Загрузка...
23.03.2022
10 мин. на чтение

Принят закон о налоговых мерах поддержки бизнеса

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 22 марта 2022 г. Государственная Дума приняла закон[1], содержащий комплекс налоговых мер поддержки бизнеса.

Мы уже комментировали этот законопроект после принятия его в первом чтении[2]. Итоговый текст несколько отличается – внесены технические правки, а также предусмотрены совсем новые нормы[3]. Для удобства восприятия мы оформили алерт как единый документ. Новшества, внесенные в законопроект в ходе рассмотрения в Государственной Думе, выделены.

Общие меры

В период с 9 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года ставка пени для организаций принимается равной 1/300 ставки ЦБ РФ вне зависимости от длительности просрочки (повышенный размер пени с 31-го дня не применяется).

По сравнению с первоначальным текстом устранена неясность, на которую мы обращали внимание. Теперь неважно, в какой момент возникла недоимка (до или после 9 марта).

Трансфертное ценообразование

Смягчены правила признания сделок контролируемыми для целей ТЦО:

  • годовой лимит доходов по сделкам с иностранными взаимозависимыми лицами повышен с 60 до 120 миллионов рублей;

  • в отношении периодов 2022 – 2024 гг. применение хотя бы одной из сторон инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль, предусмотренного статьей 286.1 НК РФ, не будет служить основанием для признания сделки между российскими организациями контролируемой (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора).

Не будет применяться ответственность за неполную уплату налога в результате применения «нерыночных» цен в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются по налогу на прибыль в 2022 – 2023 гг., вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Контролируемые иностранные компании

Смягчены требования о представлении контролирующими лицами финансовой отчетности КИК и документов в подтверждение оснований освобождения прибыли КИК от налога за финансовые годы, даты окончания которых приходятся на 2020 и 2021 гг. (то есть уведомлений о КИК за 2021 – 2022 гг.): формально обязанность представлять такие документы остается, но в случае ее нарушения к ответственности привлекать не будут.

НДС

Устанавливается ставка НДС 0% на услуги по предоставлению в аренду, пользование или на ином праве объекта туристской индустрии, а также на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.

Для применения нулевой ставки объекты туристской индустрии должны быть введены в эксплуатацию после 1 января 2022 г. и включены в реестр, порядок ведения которого еще предстоит утвердить Правительству России. Льготная ставка предоставляется на 20 кварталов. По гостиницам и другим средства размещения сформулировано сложнее: условия о вводе в эксплуатацию именно начиная с 2022 г. нет, но установлено, что нулевая ставка применяется не позднее 20 кварталов после их ввода в эксплуатацию. То есть если, например, гостиница введена в эксплуатацию в декабре 2020 г., то нулевую ставку можно будет применять лишь 15 кварталов начиная с апреля 2022 г. (исключая 5 кварталов за 2021 – первые 3 месяца 2021 г.).

Организациям, претендующим на нулевую ставку НДС, в любом случае надо будет организовать раздельный учет доходов, облагаемых по нулевой ставке, а значит четко определить, что включается в состав таких услуг.
Право получить в заявительном порядке без банковских гарантий и поручительства возмещение НДС за налоговые периоды 2022 – 2023 гг. предоставляется любым налогоплательщикам, которые соответствуют двум критериям:

  • не находятся в процессе реорганизации или ликвидации;

  • в отношении них не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

При этом сумма возмещения, которое можно получить в заявительном порядке без банковских гарантий и поручительства, не должна превышать совокупную сумму налогов и страховых взносов (без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу и в качестве налогового агента), уплаченную налогоплательщиком за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка возмещения. В части превышения заявительным порядком можно воспользоваться только при условии представления банковской гарантии или поручительства;

Инспекция вправе по согласованию с вышестоящим налоговым органом отказать в возмещении НДС в заявительном порядке, если «имеются сведения, указывающие на возможное нарушение налогоплательщиком, представившим заявление о применении заявительного порядка … положений настоящей главы, связанное с исчислением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (в том числе за предыдущие налоговые периоды)». 

Данная норма является крайне неопределенной. Не ясны ни характер (существенность по сумме) возможного нарушения, ни юридическая сила и порядок оформления сведений о возможном нарушении, ни порядок получения таких сведений инспекцией, ни давность совершения возможного нарушения – ограничена ли она каким-то сроком (например, если 10 лет назад неправомерно были приняты к вычету 10 тыс. руб. – является ли это основанием отказывать сейчас в возмещении). Из текста закона не ясно, обязана ли инспекция раскрывать сведения о возможном нарушении налогоплательщику, может ли налогоплательщик их опровергать и/или обжаловать отказ в возмещении по такому основанию? Конституционность такой неопределенной нормы вызывает у нас серьезные сомнения. 

Налог на прибыль

Для тех организаций IT-отрасли, которые сейчас вправе применять 3-процентную ставку налога на прибыль, на 2022 – 2024 гг. устанавливается нулевая ставка налога на прибыль.

Эта мера поддержки IT-отрасли предусмотрена Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83. Иные налоговые меры поддержки IT-отрасли из этого Указа в законы пока не попали.

В 2022 году не будут включаться в налоговую базу доходы при прощении займов (кредитов), полученных от иностранных организаций и иностранных граждан до 1 марта 2022 г., а также займов (кредитов), права требования по которым уступлены иностранным организациям и гражданам до 1 марта 2022 г.

Вопрос с налогообложением операций по прощению долгов имеет давнюю историю. Когда-то допускалось безналоговое прощение обязательств перед акционерами (участниками), потом это отменили. Сейчас безналоговое прощение долга может вернуться, но уже в новом виде – только когда кредитором является иностранная организация. Плюсом является то, что в предлагаемом варианте уже не важно, какая иностранная организация прощает долг – акционер или другая компания (например, финансовая компания международной группы). Минус в том, что безналоговое прощение распространяется только на займы (кредиты) и не распространяется на прощение займов российскими займодавцами.

Для применения правил «тонкой капитализации» в отношении долговых обязательств, возникших до 1 марта 2022 г., величина контролируемой задолженности в иностранной валюте определяется по курсу Центрального банка на последнюю отчетную дату отчетного периода, однако курс не должен превышать установленный Центральным банком на 1 февраля 2022 г. Таким образом, не должна увеличиться налоговая нагрузка из-за повышения стоимости иностранной валюты.

Точно такие же правила корректировки расчетов «тонкой капитализации» применялись при предыдущем скачке курса иностранных валют в 2014 г. (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 № 32-ФЗ). Поэтому при возникновении практических вопросов по применению предлагаемых нововведений можно опираться на предыдущую практику.

Предоставляется право перейти на уплату ежемесячных платежей по налогу на прибыль организаций исходя из фактической прибыли. Изменение порядка исчисления авансовых платежей должно быть отражено в учетной политике организации. Чтобы воспользоваться этим правом налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода три месяца налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 апреля 2022 года.
Такая же мера была введена в 2020 году, в рамках преодоления последствий пандемии. Отметим, что тем российским организациям, для которых еще сохраняет свою актуальность вопрос о выплате доходов иностранным организациям, следует учесть, что при переходе на ежемесячные платежи, исходя из фактически полученной прибыли, налоговые органы, скорее всего, будут требовать и ежемесячных расчетов о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
Расширяется «безопасный» интервал применяемых процентных ставок по сделкам между взаимозависимыми лицами при учете для целей налогообложения доходов/расходов по долговым обязательствам.

По существу, речь идет о продлении еще на два года (2022 и 2023) тех «безопасных» интервалов, которые ранее были установлены на период 2020 – 2021 годы (например, по займам в рублях между российскими взаимозависимыми организациями налоговые органы не могут ставить под сомнение процентную ставку в интервале от 0 до 180 процентов ставки ЦБ РФ).

В отношении рублевых долговых обязательств перед иностранными взаимозависимыми лицами такой интервал даже увеличен и будет составлять на период 2022-2023 гг. от 0 до 180 процентов ключевой ставки Банка России (до конца 2021 г. было от 75 до 180 процентов ключевой ставки).

Признание доходов/расходов в виде положительных/отрицательных курсовых разниц, возникших соответственно в 2022-2024 и в 2023-2024 годах по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), производится на дату прекращения (исполнения) соответствующих требований (обязательств).

Таким образом, нереализованные курсовые разницы (по итогам налогового (отчетного) периода) не будут влиять на размер налоговых обязательств, формируя «бумажные» убытки и прибыль, обусловленную изменением курса валют. 

НДФЛ

Физические лица освобождаются от уплаты налога с процентных доходов по вкладам в российских банках, полученных в 2021 и 2022 годах.

Одновременно изменяются общие правила налогообложения процентных доходов: необлагаемый процентный доход по вкладам будет равен сумме процентов, рассчитанной как произведение 1 млн рублей и максимального значения ключевой ставки ЦБ РФ из действовавших по состоянию на 1 число каждого месяца в соответствующем году (а не на 1 число года). Данное изменение позволит уменьшить налог к уплате в случае увеличения ключевой ставки Банка России в течение года.

Таким образом, на практике введенная с прошлого года норма пока работать не будет. С учетом текущих обстоятельств принято решение освободить от налогообложения «сверхдоходы» по займам, полученные физическими лицами в 2021 году, что позволит снизить размер налогов, подлежащих уплате в текущем году.
Доходы физических лиц за 2021 и 2023 гг. в виде материальной выгоды не будут облагаться НДФЛ.

Первоначальная редакция законопроекта предусматривала освобождение от налога только материальной выгоды за 2022 – 2023 гг. и только от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными физическими лицами от работодателей.

В отсутствие данного освобождения из-за существенного повышения ключевой ставки ЦБ РФ физические лица, получившие кредит/заем от работодателя на рыночных условиях, должны были уплачивать НДФЛ по ставке 35 % с суммы разницы между ставкой 13,33% (2/3 от ключевой ставки) и процентной ставкой по заключенному ими договору. В отдельных случаях размер подлежащего уплате налога мог достигать 50% и более от суммы выплачиваемых процентов по заемному обязательству.

 Итоговый вариант законопроекта распространил освобождение на доходы за 2021 г., а также освободил материальную выгоду, полученную от приобретения:

  • товаров (работ, услуг) у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;

  • ценных бумаг, производных финансовых инструментов контролирующим лицом у КИК.

Не будут подлежать обложению НДФЛ доходы от получения в 2022 г. в собственность имущества (за исключением денежных средств) и (или) имущественных прав от иностранной организации, в отношении которой налогоплательщик является контролирующим лицом по состоянию на 31 декабря 2021 г., если:
  • имущество (имущественные средства) принадлежали передающей их иностранной организации на 1 марта 2022 г.;
  • налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией представил заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученных имущества (имущественных прав), передающей их иностранной организации и приложением документов о их стоимости по данным учета передающей организации.

При дальнейшей передаче/отчуждении таких объектов в составе расходов налогоплательщика, связанных с их приобретением, будет учитываться сумма, равная стоимости имущества (имущественных прав), определяемой по данным учета передающей иностранной организации.

По сравнению с первоначальной редакцией законопроекта расширен перечень освобождаемых доходов: ранее речь шла только о получении от КИК ценных бумаг российских организаций, долей в уставном капитале российских организаций, паев российских ПИФ, государственных и муниципальных ценных бумаг.

Эту льготу можно считать частью очередного этапа деофшоризации. Отметим, что в отличие от схожих правил пп. 60 и 60.1 ст. 217 НК РФ в этот раз не требуется ликвидировать иностранную организацию, от которой физическое лицо получает объекты.

Вопреки ожиданиям, вводить аналогичное освобождение для доходов российских организаций, безвозмездно получающих имущество и имущественные права от КИК, не стали. 

Налоги на имущество организаций и физических лиц, земельный налог

По налогам на имущество организаций, физических лиц и земельному налогу для определения налоговой базы в 2023 и 2024 гг. кадастровая стоимость объектов не будет превышать ту, которая была установлена по состоянию 1 января 2022 г.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы содействовать внедрению новых правил налогообложения в практику компаний и максимальному использованию предоставленных законодателем возможностей, а также выявлению зон риска, требующих особого внимания.


[1] Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
[2]  https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/v-nalogovyy-kodeks-budut-vneseny-sushchestvenny...
[3]  https://sozd.duma.gov.ru/bill/84984-8

Banner_SNF_Bot.png


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

13.02.2024

Новости недвижимости: границы территориальных зон и населенных пунктов, оформление машино-места и др

В этом выпуске Наталья Стенина - партнер, руководитель практики недвижимости и строительства «Пепеляев Групп», расскажет о главных новостях недвижимости и строительства.

Смотреть

16.04.2024

Ограничения и меры поддержки для бизнеса: дайджест за 1–14 апреля 2024

Проиндексированы пороги ущерба/преступного дохода по ряду экономических преступлений; определен порядок подготовки реше...

15.04.2024

Налоговые споры в арбитражных судах – 2023: горячая десятка

Продолжаем обзоры налоговых тем, которые не дошли до рассмотрения высшими судами, но интересны с точки зрения развития налогового...

15.04.2024

Подтвержденные нотариусом обстоятельства в налоговых спорах

Продолжая тему доказательств в налоговых делах, автор исследует нотариально удостоверенный допрос. О том, какие процессуально-правовые...

15.04.2024

Определение действительного размера налогового обязательства налогоплательщика: кто, как и когда?

КС РФ называет налоговую реконструкцию способом определения действительного размера налогового обязательства (ДРНО) налогоплательщика....