную для него минимальную долю закупок. В случае невыполнения заказчиком данного требования он должен будет отчитываться о причинах его невыполнения[3].

comment.jpg

Предложенные поправки повлекут удлинение процедуры осуществления закупок и усложнение процедуры закупки товаров иностранного производства. Как иностранным, так и российским участникам рынка следует учитывать это при планировании своей деятельности на территории РФ.

О чем подумать, что сделать

Рекомендуем компаниям:

  • Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка;
  • Учитывать потенциальные изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика, во избежание нарушения антимонопольного законодательства;
  • Оценивать коммерческие решения компании, касающиеся достижения заказчиком минимальной доли закупок, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству;
  • Обратить повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с российскими и иностранными поставщиками при осуществлении закупок;
  • Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при организации и проведении государственных и муниципальных закупочных процедур для российских и иностранных компаний, а также закупок отдельными видами юридических лиц.

Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь:

  • при проведении анализа потенциальных рисков, которые могут сопутствовать участию компании в закупках;
  • при формировании стратегий эффективного участия в закупках для компании с проверкой на соответствие предпринимаемым мерам Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • при оценке правомерности принимаемых коммерческих решений, связанных с участием в закупках, а также проверке соответствующей документации с целью предотвращения возможности нарушения антимонопольного законодательства;
  • при представлении интересов клиентов в ФАС России и судах по делам об оспаривании результатов государственных закупок, исключению из реестра недобросовестных поставщиков и других нарушений;
  • при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

30.10.2024

Субсидиарная ответственность: Must see. Новости банкротства. Юлия Литовцева.

В этом ролике Юлия Литовцева, партнер и руководитель практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп», расскажет о новых событиях в сфере ответственно...

Смотреть

29.10.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 11 за 2024 г.

Социальный фонд России может закупать охранные услуги у ЧОП; УФАС посчитало недоказанной недобросовестную конкуренцию...

28.10.2024

Конкуренция и право. Обзор за 21–27 октября 2024 г.

Ряд временных мер поддержки в госзакупках могут стать постоянными; ФАС представила рекомендации по недопущению гринвошинга...

22.10.2024

Журнал «Конкуренция и право» № 5, 2024 (сентябрь-октябрь)

21.10.2024

Конкуренция и право. Обзор за 14–20 октября 2024 г.

Условия для признания цены монопольно высокой скорректировали; в Госдуме разработали рекомендации по регулированию цифровых...