Загрузка...
25.07.2022
6 мин. на чтение

С 14 июля введен мораторий на применение ряда антимонопольных запретов, а также начали действовать иные меры, направленные на поддержку бизнеса в условиях санкций

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о внесении в законодательство изменений, направленных на установление моратория на применение ряда антимонопольных запретов при осуществлении закупок у единственного поставщика, изменение пороговых значений для согласования сделок с антимонопольным органом, совершенствование порядка предоставления преференций и поддержку операторов наружной рекламы.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 14.07.2022 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон)[1], разработанный в целях нивелирования последствий ограничительных мер со стороны недружественных иностранных государств в отношении Российской Федерации.

Подготовка Закона была обусловлена необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера, направленных, в том числе, на развитие импортозамещения и поддержку отечественных производителей.

Закон вступил в силу в день его официального опубликования – 14 июля 2022 г.

Рассмотрим принятые нововведения.

1. Мораторий на применение ряда антимонопольных запретов

Напомним, что Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) предусматривается запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ (ст. 15, 16).

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

Частью 1 и 2 ст. 15 Федерального закона № 46-ФЗ[2] установлено, что в период до 31 декабря 2022 г. включительно актами Правительства РФ и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе[3], могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.

Однако критерии для составления перечня дополнительных случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) нормативно не определены.

Для исключения правовой неопределенности в отношении необходимости и возможности принятия антимонопольным органом мер реагирования при принятии вышеуказанных актов, а также на отношения, складывающиеся в ходе осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) введен мораторий на применение антимонопольных запретов в рассматриваемых случаях.

Полагаем, что введение моратория исключит риски привлечения государственных и муниципальных заказчиков к ответственности в соответствии с Законом о защите конкуренции при реализации ими предоставленного Федеральным законом № 46-ФЗ права.

2. Увеличение порогового значения согласования сделок

Напомним, что до вступления в силу Закона на совершение сделок, указанных в ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, предварительное согласие антимонопольного органа было необходимо, если:

  • суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, и лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 7 млрд. руб. и при этом стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц, превышает 800 млн. руб.; либо

  • суммарная выручка указанных лиц от реализации товаров за последний календарный год превышает 10 млрд. руб. и при этом стоимость активов лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц, превышает 800 млн. руб.

Таким образом, ст. 28 Закона о защите конкуренции предусмотрено два условия, при которых сделки требуют предварительного согласия антимонопольного органа, при этом в совокупности с одним из приведенных выше условий всегда должна учитываться стоимость активов лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц (размер этой стоимости должен превышать 800 млн. руб.).

Вместе с тем, согласно новому Закону, в 2022 г. предусматривается исключение требования о получении предварительного согласия антимонопольного органа на сделки при приобретении акций, долей в имуществе и прав в отношении коммерческих организаций, суммарная стоимость активов которых составляет от 800 млн руб. до 2 млрд руб. В таком случае ведомство должно быть уведомлено не позднее 30 дней после даты осуществления таких сделок.

Изменения пороговых значений направлены на поддержку бизнеса и позволят снизить административную нагрузку на субъекты МСП в сфере антимонопольного регулирования.

При получении уведомления о заключении вышеупомянутых сделок антимонопольный орган будет вправе выдать предписание об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Стоит отметить, что за лицами, суммарная стоимость активов которых составляет от 800 млн руб. до 2 млрд руб., имеющими намерение совершить сделки, указанные в части 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции, сохраняется право подать ходатайство о совершении таких сделок с предварительного согласия антимонопольного органа.

Полагаем, что в определенных случаях до заключения вышеуказанных сделок целесообразнее обратиться в антимонопольный орган и получить его официальную позицию в отношении предполагаемых сделок, а также возможных поведенческих условий, которые необходимо выполнить для их совершения. Это позволит сторонам сделки еще до ее заключения оценить все риски и последствия ее совершения с учетом позиции антимонопольного органа. 

3. Меры поддержки операторов наружной рекламы

В настоящее время операторы наружной рекламы несут значительные убытки, связанные с массовыми отказами рекламодателей в размещении рекламы на рекламных конструкциях, продолжая при этом оплачивать установку и эксплуатацию этих конструкций по договорам, заключенным с органами региональной власти и местного самоуправления.

В связи с указанными обстоятельствами Федеральный закон № 46-ФЗ был дополнен ст. 21.3, согласно которой предусматривается корректировка порядка заключения, исполнения и оплаты договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в 2022 - 2023 гг.

Так, предусматривается снижение размера платежей по соответствующим договорам на срок не более одного года, а также продление срока действия договоров и разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на один год без проведения торгов (путем заключения дополнительного соглашения).

Изменения позволят направить денежные средства на первостепенные выплаты компаний, в частности на заработную плату сотрудников и поддержание безопасности эксплуатации рекламных конструкций.
Вместе с тем, органы региональной власти и местного самоуправления получили возможность определять случаи, в которых участникам отрасли предоставляется отсрочка очередного платежа за пользование государственными земельными участками для установки и эксплуатации рекламных конструкций.

4. Совершенствование порядка согласования преференций для поддержки МСП

Напомним, что по действующему до момента вступления в силу Закона, органы госвласти и МСУ были обязаны подавать в антимонопольный орган заявление о согласовании предоставления государственной (муниципальной) преференции (ст. 19 Закона о защите конкуренции).

Согласно принятому Закону, органы госвласти и МСУ освобождаются от данной обязанности до конца 2022 г. в случае, если преференции предоставляются в целях социального обеспечения населения, поддержки субъектов МСП и обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства.

Нововведения позволят оптимизировать административные процедуры и поддержать бизнес в текущих экономических условиях.
При этом устанавливается, что органы госвласти и МСУ будут обязаны уведомлять антимонопольный орган о предоставлении таких преференций не позднее чем через 30 дней после даты принятия решения о предоставлении государственной или муниципальной преференции.

О чем подумать, что сделать

В связи с вступлением силу Закона, рекомендуем довести до лиц, ответственных за проведение и участие в закупочных процедурах, информацию о введении моратория на применение ряда антимонопольных запретов на осуществление закупок у единственного поставщика.

Компаниям при осуществлении своей профессиональной деятельности стоит учитывать новые положения законодательства, касающиеся порядка заключения сделок, требующих предварительного согласия антимонопольного органа, а также особенности реализации договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в 2022-2023 гг.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, законодательства о контрактной системе, а также законодательства о рекламе.

Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.


[1] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140079

[2] Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

[3] Федеральный закон от 05.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

03.04.2024

Legal Drinks. Антон Никифоров в гостях у Романа Бевзенко: о карьере, о жизни, о налоговом праве и др

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Антона Никифорова партнера «Пепеляев Групп».

Смотреть

11.06.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 27 мая – 9 июня 2024

Ответственность за неуведомление о начале деятельности могут ужесточить; определено, как перевозчикам и отправителям р...

10.06.2024

Конкуренция и право. Обзор за 3–9 июня 2024 г.

Ключевые тезисы ФАС с полей ПМЭФ: служба готова взять допполномочия для решения проблемы несвоевременных платежей в за...

05.06.2024

Споры с госорганами: что нужно знать бизнесу

Споры с госорганами — это всегда сложно. В последние годы шансы бизнеса защититься в суде уменьшились еще сильнее. Споры...

04.06.2024

Подкаст: Вина в антимонопольных спорах

Айдар Султанов, руководитель представительства "Пепеляев групп" в Республике Татарстан рассказывает в подкасте ...