Загрузка...
11.03.2022
7 мин. на чтение

В Налоговый кодекс будут внесены существенные изменения, направленные на поддержку бизнеса в условиях санкций

en
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что 11 марта 2022 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект[1], содержащий комплекс налоговых мер поддержки бизнеса.[2]

Общие меры

В 2022 – 2023 годах пени за нарушение сроков уплаты налогов и сборов организациями будут исчисляться в размере 1/300 ставки ЦБ РФ вне зависимости от длительности просрочки (повышенный размер пени с 31-го дня не применяется).

В переходных положениях законопроекта указано, что новая редакция этих положений НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 9 марта 2022 г. Такая формулировка оставляет открытым вопрос, имеет ли значение для применения новых, «щадящих» правил начисления пени момент возникновения недоимки. Например, значит ли это, что если недоимка возникла до 9 марта 2022 г., то применяются старые правила начисления пени, с повышенным размером после 31-го дня просрочки? Или речь о том, что в любом случае при начислении пени за периоды с 9 марта 2022 г., вне зависимости от даты возникновения недоимки, повышенный размер пени не применяется? Вопрос неоднозначный.

НДС

Устанавливается ставка НДС 0 % на услуги по предоставлению в аренду, пользование или на ином праве объекта туристской индустрии, а также на услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.

Для применения нулевой ставки объекты туристской индустрии должны быть введены в эксплуатацию после 1 января 2022 г. и включены в реестр, порядок ведения которого еще предстоит утвердить Правительству России. Льготная ставка предоставляется на 20 кварталов. По гостиницам и другим средства размещения сформулировано сложнее: условия о вводе в эксплуатацию именно начиная с 2022 г. нет, но установлено, что нулевая ставка применяется не позднее 20 кварталов после их ввода в эксплуатацию. То есть если, например, гостиница введена в эксплуатацию в декабре 2020 г., то нулевую ставку можно будет применять лишь 15 кварталов начиная с апреля 2022 г. (исключая 5 кварталов за 2021 – первые 3 месяца 2021 г.).

Организациям, претендующим на нулевую ставку НДС, в любом случае надо будет организовать раздельный учет доходов, облагаемых по нулевой ставке, а значит четко определить, что включается в состав таких услуг.

Налог на прибыль

Для тех организаций IT-отрасли, которые сейчас вправе применять 3-процентную ставку налога на прибыль, на 2022 – 2024 гг. устанавливается нулевая ставка налога на прибыль.

Эта мера поддержки IT-отрасли предусмотрена Указом Президента РФ от 02.03.2022 № 83. Иные налоговые меры поддержки IT-отрасли из этого Указа в законопроекты пока не попали.

В 2022 году не будут включаться в налоговую базу доходы при прощении займов, полученных от иностранных организаций до 1 марта 2022 г.

Вопрос с налогообложением операций по прощению долгов имеет давнюю историю. Когда-то допускалось безналоговое прощение обязательств перед акционерами (участниками), потом это отменили. Сейчас безналоговое прощение долга может вернуться, но уже в новом виде – только когда кредитором является иностранная организация. Плюсом является то, что в предлагаемом варианте уже не важно, какая иностранная организация прощает долг – акционер или другая компания (например, финансовая компания международной группы). Минус в том, что безналоговое прощение распространяется только на займы (кредиты) и не распространяется на прощение займов российскими займодавцами.
Для применения правил «тонкой капитализации» в отношении долговых обязательств, возникших до 1 марта 2022 г., величина контролируемой задолженности в иностранной валюте определяется по курсу Центрального банка на последнюю отчетную дату отчетного периода, однако курс не должен превышать установленный Центральным банком на 1 февраля 2022 г. Таким образом, не должна увеличиться налоговая нагрузка из-за повышения стоимости иностранной валюты.

Точно такие же правила корректировки расчетов «тонкой капитализации» применялись при предыдущем скачке курса иностранных валют в 2014 г. (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 № 32-ФЗ). Поэтому при возникновении практических вопросов по применению предлагаемых нововведений можно опираться на предыдущую практику.
Предоставляется право перейти на уплату ежемесячных платежей по налогу на прибыль организаций исходя из фактической прибыли. Изменение порядка исчисления авансовых платежей должно быть отражено в учетной политике организации. Чтобы воспользоваться этим правом налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.
Такая же мера была введена в 2020 году в рамках преодоления последствий пандемии. Отметим, что тем российским организациям, для которых еще сохраняет свою актуальность вопрос о выплате доходов иностранным организациям, следует учесть, что при переходе на ежемесячные платежи, исходя из фактически полученной прибыли, налоговые органы, скорее всего, будут требовать и ежемесячных расчетов о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.
Расширяется «безопасный» интервал применяемых процентных ставок по сделкам между взаимозависимыми лицами при учете для целей налогообложения доходов/расходов по долговым обязательствам.

По существу, речь идет о продлении еще на два года (2022 и 2023) тех «безопасных» интервалов, которые ранее были установлены на период 2020 – 2021 годы (например, по займам в рублях между российскими взаимозависимыми организациями налоговые органы не могут ставить под сомнение процентную ставку в интервале от 0 до 180 процентов ставки ЦБ РФ).

Признание доходов/расходов в виде положительных/отрицательных курсовых разниц, возникших соответственно в 2022-2024 и в 2023-2024 годах по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), производится на дату прекращения (исполнения) соответствующих требований (обязательств).

Таким образом, нереализованные курсовые разницы (по итогам налогового (отчетного) периода) не будут влиять на размер налоговых обязательств, формируя «бумажные» убытки и прибыль, обусловленную изменением курса валют. 

НДФЛ

Физические лица освобождаются от уплаты налога с процентных доходов по вкладам в российских банках, полученных в 2021 и 2022 годах.

Одновременно изменяются общие правила налогообложения процентных доходов: необлагаемый процентный доход по вкладам будет равен сумме процентов, рассчитанной как произведение 1 млн рублей и максимального значения ключевой ставки ЦБ РФ из действовавших по состоянию на 1 число каждого месяца в соответствующем году (а не на 1 число года). Данное изменение позволит уменьшить налог к уплате в случае увеличения ключевой ставки Банка России в течение года.

Таким образом, на практике введенная с прошлого года норма пока работать не будет. При этом с учетом текущих обстоятельств Правительство приняло решение освободить от налогообложения «сверхдоходы» по займам, полученные физическими лицами в 2021 году, что позволит снизить размер налогов, подлежащих уплате в текущем году.

Доходы физических лиц за 2022 и 2023 гг. в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными физическими лицами от работодателей, не будут облагаться НДФЛ.

В отсутствие данного освобождения из-за существенного повышения ключевой ставки ЦБ РФ физические лица, получившие кредит/заем от работодателя на рыночных условиях, должны были уплачивать НДФЛ по ставке 35 % с суммы разницы между ставкой 13,33 % (2/3 от ключевой ставки) и процентной ставкой по заключенному ими договору. В отдельных случаях размер подлежащего уплате налога мог достигать 50 % и более от суммы выплачиваемых процентов по заемному обязательству.

Не будут подлежать обложению НДФЛ доходы от получения в 2022 г. в собственность ценных бумаг российских организаций, долей в уставном капитале российских организаций, паев российских ПИФ, государственных и муниципальных ценных бумаг от иностранной организации, в отношении которой налогоплательщик является контролирующим лицом по состоянию на 31 декабря 2021 г., если:

  • ценные бумаги (доли) принадлежали передающей их иностранной организации на 1 марта 2022 г.;

  • налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией представил заявление об освобождении таких доходов от налогообложения с указанием характеристик полученных ценных бумаг (долей), передающей их иностранной организации и приложением документов о стоимости ценных бумаг (долей) по данным учета передающей организации.

При дальнейшей передаче/отчуждении таких объектов в составе расходов налогоплательщика, связанных с их приобретением, будет учитываться сумма, равная стоимости переданных ценных бумаг (долей), определяемой по данным учета передающей иностранной организации.

Эту льготу можно считать частью очередного этапа деофшоризации. Отметим, что в отличие от схожих правил пп. 60 и 60.1 ст. 217 НК РФ в этот раз не требуется ликвидировать иностранную организацию, от которой физическое лицо получает объекты. При подготовке проекта ко второму чтению аналогичное освобождение могут ввести и для доходов российских организаций, получающих объекты от КИК. 

Налог на имущество

По налогу на имущество организаций для определения налоговой базы в 2023 и 2024 гг. кадастровая стоимость объектов недвижимости будет зафиксирована по состоянию на 1 января 2022 г.

При подготовке проекта ко второму чтению аналогичное правило могут ввести также в отношении налога на имущество физических лиц и земельного налога.

О чем подумать, что сделать

Срок внесения поправок к данному законопроекту установлен всего в один день. Можно предположить, что за это время могут появиться уточняющие или даже вводящие совсем новые меры поддержки поправки. Можно предположить, что уже в ближайшие дни закон будет принят, одобрен Советом Федерации, подписан Президентом РФ, опубликован и вступит в силу. Рекомендуем следить за развитием событий и изменениями нормативно-правовой базы.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в налоговом законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем налоговым аспектам, с которыми налогоплательщики сталкиваются в текущей ситуации.


[1] Проект федерального закона «О внесении изменений в пункт 4 статьи 75 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», https://sozd.duma.gov.ru/bill/84984-8
[2] https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/prinyat-zakon-o-nalogovykh-merakh-podderzhki-bi... 

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

27.02.2024

Интервью с Натальей Коваленко - партнером компании «Пепеляев Групп»

Интервью с партнером компании «Пепеляев Групп» Натальей Коваленко

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...