Загрузка...
16.05.2018
6 мин. на чтение

Закреплены правовые основы функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ).

ЕГИСЗ — это информационная система национального уровня, создаваемая для целей информационной поддержки организаций, органов и граждан, взаимодействующих в рамках системы здравоохранения РФ, оказания и получения медицинской помощи.

Нормативно идея создания ЕГИСЗ была закреплена в Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения[1] и Федеральном законе от 29.07.2017 № 242-ФЗ[2], предусматривающем внесение изменений в ряд законодательных актов по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья. А осенью 2017 года между Минздравом России и государственной корпорацией «Ростех» было подписано Соглашение о сотрудничестве в области развития цифрового здравоохранения в России для целей совместной работы, в том числе, и в отношении развития ЕГИСЗ и созданию на ее основе технологической платформы цифрового здравоохранения.

Планируется, что к концу 2020 года ЕГИСЗ будет интегрирована с системами ОМС и обращения лекарств и медицинских изделий.

Со вступлением в силу Постановления Правительства № 555 с 15 мая 2018 г. теперь официально определены правовые основы, задачи и функционал ЕГИСЗ для целей эффективной реализации поставленных задач. Отдельные нормы документа, в части, касающейся представления информации в ЕГИСЗ, не будут применяться в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения до 01.01.2019, если такие медицинские организации ранее не приняли решения о представлении информации в указанную систему.

Основные нововведения

Постановлением Правительства № 555 определено, что участниками информационного взаимодействия с использованием ЕГИСЗ являются:

(i) оператор единой системы (в лице Минздрава России);

(ii) поставщики информации в ЕГИСЗ (в лице Минздрава, Росздравнадзора, Минобрнауки, ФНС, Росреестра, Федерального казначейства, ФОИВ в части медицинских организаций и медицинских работников медицинских организаций, подведомственных ФОИВ (за исключением отдельных ФОИВ), ФОМС и его территориальных органов, ПФР в соответствующей части, ФСС, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, медицинских организаций всех форм и систем здравоохранения (за исключением отдельных медицинских организаций), фармацевтических организаций, обозначенных организаций-операторов информационных систем);

(iii) пользователи информации, содержащейся в ЕГИСЗ (в лице Минздрава, Росздравнадзора, ФМБА, ФОИВ в части медицинских организаций и медицинских работников медицинских организаций, подведомственных ФОИВ (за исключением отдельных ФОИВ), органов ЗАГС в соответствующей части, Федерального казначейства и ФАС России, ФОМС и его территориальных органов, ПФР, ФСС, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, медицинских организаций всех форм и систем здравоохранения (за исключением отдельных медицинских организаций), фармацевтических организаций, обозначенных организаций-операторов информационных систем, граждан).

Устанавливается, что ЕГИСЗ будет состоять из следующих 13 подсистем:

(i) федеральный регистр медицинских работников – предназначен для учета сведений о кадровом обеспечении и трудоустройстве медицинских работников;

(ii) федеральный реестр медицинских организаций – предназначен для учета сведений о медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, об их структурных подразделениях с указанием профилей их медицинской деятельности, местонахождения, а также сведений об их оснащении и использовании медицинских изделий;

(iii) федеральная электронная регистратура – предназначена для мониторинга и управления потоками пациентов в режиме реального времени посредством информационного обмена с соответствующими системами субъектов РФ, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

(iv) федеральная интегрированная электронная медицинская карта – предназначена для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с соответствующими системами субъектов РФ, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

(v) федеральный реестр электронных медицинских документов – содержит сведения о медицинской документации в форме электронных документов, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой такая медицинская документация создана и хранится.

(vi) подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения – содержит совокупность информационных систем и баз данных, позволяющих систематизировать по единым правилам информацию (в виде регистров) для учета лиц, которым необходимо оказание определенной медицинской помощи, а также позволяющих организовать оказание медицинской помощи таким лицам на ее основе;

(vii) информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд – представляет собой информационную систему, которая позволяет осуществлять информационную поддержку контрольных процедур в сфере закупок лекарственных препаратов;

(viii) подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности – предназначена для оптимизации и упрощения процедур сбора статистической и иной отчетной информации о показателях в сфере здравоохранения от подведомственных Минздраву организаций, ФОИВ, органов управления здравоохранением субъектов РФ, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также для сокращения временных затрат на подготовку сводной отчетности по данным, собираемым и обрабатываемым в подсистемах ЕГИСЗ;

(ix) федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения – предназначен для автоматизированного формирования, актуализации и использования участниками информационного взаимодействия, классификаторов, справочников и иной нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения;

(x) подсистема обезличивания персональных данных – предназначена для выполнения процесса обезличивания сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования;

(xi) геоинформационная подсистема – предназначена для консолидации и графического отображения информации о ресурсах здравоохранения, в том числе о населенных пунктах и медицинских организациях, их структурных подразделениях, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и населенных пунктах, на территории которых они размещены;

(xii) защищенная сеть передачи данных – защищенная информационно-телекоммуникационная сеть, создание, эксплуатацию, организацию функционирования и координацию работ по подключению к которой обеспечивает Минздрав с целью обеспечения надежной, безопасной и достоверной передачи необходимой информации между подсистемами ЕГИСЗ и соответствующими информационными системами;

(xiii) интеграционные подсистемы – подсистемы, реализующие функции управления базами данных, формирования единого хранилища данных, обеспечения защиты информации, информационно-технологического взаимодействия подсистем ЕГИСЗ между собой, с иными информационными системами, а также выполняют функции общесистемных технологических сервисов.

Подробный перечень и состав размещаемой в ЕГИСЗ информации для указанных подсистем определяется в соответствующих приложениях к документу.

Доступ к данной информации предоставляется зарегистрированным пользователям с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Установлены специальные требования к программно-техническим средствам ЕГИСЗ, порядок обмена информацией внутри системы, требования к защите такой информации.

Значение и перспектива

С развитием технологий и их активным внедрением ЕГИСЗ в сфере здравоохранения ожидается, что в ближайшей перспективе будет решен вопрос доступности и эффективности оказания медицинской помощи населению, усовершенствованы способы и средства взаимодействия медицинских организаций между собой и государством.

Практическая реализация нововведений пока сталкивается с техническими трудностями – не все регионы РФ надлежащим образом оснащены необходимыми технологическими средствами для практической реализации новых возможностей, которые предусмотрены ЕГИСЗ. Кроме того, Постановление Правительства № 555 придает ЕГИСЗ только статус федеральной государственной информационной системы. Остальные информационные системы в сфере здравоохранения (государственные информационные системы субъектов РФ и муниципальных образований) будут урегулированы самостоятельными отдельными актами Правительства и Минздрава.

Документ также предусматривает обязанность Минздрава утвердить в 4-месячный срок соответствующие профильные акты в развитие его положений.

Появление в России такой системы, несомненно, стимулирует развитие и иных сфер правового регулирования, которые могут быть к ней применимы, например, телемедицины.


О чем подумать и что предпринять

Принятое регулирование открывает возможности для расширения информационного обеспечения деятельности медицинских организаций, повышения эффективности управления в сфере здравоохранения на основе информационно-технологической поддержки. С его помощью должны быть решены задачи прогнозирования и повышения качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационной поддержки деятельности медицинских организаций, а также повышения информированности населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, качества обслуживания в медицинских организациях.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать консультационную поддержку по вопросам, связанным с функционированием ЕГИСЗ, подключением к ней, порядком взаимодействия субъектов внутри системы.



[1] Утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.04.2011 № 364.

[2] Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

14.02.2025

Новости экологии: экологический сбор, вторичное сырье, утилизация отходов, ГЭЭ, РОП

В этом видеоролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», рассказывает о новых Правила взимания экологического сбора, утвержд...

Смотреть

15.04.2025

Что написано пером. Как изменились требования к общей характеристике и инструкции по медприменению лекарств

В конце февраля Совет Евразийской экономической комиссии утвердил изменения в требования к оформлению общей характеристики...

15.04.2025

Таблетки в нагрузку. Является ли допродажа в аптеке навязыванием услуг

Президент подписал Федеральный закон № 69-ФЗ от 07.04.2025, вносящий поправки в ст.16 Закона «О защите прав потребителей»....

14.04.2025

Федеральную аптечную сеть оштрафовали на 500 тыс. руб. за продажу недоброкачественных лекарств

Арбитражный суд Саратовской области оштрафовал федеральную аптечную сеть на 500 тыс. руб. за продажу лекарств, подлежащих...

11.04.2025

Второй лишний, патентный портфель и комплаенс: актуальные проблемы фармацевтики в цитатах

Фармацевтика продолжает сталкиваться с множеством вызовов, связанных с адаптацией к изменениям в различных областях, включая...