Загрузка...
16.05.2018
6 мин. на чтение

Закреплены правовые основы функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ).

ЕГИСЗ — это информационная система национального уровня, создаваемая для целей информационной поддержки организаций, органов и граждан, взаимодействующих в рамках системы здравоохранения РФ, оказания и получения медицинской помощи.

Нормативно идея создания ЕГИСЗ была закреплена в Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения[1] и Федеральном законе от 29.07.2017 № 242-ФЗ[2], предусматривающем внесение изменений в ряд законодательных актов по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья. А осенью 2017 года между Минздравом России и государственной корпорацией «Ростех» было подписано Соглашение о сотрудничестве в области развития цифрового здравоохранения в России для целей совместной работы, в том числе, и в отношении развития ЕГИСЗ и созданию на ее основе технологической платформы цифрового здравоохранения.

Планируется, что к концу 2020 года ЕГИСЗ будет интегрирована с системами ОМС и обращения лекарств и медицинских изделий.

Со вступлением в силу Постановления Правительства № 555 с 15 мая 2018 г. теперь официально определены правовые основы, задачи и функционал ЕГИСЗ для целей эффективной реализации поставленных задач. Отдельные нормы документа, в части, касающейся представления информации в ЕГИСЗ, не будут применяться в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения до 01.01.2019, если такие медицинские организации ранее не приняли решения о представлении информации в указанную систему.

Основные нововведения

Постановлением Правительства № 555 определено, что участниками информационного взаимодействия с использованием ЕГИСЗ являются:

(i) оператор единой системы (в лице Минздрава России);

(ii) поставщики информации в ЕГИСЗ (в лице Минздрава, Росздравнадзора, Минобрнауки, ФНС, Росреестра, Федерального казначейства, ФОИВ в части медицинских организаций и медицинских работников медицинских организаций, подведомственных ФОИВ (за исключением отдельных ФОИВ), ФОМС и его территориальных органов, ПФР в соответствующей части, ФСС, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, медицинских организаций всех форм и систем здравоохранения (за исключением отдельных медицинских организаций), фармацевтических организаций, обозначенных организаций-операторов информационных систем);

(iii) пользователи информации, содержащейся в ЕГИСЗ (в лице Минздрава, Росздравнадзора, ФМБА, ФОИВ в части медицинских организаций и медицинских работников медицинских организаций, подведомственных ФОИВ (за исключением отдельных ФОИВ), органов ЗАГС в соответствующей части, Федерального казначейства и ФАС России, ФОМС и его территориальных органов, ПФР, ФСС, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, медицинских организаций всех форм и систем здравоохранения (за исключением отдельных медицинских организаций), фармацевтических организаций, обозначенных организаций-операторов информационных систем, граждан).

Устанавливается, что ЕГИСЗ будет состоять из следующих 13 подсистем:

(i) федеральный регистр медицинских работников – предназначен для учета сведений о кадровом обеспечении и трудоустройстве медицинских работников;

(ii) федеральный реестр медицинских организаций – предназначен для учета сведений о медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, об их структурных подразделениях с указанием профилей их медицинской деятельности, местонахождения, а также сведений об их оснащении и использовании медицинских изделий;

(iii) федеральная электронная регистратура – предназначена для мониторинга и управления потоками пациентов в режиме реального времени посредством информационного обмена с соответствующими системами субъектов РФ, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

(iv) федеральная интегрированная электронная медицинская карта – предназначена для сбора, систематизации и обработки структурированных обезличенных сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования, посредством информационного обмена с соответствующими системами субъектов РФ, медицинскими информационными системами медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

(v) федеральный реестр электронных медицинских документов – содержит сведения о медицинской документации в форме электронных документов, по составу которых невозможно определить состояние здоровья гражданина, и сведения о медицинской организации, в которой такая медицинская документация создана и хранится.

(vi) подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения – содержит совокупность информационных систем и баз данных, позволяющих систематизировать по единым правилам информацию (в виде регистров) для учета лиц, которым необходимо оказание определенной медицинской помощи, а также позволяющих организовать оказание медицинской помощи таким лицам на ее основе;

(vii) информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд – представляет собой информационную систему, которая позволяет осуществлять информационную поддержку контрольных процедур в сфере закупок лекарственных препаратов;

(viii) подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности – предназначена для оптимизации и упрощения процедур сбора статистической и иной отчетной информации о показателях в сфере здравоохранения от подведомственных Минздраву организаций, ФОИВ, органов управления здравоохранением субъектов РФ, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также для сокращения временных затрат на подготовку сводной отчетности по данным, собираемым и обрабатываемым в подсистемах ЕГИСЗ;

(ix) федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения – предназначен для автоматизированного формирования, актуализации и использования участниками информационного взаимодействия, классификаторов, справочников и иной нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения;

(x) подсистема обезличивания персональных данных – предназначена для выполнения процесса обезличивания сведений о лицах, которым оказывается медицинская помощь, а также о лицах, в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования;

(xi) геоинформационная подсистема – предназначена для консолидации и графического отображения информации о ресурсах здравоохранения, в том числе о населенных пунктах и медицинских организациях, их структурных подразделениях, участвующих в реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и населенных пунктах, на территории которых они размещены;

(xii) защищенная сеть передачи данных – защищенная информационно-телекоммуникационная сеть, создание, эксплуатацию, организацию функционирования и координацию работ по подключению к которой обеспечивает Минздрав с целью обеспечения надежной, безопасной и достоверной передачи необходимой информации между подсистемами ЕГИСЗ и соответствующими информационными системами;

(xiii) интеграционные подсистемы – подсистемы, реализующие функции управления базами данных, формирования единого хранилища данных, обеспечения защиты информации, информационно-технологического взаимодействия подсистем ЕГИСЗ между собой, с иными информационными системами, а также выполняют функции общесистемных технологических сервисов.

Подробный перечень и состав размещаемой в ЕГИСЗ информации для указанных подсистем определяется в соответствующих приложениях к документу.

Доступ к данной информации предоставляется зарегистрированным пользователям с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Установлены специальные требования к программно-техническим средствам ЕГИСЗ, порядок обмена информацией внутри системы, требования к защите такой информации.

Значение и перспектива

С развитием технологий и их активным внедрением ЕГИСЗ в сфере здравоохранения ожидается, что в ближайшей перспективе будет решен вопрос доступности и эффективности оказания медицинской помощи населению, усовершенствованы способы и средства взаимодействия медицинских организаций между собой и государством.

Практическая реализация нововведений пока сталкивается с техническими трудностями – не все регионы РФ надлежащим образом оснащены необходимыми технологическими средствами для практической реализации новых возможностей, которые предусмотрены ЕГИСЗ. Кроме того, Постановление Правительства № 555 придает ЕГИСЗ только статус федеральной государственной информационной системы. Остальные информационные системы в сфере здравоохранения (государственные информационные системы субъектов РФ и муниципальных образований) будут урегулированы самостоятельными отдельными актами Правительства и Минздрава.

Документ также предусматривает обязанность Минздрава утвердить в 4-месячный срок соответствующие профильные акты в развитие его положений.

Появление в России такой системы, несомненно, стимулирует развитие и иных сфер правового регулирования, которые могут быть к ней применимы, например, телемедицины.


О чем подумать и что предпринять

Принятое регулирование открывает возможности для расширения информационного обеспечения деятельности медицинских организаций, повышения эффективности управления в сфере здравоохранения на основе информационно-технологической поддержки. С его помощью должны быть решены задачи прогнозирования и повышения качества оказания медицинской помощи на основе совершенствования информационной поддержки деятельности медицинских организаций, а также повышения информированности населения по вопросам ведения здорового образа жизни, профилактики заболеваний, получения медицинской помощи, качества обслуживания в медицинских организациях.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» готовы оказать консультационную поддержку по вопросам, связанным с функционированием ЕГИСЗ, подключением к ней, порядком взаимодействия субъектов внутри системы.



[1] Утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.04.2011 № 364.

[2] Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

29.01.2024

Без вины не должно быть ответственности! Включение в реестр недобросовестных поставщиков

Из ролика вы узнаете о проблемах доказывания вины в таком виде публично-правовой ответственности как включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Смотреть

12.04.2024

Акцизы на лекарства и выход на новые рынки: куда движется фармацевтика в 2024 году

На весенней конференции Право.ru обсудили вопросы дистрибуции и экспорта. Эксперты поделились опытом выхода на зарубежные...

11.04.2024

Фармкомпаниям рассказали о регистрации АФС, контрактном производстве и новеллах регуляторики

Международная повестка и необходимость достижения лекарственного суверенитета России диктуют участникам фармацевтической...

10.04.2024

Чем обернется для российской фармы появление комиссии по принудительному лицензированию?

Последние два года в фармацевтической отрасли России назревает вопрос об обеспечении доступности жизненно важных лекарств...

09.04.2024

Президент подписал закон об увеличении штрафов за спам-рассылки

В России увеличили штрафы за спам-рассылки, соответствующий федеральный закон подписал президент. При рекламе фармацевтической...