Загрузка...

С 1 сентября 2022 года заработает новая система учёта рекламы в интернете

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о предстоящем вступлении в силу отдельных положений Федерального закона «о рекламе»[1], направленных на совершенствование отношений в сфере рекламы, размещаемой в сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»)[2].

Закон был подписан Президентом РФ 02.07.2021 и предусматривает существенные изменения в сфере контроля за распространением рекламы, в том числе путем создания единой информационной системы учета рекламы в сети «Интернет» (далее – ЕИС УРИ).

Закон вступил в силу в день его подписания – 7 июля 2021 г., однако положения, касающиеся внедрения ЕИС УРИ, вступят в силу с 1 сентября 2022 г., а Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», будет дополнен статьей 18.1, регламентирующей процесс внедрения вышеуказанной системы.

Рассмотрим предстоящие нововведения.

1. Что из себя представляет система ЕИС УРИ?

Законом устанавливается, что ЕИС УРИ будет обеспечивать автоматизацию процессов сбора и обработки информации о размещенной в сети «Интернет» рекламе, учёта и хранения такой информации, обеспечения доступа к ней.

Целью разработки указанной системы является борьба с так называемым серым рынком, т. е. борьба с реализацией нелегитимных схем, связанных с уходом от налогов. Кроме того, система направлена на обеспечение возможности отслеживать размещаемую в сети «Интернет» рекламу, автоматизировать процессы сбора и обработки информации о размещенной рекламе.
Вместе с тем с внедрением указанной системы рекламный рынок получит инструмент взаимодействия рекламных агентств и медиа с государством, а данные, которые будут храниться в информационной системе учета рекламы, могут быть использованы для повышения эффективности рекламных кампаний.

Таким образом, предполагается, что ЕИС УРИ обеспечит сбор, хранение, обработку и анализ информации, при этом система обеспечит доступ к такой информации и сделает возможным ее предоставление в электронной форме. Предполагается также возможность дальнейшей интеграции ЕИС УРИ с другими информационными системами с целью получения достоверной и актуальной информации, осуществления контроля достоверности, полноты, актуальности и своевременности размещения информации.

Обязанности по формированию и ведению системы возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор). Предусматривается, что Роскомнадзор посредством обработки и анализа информации, размещенной в информационной системе учёта рекламы, будет осуществлять сверку сведений в составе информации, размещённой в указанной системе данных. При этом Роскомнадзор посредством взаимодействия с ФАС России сможет определить отнесение к рекламе информации, размещенной в сети «Интернет».

2. Какая информация подлежит включению в ЕИС УРИ?

Согласно Закону включению в ЕИС УРИ будет подлежать довольно большой объем информации – информация о размещенной в Интернете рекламе, в том числе сведения о рекламодателях и рекламораспространителях, операторах рекламных систем, а также о рекламных посредниках. При этом предусмотрено, что сведения в отношении социальной рекламы не будут подлежать включению в систему.

Конкретный состав информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором, установлен Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3.05.2022 № 1362-р.

3. Кто должен предоставлять информацию?

На рекламодателей и рекламораспространителей, операторов рекламных систем, а также на рекламных посредников будет возложена обязанность самостоятельно или через операторов рекламных данных размещать в системе соответствующую информацию.

Информация в ЕИС УРИ будет храниться не менее пяти лет, а также подлежать защите в соответствии с законодательством о коммерческой тайне.

Стоит отметить, что Правительством РФ установлены критерии отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, к лицам, обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Роскомнадзор[3].

Под таким лицами понимаются:

Рекламодатели – юридические или физические лица, ИП, кроме обладающих исключительным правом на объекты рекламирования и (или) являющихся изготовителями или продавцами товаров, информацию о распространенной в сети «Интернет» рекламе которых в Роскомнадзор или оператору рекламных данных обязаны предоставлять рекламораспространители, операторы рекламных систем в рамках исполнения договорных обязательств с такими рекламодателями и (или) уполномоченными ими лицами;

Рекламораспространители и операторы рекламных систем – юридические или физические лица, ИП, которые осуществляют и (или) организуют распространение в сети «Интернет» рекламы любых рекламодателей (физлиц, ИП, органов госвласти, иных госорганов и органов местного самоуправления, а также муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления), направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ, в том числе в Интернете, в форме баннеров, текстового или текстово-графического блока, видеороликов, аудиозаписи, аудио- и (или) видеотрансляции в прямом эфире;

Рекламораспространители – владельцы социальных сетей, аудиовизуальных сервисов, новостных агрегаторов, организаторы распространения информации в сети «Интернет», включая организаторов сервисов обмена мгновенными сообщениями, операторы поисковых систем, определяемые законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Постановление Правительства РФ № 948 вступает в силу 1 сентября 2022 г. и действует в течение шести лет.

Роскомнадзором была создана Комиссия для отбора операторов рекламных данных, порядок деятельности и состав которой, а также критерии по отбору вышеуказанных операторов будут определяться Правительством РФ.

В частности, 28 мая 2022 г. подписано Постановление Правительства РФ № 966 «Об утверждении Положения о создании и деятельности комиссии по отбору оператора рекламных данных, а также условий отбора оператора рекламных данных» (далее – Постановление Правительства РФ № 966). Согласно указанному Постановлению, Комиссия будет выполнять следующие функции:

  • определять сроки проведения отбора;

  • рассматривать заявки на участие в отборе;

  • проводить оценку соответствия участников отбора условиям отбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 966;

  • принимать решения об отборе или об отказе в признании участника отбора оператором рекламных данных.

4. Кто имеет доступ к информации, размещенной в ЕИС УРИ?

Законом предусматривается, что рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, рекламные посредники, операторы рекламных данных будут вправе получить доступ к информации, размещённой ими (в том числе через операторов рекламных данных) или в отношении них в информационной системе учёта рекламы в порядке, установленном Роскомнадзором. Состав информации, доступ к которой предоставляется указанным лицам, также будет определяться Роскомнадзором.

При этом Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 г. № 974 установлены Правила взаимодействия Роскомнадзора с операторами рекламных данных и лицами, указанными в части 3 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе», включая порядок, сроки и формат предоставления в Роскомнадзор информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламе (далее – Правила).

Согласно Правилам доступ оператора рекламных данных, рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламных систем к информационной системе и информационное взаимодействие оператора рекламных данных, рекламодателя, рекламораспространителя, оператора рекламных систем с уполномоченным органом будет осуществляться посредством личного кабинета, являющегося неотъемлемой частью информационной системы (далее – личный кабинет). Вход в личный кабинет будет осуществляться посредством обращения к информационной системе, размещенной на официальном сайте Роскомнадзора в сети «Интернет».

ФНС России и ФАС России также смогут получить доступ к системе в порядке, определённом Постановлением Правительства РФ № 969[4].

5. Преимущества и недостатки ужесточения системы контроля за распространением рекламы в сети «Интернет»

Стоит отметить, что внедрение системы, по нашему мнению, может привести как к положительным, так и отрицательным последствиям для участников рынка.

Так, представляется, что введение новых требований о необходимости предоставления информации позволит усилить контроль в сфере интернет-рекламы, а также повысить её прозрачность. В частности, система позволит регуляторам отслеживать нарушения, начиная с запретов и ограничений на рекламу алкоголя, табачной и никотинсодержащей продукции, а также позволит отслеживать рекламу, содержащую призывы к участию в незаконных политических акциях, рекламу организаций, признанных экстремистскими и террористическими, что не менее актуально в настоящее время.

Вместе с тем, на наш взгляд, внедрение системы учета может привести к дополнительным затратам со стороны рекламных агентств и рекламодателей, а также к сокращению объема рекламы, размещаемой в сети «Интернет». Так, согласно подсчетам Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР)[5], затраты участников рынка интернет-рекламы на реализацию новых требований составят 10–20 млрд руб.

Более того, с учетом введенных после 24 февраля 2022 г. экономических санкций США и стран ЕС в отношении России и иных мер ограничительного характера у большинства компаний могут возникнуть трудности с закупкой серверного оборудования для хранения информации обо всех показах рекламы в сети «Интернет» за последние пять лет.

О чем подумать, что сделать

В связи со скорым вступлением в силу отдельных положений Закона компаниям, размещающим в сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории России, рекомендуется довести до ответственных лиц информацию о новом порядке предоставления информации о распространяемой рекламе в сети «Интернет».

С учетом предстоящих изменений данные меры позволят оставаться добросовестными участниками рынка.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования и законодательства о рекламе.

Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую поддержку компаниям по вопросам, связанным с применением нового порядка предоставления в Роскомнадзор информации о распространяемой рекламе в сети «Интернет».


[1] Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (далее – Закон).

[2] См. также

[3] Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 948 «Об утверждении критериев отнесения рекламодателей, рекламораспространителей, операторов рекламных систем, разместивших в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламу, направленную на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, к лицам, обязанным предоставлять информацию о такой рекламе в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (далее – Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 № 948).

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 г. № 969 «Об утверждении Правил предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций доступа к информации о распространенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекламе антимонопольному органу, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов» (далее – Постановление Правительства РФ № 969).

[5] Объединение ведущих игроков рынка интерактивной рекламы России, включающее более 100 участников, обеспечивающих экономику рекламными, коммуникационными и аналитическими инструментами.

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке