Закрыть
Поиск по сайту
Закрыть

О проекте ФЗ «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности»

23.08.2010
7 мин.
на чтение

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о появлении дополненного проекта Федерального закона «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержащего существенные изменения в области налогообложения.

Первоначальный проект закона был подготовлен еще весной 2010 года, однако в середине июля стала доступна обновленная версия проекта [1], подготовленная, как указывается, с учетом замечаний и дополнений заинтересованных лиц и департаментов.

Поскольку данный проект еще официально не рассмотрен Правительством РФ и не внесен в федеральный законодательный орган, существует значительная вероятность его корректировок [2]. Однако с учетом прозвучавших ранее заявлений высокопоставленных официальных лиц о необходимости разработки специального закона для аэропортов [3] разработка и подготовка такого закона ожидается в самое ближайшее время, при этом не исключено, что за основу будет взят именно рассматриваемый проект.

Обращаясь непосредственно к содержанию проекта, отметим следующее.

Предполагается, что в сферу действия данного закона попадут отношения, возникающие из деятельности гражданской авиации на аэродромах, в аэропортах РФ, а также им будут установлены порядок строительства, открытия, закрытия, регистрации аэродромов и аэропортов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, и основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации на аэродромах и в аэропортах.

Помимо основного содержания закона, т.е. собственно положений, призванных урегулировать те отношения, которые входят в его предмет, данным проектом предлагается внесение изменений в ряд законодательных актов, включая существенные изменения в НК РФ (ст. 73 проекта закона) [4].

Таким образом, Закон (в той редакции, которая доступна к настоящему времени) будет иметь налоговые последствия для участников авиационной отрасли, которые оцениваются нами как существенные. В данный момент сложно оценить, сохранятся ли данные положения в ходе законодательной работы, однако уже сейчас следует проанализировать их потенциал. 

В частности, предусмотрены следующие корректировки действующих норм НК РФ.

1. НДС

Проект закона предусматривает внесение изменений в подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, которым регулируется освобождение от обложения НДС в отношении поименованных в этой норме услуг. Сравнение с действующим регулированием свидетельствует о существенном сужении объема услуг, освобожденных от НДС.

Действующая редакция

Предлагаемые изменения

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

22) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание

22) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по аэронавигационному обслуживанию


Указанное изменение, как видно из сравнительной таблицы, ведет к существенному сужению льготируемой НДС деятельности. Если ранее льготе подлежал широкий перечень услуг, оказываемых в аэропортах и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов (аэронавигационной облуживание было указано в норме НК РФ лишь как пример услуги, включенной в эту категорию), то планируемые изменения ограничивают этот перечень.
При этом практика применения данной льготы в действующей редакции нормы основывалась на обращении к содержанию соответствующих разделов Приказа Минтранса РФ от 02.10.2000 г. № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации», которые позволяли определить относящиеся к данной льготе по НДС услуги.

Предлагаемое изменение данной нормы фактически предполагает, что любые услуги по обслуживанию воздушных судов будут подлежать обложению НДС, за исключением аэронавигационного обслуживания. Иными словами, все услуги, связанные с обслуживанием воздушных судов фактически переводятся на общеустановленный порядок обложения НДС, в качестве исключения оставлены только услуги по аэронавигационному обслуживанию. Это означает, что по таким услугам будет применяться ставка НДС 18 процентов, что скажется, по всей видимости, на удорожании этих услуг даже с учетом установленных в официальном порядке тарифов, а также повлечет необходимость внесения изменений в документооборот.

2. Налог на имущество организаций [5]

Проект закона предусматривает следующее изменение редакции п. 11 ст. 381 НК РФ, который будет устанавливать освобождение от налога на имущество.

Действующая редакция

Предлагаемые изменения

Освобождаются от налогообложения:

11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации

11) организации - в отношении объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, вокзалов, автомобильных дорог общего пользования федерального значения и необщего пользования, морских и речных портов, судоремонтных предприятий всех форм собственности, аэропортов, аэродромов и вертодромов, объектов управления воздушным движением и навигации судоходства, авиационно-космического поиска и спасания, мобилизационного назначения и гражданской обороны, магистральных трубопроводов и линий электропередачи, а также сооружений и оборудования, являющихся неотъемлемой частью указанных объектов и используемых для обеспечения соответствующих технологических процессов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам (оборудованию) утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено законом

Таким образом, действующая норма существенно дополнена как «авиационными объектами» – аэропортами, аэродромами и вертодромами, объектами управления воздушным движением, так и указанием на иные объекты, ранее не поименованные в данной норме, что свидетельствует не только о конкретизации данной нормы, но и о расширении объектов, по которым можно применять указанную льготу.

Отметим, что скорректировано и положение о том, в каком порядке должен быть утвержден перечень имущества, относящегося к поименованным в данной норме объектам: если ранее такой перечень подлежал утверждению исключительно Правительством РФ, то согласно предлагаемой редакции это может быть сделано в ином порядке, который будет специально установлен законом.
Данная льгота предполагается к установлению на федеральном уровне (путем внесения соответствующего изменения в НК РФ), однако уже сейчас региональное законодательство содержит существенные льготы в отношении налога на имущество для предприятий авиаотрасли (см. прилагаемую таблицу). С учетом этого обстоятельства, целесообразность закрепления «общефедеральной» льготы представляется сомнительной.

3. Земельный налог

В порядке, аналогичному льготе по налогу на имущество организаций, предусматривается и льгота по земельному налогу, путем изменения редакции п. 2 ст. 395 НК РФ. Предлагается следующее:

Действующая редакция

Предлагаемые изменения

Освобождаются от налогообложения:

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования

2) организации – в отношении земельных участков, занятых железнодорожными путями общего и необщего пользования, вокзалами, автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и необщего пользования, морскими и речными портами, судоремонтных предприятий всех форм собственности, аэропортами, аэродромами и вертодромами, объектами управления воздушным движением и навигации судоходства, авиационно-космического поиска м спасания, мобилизационного назначения и гражданской обороны, оборудованием или сооружениями, являющимися неотъемлемой технологической частью указанных объектов, магистральными трубопроводами и линиями электропередачи, полосы отвода (кроме земельных участков под объекты дорожного сервиса), придорожные полосы, охранные, санитарно-защитные, контролируемые и иные зоны с особыми условиями использования земель в соответствии с земельным законодательством, а также зарезервированные в соответствии с федеральными законами земельные участки в целях создания условий для строительства, реконструкции и развития объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта, иные земельные участки, относящиеся к федеральной региональной и муниципальной собственности

Как видно из сравнения действующего и предлагаемого регулирования, льгота будет в целом корректироваться в порядке, аналогичном освобождению от налога на имущество, а именно путем расширения за счет «авиационных» и неавиационных объектов, которые ранее не были поименованы в данной норме. Это приведет к расширению возможностей применения указанной льготы.

Таким образом, предварительный проект закона содержит положения, которые приведут к существенным налоговым последствиям для участников авиаотрасли (в особенности применительно к НДС). Дальнейшая работа над проектом покажет, насколько кардинальными в итоге окажутся изменения налоговой части.

Представляется, что с учетом существенного расширения льгот по налогу на имущество и земельному налогу (что повлечет значительное снижение поступлений в соответствующие бюджеты), официальная позиция в отношении проекта в той редакции, которая предложена сейчас, будет отрицательной. Одновременно с этим в отношении НДС, напротив, будет наблюдаться сужение применения льготы. Таким образом, разнонаправленные и противоречивые по своему характеру изменения будут влиять на формирование официальной позиции по данному закону.

Специалисты компании «Пепеляев Групп» будут следить за развитием событий в отношении данного законопроекта и информировать участников авиационного рынка.

Смотреть специальные положения об освобождении от налогообложения (налоговых льготах) для предприятий авиационной сферы (по налогу на имущество)


[1] http://www.aex.ru/docs/8/2010/7/13/1085/

[2] В особенности с учетом того, что, как известно из общедоступных источников, редакция подготовленного проекта вызывает серьезные замечания у специалистов авиаотрасли, что, очевидно, повлечет дальнейшие существенные корректировки проекта.

[3] 7 июля 2010 г Председатель Правительства РФ в ходе совещания по вопросам строительства и реконструкции аэропортов в Российской Федерации особо отметил, что «требуется и закон об аэропортах и аэропортовой деятельности» (http://www.government.ru/docs/11315/)

[4] 7 июля 2010 г Председатель Правительства РФ в ходе совещания по вопросам строительства и реконструкции аэропортов в Российской Федерации особо отметил, что «требуется и закон об аэропортах и аэропортовой деятельности» (http://www.government.ru/docs/11315/)

[5] См. в отношении налога на имущество также проект № 305257-5, также содержащий льготу по данному налогу (предполагается новая редакция п. 6 ст. 376 НК РФ). Напомним, что названный проект был принят Государственной Думой в первом чтении, о чем ранее сообщала компания «Пепеляев Групп». Таким образом, в последующем предстоит согласовать данные положения между собой.


Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:  

в Москве – к Андрею Никонову, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по a.nikonov@pgplaw.ru; Даниилу Крымскому, Младшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по d.krymskiy@pgplaw.ru

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по s.sosnovsky@pgplaw.ru

Возврат к списку

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

18.10.2021
Конституционный Суд РФ принял жалобу, подготовленную специалистами «Пепеляев Гру...
01.10.2021
Константин Шарловский принял участие в Партнеринге «Лекарства России – к междисц...
17.09.2021
Юристы «Пепеляев Групп» успешно защитили интересы пациентки в суде по делу, связ...
26.08.2021
Александр Кузнецов – автор монографии «Реорганизация хозяйственных обществ: граж...
19.08.2021
«Пепеляев Групп» усиливает судебную практику в сфере корпоративных споров
28.07.2021
«Пепеляев Групп» усиливает свои позиции в области энергетики
28.07.2021
Рекомендации от ФПА РФ: как обезопасить себя от действий мошенников, прикрывающи...
18.06.2021
Прецедентный проект «Пепеляев Групп»: Верховный Суд впервые рассмотрел дело о во...

Вход | Регистрация

E-mail

Click here to subscribe our English newsletters