Загрузка...

Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России, устанавливающий новые требования к системе внутреннего контроля компании на налоговом мониторинге. На подходе регистрация других приказов службы в сфере мониторинга

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Минюст России зарегистрировал Приказ ФНС России № 518[1], которым определены новые требования к системе внутреннего контроля компании на налоговом мониторинге. В ближайшем будущем ожидается регистрация Минюстом России и других приказов Службы в сфере мониторинга: № 476[2], № 477[3], № 478[4].

В Приказе № 518 указано, что он вступает в силу по истечении 10 дней со дня официальной публикации (состоялась 28.07.2021), о датах вступления в силу других приказов Службы станет известно после их регистрации Минюстом России.

В связи со вступлением в силу перечисленных приказов ФНС России прежние приказы Службы о налоговом мониторинге (Приказ № 323[5], Приказ № 509[6]) утратят силу.

Также принятие новых приказов означает, что формы и форматы документов, ранее рекомендованные для использования Письмом ФНС России от 31.08.2020[7], станут неактуальными.

Приказы во многом развивают положения вступившего в силу с 1 июля 2021 г. Закона № 470-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в нормы НК РФ, регламентирующие налоговый мониторинг[8].

В настоящем алерте мы рассмотрели те положения каждого из новых приказов ФНС России, которые посчитали наиболее значимыми. При этом не исключено, что положения еще незарегистрированных Минюстом России приказов № 476, № 477, № 478 будут несколько изменены в «финальной» (зарегистрированной) версии.

I. Новые требования к системе внутреннего контроля (Приказ № 518)

По структуре и в тех частях, которые не посвящены описанию приложений, новые требования к системе внутреннего контроля компании на мониторинге (далее – СВК) во многом повторяют требования, утв. Приказом № 509.

Напротив, приложения к требованиям к СВК подверглись значительным корректировкам относительно Приказа № 509. Без изменений в новые требования к СВК перенесены только две формы: форма, определяющая зависимость объема представляемых в рамках мониторинга первичных документов от уровня организации СВК (приложение № 13) и форма для описания мероприятий по совершенствованию СВК (приложение № 16).

В части остальных приложений нововведения можно разделить на три блока.
  • Изменение содержания приложений
    В новых требованиях к СВК существенно изменены формы, по которым компания на мониторинге раскрывает сведения о рисках (приложения № 1, 7), контрольных процедурах (приложения № 5, 7), результатах выполнения контрольных процедур (приложение № 9), об организации СВК (приложение № 18).
    Некоторые поправки внесены в приложения, описывающие компоненты СВК (приложение № 11), уровни организации СВК (приложение № 12), а также форму раскрытия информации об уровне СВК (приложение № 14).

  • Исключение приложений
    Согласно новым требованиям к СВК компания на мониторинге больше не должна представлять налоговому органу форму, содержащую результаты анализа выполненных контрольных процедур.

  • Появление новых приложений
    В соответствии с новыми требованиями к СВК компания должна будет представлять отдельную форму в отношении рисков по нетипичным, специфическим сделкам (операциям) и крупным сделкам (операциям) (приложение № 3).
    Принимая во внимание изменения в форме общего реестра рисков (приложение № 1) и содержание указанной формы по отдельным сделкам (операциям), в новых приложениях к требованиям к СВК определены обновленный перечень направлений выявления рисков (приложение № 20), перечень областей риска (приложение № 21), коды и сокращенные наименования налогов (сборов, страховых взносов) (приложение № 22), перечень видов сделок (операций) (приложение № 23).
    Также в виде новых приложений закреплены форматы предоставления сведений об СВК: данные об СВК компания будет направлять налоговому органу в виде XML файлов (приложения № 2, 4, 6, 8, 10, 15, 17, 19). Следствием использования таких машиночитаемых форматов является изменение порядка заполнения форм отчетности об СВК: теперь формы по большей части будут заполняться с использованием установленных требованиями к СВК кодов (цифровых или буквенных), а не в текстовом виде.
Ниже подробнее проанализированы некоторые из нововведений.

1. Раскрытие информации о рисках (приложения № 1, 3)

Новые требования к СВК предполагают, что компания на налоговом мониторинге будет раскрывать инспекции сведения о рисках по двум формам.

Первая форма – общий реестр рисков (приложение № 1) значительно отличается от реестра рисков, утв. Приказом № 509.

К примеру, в новой форме нужно будет указывать область риска[9], категорию риска (общий или отраслевой), сведения о коде вида экономической деятельности (ОКВЭД), к которой относится риск. Вместо связанного с риском законодательства компании предлагается указывать налог (сбор, взнос), которого касается риск, и соответствующую норму НК РФ (с разбивкой вплоть до абзаца). Вероятность возникновения риска должна будет оцениваться по пятибалльной шкале (от очень низкой (менее 15,1%) до очень высокой (85,1% и более).

С другой стороны, из новой формы исключены такие графы как операция (группа операций), с которой связан риск, источник риска, частота возникновения риска в прошлом, соотношение уровня риска с границей приемлемости.

В общем реестре рисков также, как и ранее, каждому риску необходимо будет присвоить направление выявления риска (НВР). Однако сам перечень НВР изменился (приложение № 20). Все НВР теперь распределены:
  • по двум разделам. Раздел I «Направления выявления риска по видам деятельности организации», по сути, представляет собой расширенный в несколько раз перечень НВР из п. 7.7.1 требований к СВК, утв. Приказом № 509, а раздел II «Направления выявления рисков по ведению учета и формированию отчетности» практически полностью соответствует НВР из п. 7.7.2-7.7.7.6 прежних требований к СВК;
  • по двум уровням, каждому из которых присвоена своя кодировка для включения в реестр рисков. Уровень 1 содержит общую характеристику соответствующего НВР (во многом совпадает с наименованиями п. 7.7.1-7.7.6 требований к СВК, утв. Приказом № 509), а уровень 2 – детальную (по большей части соответствует содержанию п. 7.7.1-7.7.6 требований к СВК, утв. Приказом № 509).
Во второй форме по рискам (приложение № 3) компания должна будет отражать риски по нетипичным сделкам (операциям) (т.е. сделкам (операциям), код ОКВЭД по которым не относится к кодам ОКВЭД, присвоенным компании) и крупным сделкам (операциям), соответствующим критериям, определенным в ст. 78 Закона об акционерных обществах[10] (ст. 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью[11]).

В отношении каждой сделки (операции) должна быть указана подробная информация о контрагенте компании, а также реквизиты соответствующего договора и суммы сделки (операции) (при наличии).

Риски, указанные в реестре рисков по отдельным сделкам (операциям), также должны быть отражены в общем реестре рисков.

Требования к СВК, утв. Приказом № 509, не предусматривали предоставления реестра рисков по отдельным сделкам (операциям).

В первоначальных версиях проекта новых требований к СВК предполагалось, что графы, содержащиеся в соответствии с новыми требованиями к СВК в общем реестре рисков и реестре рисков по отдельным сделкам (операциям), будут составлять единую форму.

В итоге регулятором было принято решение обязать компании на мониторинге представлять два отдельных реестра рисков.

2. Раскрытие информации о контрольных процедурах (приложения № 5, 9)

Объем новой формы о контрольных процедурах (приложение № 5) сопоставим с объемом аналогичной формы, утв. Приказом № 509. Однако содержание формы изменено.

В частности, в реестре контрольных процедур необходимо будет указывать уровень контроля соответствующей процедуры: в отношении всех объектов или только выбранных по критериям. Дополнительное внимание в реестре уделено сведениям об информационных системах компании, в которых выполняются контроли: отдельные графы предусмотрены для кода информационной системы[12] и для указания данных о том, имеется ли в информационной системе функция автоматической записи результатов контроля.

С другой стороны, из новой формы исключили ряд сведений, которые компании на мониторинге представляли ранее: направление выявления риска, степень значимости контрольной процедуры, должность исполнителя и внутренние документы, регламентирующие проведение контроля.

В отчет о результатах выполнения контрольных процедур (приложение № 9) добавлены графы об общем числе и числе проверенных компанией за квартал операций, первичных учетных документов и договоров. В свою очередь, из этой формы исключена графа о документах, подтверждающих проведение контроля (видимо, поскольку аналогичные сведения должны указываться в реестре контролей).

В отличие от требований к СВК, утв. Приказом № 509, новые требования к СВК не предусматривает обязанность участника мониторинга представлять форму по анализу контрольных процедур.

3. Матрица рисков и контрольных процедур (приложение № 7)

Новые требования к СВК сохраняют за компаниями на мониторинге обязанность ежеквартально представлять налоговому органу матрицу рисков и контрольных процедур (в первоначальной версии проекта новых требований к СВК эта форма отсутствовала).

В новой форме матрицы компании нужно будет указать только коды соответствующих рисков и контрольных процедур, а также их наименования (напомним, что в соответствии с Приказом № 509 в матрице рисков помимо наименования риска и кода контрольной процедуры указывались также вид налога и код строки декларации, к которым относятся риск и контроль, направление выявления риска).

4. Оценка уровня организации СВК (приложения № 11, 12, 14)

В форме, по которой компания на мониторинге отчитывается об уровне организации СВК (приложение № 14), осталось только две графы для заполнения: максимальное и фактически набранное количество баллов по критериям оценки СВК (согласно Приказу № 509 в данной форме также нужно было указывать уровень СВК и ссылку на организационно-распорядительный документ по каждому критерию оценки СВК).

По результатам оценки компания в новой форме должна отразить итоговое количество набранных баллов и соответствующий уровень организации СВК.

Некоторые поправки (во многом их можно назвать «редакторскими») внесены в приложения, описывающие компоненты СВК (приложение № 11) и уровни организации СВК (приложение № 12). Например, компонент СВК «Выявление и оценка организацией рисков» в новых требованиях к СВК называется «Система управления рисками», вместо критерия оценки информационных систем компании «Наличие контролей, выполняемых в режиме реального времени» используется критерий «Наличие контролей, выполняемых превентивно».

5. Раскрытие информации об организации СВК (приложение № 18)

В информации об организации СВК компания раскрывает налоговому органу общие данные о функционирующей системе внутреннего контроля: о контрольной среде, системе управления рисками, контрольных процедурах, информационных системах и мониторинге СВК.

Новые требования к СВК оставляют структуру разделов информации об СВК в целом без существенных изменений.

Единственный раздел, структура которого сильно переработана – раздел об информационных системах компании. В нем вместо шести пунктов (согласно Приказу № 509) остается только два: информация о порядке проведения аудита информационных систем и описание применяемых стандартов и правил в области информационной безопасности. Кроме того, в раздел о мониторинге СВК добавляется новый пункт – проверочный лист для оценки организацией уровня зрелости СВК.

Основные изменения касаются вида, в котором должна направляться информация об организации СВК, и наполнения разделов.
Новые требования к СВК предполагают, что компания будет представлять эту форму не в текстовом, как в соответствии с Приказом № 509, а в табличном виде. Содержание таблиц приведено в приложениях к информации об организации СВК. Тем самым, для подготовки информации об СВК компании нужно будет заполнить соответствующие ячейки таблиц.

Ранее табличная форма представления информации об организации СВК в качестве рекомендуемой для использования была направлена письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@. Однако эта форма существенно отличается от формы в новых требованиях к СВК.

Большой интерес вызывает новый пункт информации об организации СВК – проверочный лист для оценки уровня СВК. Данный лист представляет собой опросник, состоящий из 55 вопросов по всем пяти компонентам СВК, на которые компания должна ответить утвердительно или отрицательно с указанием информации о периодичности и реквизитах внутренних документов.

Полагаем, что данный лист может использоваться компаниями для самоконтроля и проверки уровня зрелости своей СВК и, корме того, будет наглядно демонстрировать налоговому органу состояние СВК компании.

Развернуть

II. Новые формы и форматы документов для проведения налогового мониторинга (Приказ № 476)

Приказом № 476 утверждено 13 форм документов, применяемых налогоплательщиками и налоговыми органами при вступлении и нахождении на налоговом мониторинге. Большинство этих форм уже были предусмотрены Приказом № 323 и (или) письмом ФНС от 31.08.2020. Однако некоторые формы в них отсутствовали.

1. Доработанные формы документов

1.1. Перечисленные ниже формы документов в Приказе № 476 во многом повторяют формы, ранее рекомендованные письмом ФНС России от 31.08.2020:
  • формы заявления о проведении налогового мониторинга и уведомления об отзыве такого заявления (приложения № 1, 3);
  • форма заявления об отказе в проведении налогового мониторинга (приложение № 5);
  • форма регламента информационного взаимодействия (РИВ), требования к нему (приложения № 7, 8);
  • форма информации об организациях, о физических лицах, которые участвуют в организации, вступающей в мониторинг (приложение № 10);
  • форма учетной политики (приложение № 12).
К примеру, также, как и письмо ФНС России от 31.08.2020, Приказ № 476 предусматривает, что компания должна заполнить специальную форму, в которой отражаются данные из учетной политики для целей налогообложения (приложение № 12).

Среди прочего в этой форме указывается информация о видах деятельности компании, наличии у нее обособленных подразделений, данные о лицах, ответственных за ведение учета для целей налогообложения (бухгалтерия компании, общий центр обслуживания или аутсорсинг), способе ведения налогового учета (параллельно с бухгалтерским учетом, наличие разработанных регистров налогового учета), отдельные сведения касательно уплаты НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на имущество и НДПИ.

В качестве приложения к данной форме компания должна представить в налоговый орган свою учетную политику.

РИВ (приложение № 7) в соответствии с Приказом № 476 заполняется в табличном виде (всего предусмотрено 19 таблиц) и состоит из четырех глав: порядок информационного взаимодействия с налоговым органом; порядок раскрытия информации о налоговой отчетности; информация о системе внутреннего контроля; порядок внесения изменений в РИВ.

Особое внимание в РИВ уделено данным об информационных системах, используемых компанией на мониторинге. В частности, необходимо будет указывать вид информационной системы (например, система планирования производства, система бухгалтерского и налогового учета, система формирования налоговой отчетности, система представления отчетности в налоговый орган), информацию о наличии в системе персональных данных, о предоставлении к ней доступа налоговому органу и порядке такого доступа, о функциональных возможностях информационной системы и т.д.

Письмом ФНС России от 31.08.2020 компаниям на мониторинге предлагалось также представлять информацию о:

  • разницах, возникающих между бухгалтерской и налоговой прибылью (убытком), образовавшихся в результате различных правил признания доходов и расходов;
  • расчете удельного веса обособленных подразделений;
  • расшифровке доходов и расходов по ОКВЭД по данным бухгалтерского учета;
  • сопоставлении операций по бухгалтерскому учету с показателями для целей исчисления НДС;
  • структуре взаимосвязей внутри группы компаний.

При этом формы, по которым такая информация должна была представляться в налоговый орган, к письму ФНС России от 31.08.2020 приложены не были. Приказ № 476 уже не требует от компаний направлять соответствующую информацию. Вместе с тем, вполне вероятно, что обязанность предоставлять указанные данные (или некоторые из них) будет возложена на компании на мониторинге в соответствии с готовящимся Приказом ФНС России, который будет содержать требования к информационным системам таких компаний.


1.2. Формы решений о проведении налогового мониторинга (приложение № 14) и об отказе в проведении мониторинга (приложение № 15) в целом повторяют аналогичные формы в Приказе № 323.

2. Новые формы документов

Согласно вступившим в силу с 01.07.2021 изменениям в разд. V.2 НК РФ о налоговом мониторинге:
  • у налогового органа появилась возможность продлить срок проведения налогового мониторинга в связи с представлением компанией уточненной декларации (расчета) за период проведения мониторинга в году, за который мониторинг уже не проводится (п. 5 ст. 105.26 НК РФ);
  • до момента досрочного прекращения налогового мониторинга инспекция должна направить компании уведомление о наличии оснований для такого прекращения, т.е. введена двухэтапная процедура прекращения мониторинга (п. 1.1, п. 2 ст. 105.28 НК РФ).
С учетом этих изменений Приказом № 476 утверждены:
  • форма решения налогового органа о продлении срока проведения налогового мониторинга (приложение № 16);
  • форма уведомления о наличии оснований для досрочного прекращения мониторинга (приложение № 17), направляемого налоговым органом в адрес компании на мониторинге при возникновении соответствующих обстоятельств;
  • формы уведомлений об устранении обстоятельств, являющихся основанием для досрочного прекращения мониторинга (приложение № 18), и об отсутствии оснований для досрочного прекращения мониторинга (приложение № 21), которые компания может направить налоговому органу в ответ на получение указанного выше уведомления.
Также отмеченные поправки в НК РФ повлияли на форму решения о досрочном прекращении мониторинга (приложение № 20): теперь налоговый орган должен отразить в нем результаты рассмотрения документов, полученных от налогоплательщика в ответ на уведомление о наличии оснований для досрочного прекращения мониторинга[13].

В одной из версий проекта Приказа № 476 содержались формы плана-графика по переходу группы компаний на налоговый мониторинг и дорожной карты по подготовке компании к переходу на мониторинг вместе с форматом их предоставления и порядком заполнения. Эти приложения отсутствовали в Приказе № 323, а форма дорожной карты, например, была предусмотрена только письмом ФНС России от 07.05.2019 № ЕД-4-15/8599@.

Тем самым на этапе разработки Приказа № 476 предполагалось «перенести» соответствующие формы на уровень подзаконного акта.

Однако в принятую редакцию Приказа № 476 ни план-график, ни дорожная карта включены не были. Примечательно при этом, что формы этих документов, порядок их заполнения и формат предоставления в качестве рекомендованных для использования были направлены письмом ФНС России от 01.06.2021 № СД-4-23/7614@.

3. Форматы представления документов

В соответствии с Приказом № 476 компания должна предоставлять документы в адрес инспекции в формате XML (исключением является учетная политика для целей налогообложения, для которой также установлен формат PDF/A3).

Развернуть

III. Новые формы и форматы документов, относящихся к мотивированному мнению налогового органа (Приказ № 477)

Приказ № 323 содержал пять приложений, касающихся мотивированного мнения налогового органа: форму запроса о представлении мотивированного мнения, форму самого мотивированного мнения и требования к его составлению, формы уведомлений о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений и об изменении (оставлении без изменения) мотивированного мнения налогового органа по итогам взаимосогласительной процедуры.

Приказ № 477 изменил эти приложения и, кроме того, добавил ряд новых.

1. Доработанные формы документов

1.1. К примеру, в соответствии с Приказом № 477 в запросе о предоставлении мотивированного мнения налогового органа (приложение № 2) компания на мониторинге должна будет подробнее раскрывать данные о сделке (операции), в связи с совершением которой запрашивается мотивированное мнение.

В форму запроса добавлены сведения о предмете, цене (сумме), датах отражения сделки (операции) в налоговом и бухгалтерском учетах. Также дана подробная расшифровка строки «иная информация» о сделке (операции): в ней, если применимо, указываются, в том числе, данные о способах обеспечения исполнения обязательств, сведения о сроках и способах осуществления платежей, информация об источниках финансирования сделки и т.д. (любые обстоятельства, влияющие на формирование налоговой базы по сделке).

Касательно контрагента-организации в запросе компании необходимо будет отразить ИНН, КПП, сведения о регистрации, основной вид деятельности, характер взаимоотношений, признак взаимозависимости. Аналогичные сведения нужно отметить в отношении контрагента-физического лица.

1.2. Приказ № 323 предполагал, что позиция налогового органа в мотивированном мнении излагается в текстовом виде, т.е., по сути, так же, как в акте или решении по итогам проведенной налоговой проверки.

Новая форма мотивированного мнения (приложение № 4) предусматривает табличный вид для описательной и итоговой частей позиции налогового органа.

В таблице-описательной части мотивированного мнения отражаются, в частности, код ОКВЭД компании на мониторинге, наименование налога (сбора, взносов) и норма НК РФ, по которым составлено мотивированное мнение, сама позиция налогового органа.

В таблице-итоговой части мотивированного мнения указываются, среди прочего, код налогового документа (КНД), налог (сбор, взносы), в отношении которого составлено мотивированное мнение, период, за который исчислена сумма налога (сбора, взносов), сведения о том, подлежит ли налог (сбор, взносы) доплате или уменьшению с учетом мотивированного мнения, сумма соответствующего налога (сбора, взносов).

Как отмечала на одном из вебинаров начальник Управления налогового мониторинга ФНС России М.А. Крашенинникова, позиции, отраженные в мотивированных мнениях, связываются на стороне налоговых органов с формируемой общей библиотекой рисков. Действия Службы направлены на формирование единой методологической базы по спорным вопросам, которые рассматриваются в рамках составления мотивированных мнений.

2. Новые формы документов

К новым формам документов, утвержденным Приказом № 477, относятся:
  • уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения (приложение № 1).
    Причиной появления данной формы стало то, что с 01.07.2021 налоговый орган до момента составления мотивированного мнения по собственной инициативе должен направить компании уведомление о наличии оснований для такого мнения. В уведомлении инспекция должна указать документально подтвержденные факты, свидетельствующие о неправильной уплате налогов, а также свои выводы и предложения по устранению нарушений. Участник мониторинга может представить пояснения на это уведомление или внести необходимые исправления. Мотивированное мнение составляется инспекцией, если с учетом представленных пояснений налоговый орган решит, что компания неправильно уплатила налоги (сборы, взносы) (п. 2.1. ст. 105.29 НК РФ).
    Напомним, что до вступления в силу Закона № 470-ФЗ налоговый орган при наличии соответствующих обстоятельств сразу мог направить компании мотивированное мнение.

  • решение о продлении срока направления мотивированного мнения (приложение № 3).
    Срок подготовки мотивированного мнения по запросу компании – один месяц (п. 5 ст. 105.30 НК РФ). НК РФ (как до, так и после внесения поправок Законом № 470-ФЗ) предусматривает возможность продления этого срока, но не более, чем на один месяц (п. 5 ст. 105.30 НК РФ).
    При этом до принятия Приказа № 477 форма соответствующего решения инспекции на уровне приказа налоговой службы отсутствовала.

  • уведомление о согласии с мотивированным мнением (приложение № 5);

  • разногласия на мотивированное мнение (приложение № 6);

  • уведомление о согласии (несогласии) с мотивированным мнением по результатам взаимосогласительной процедуры (приложение № 7).
Последние три перечисленных документа – формы, в которых выражается реакция компании на полученное мотивированное мнение: компания может согласиться с мотивированным мнением (п. 6 ст. 105.30 НК РФ), может, напротив, не согласиться и подать разногласия в налоговый орган (п. 8 ст. 105.30 НК РФ), по итогам рассмотрения разногласий – согласиться или нет с результатами рассмотрения (п. 5 ст. 105.31 НК РФ).

Эти действия компании на мониторинге могли осуществлять и до вступления в силу Закона № 470-ФЗ, однако форм документов для таких действий на уровне приказа ФНС России не было.

В уведомлениях о согласии с мотивированным мнением, согласии (несогласии) с мотивированным мнением по результатам взаимосогласительной процедуры по аналогии с формой мотивированного мнения содержится табличная часть, в которой компания отражает данные о сумме налога (сбора, взносов) к доплате (уменьшению) с учетом мотивированного мнения.

3. Форматы представления документов

Приказ № 477, также, как приказы № 518 и № 476, предусматривает XML формат представления компанией документов в налоговый орган и отказ от бумажного документооборота между компанией на мониторинге и инспекцией. 
Развернуть

IV. Формы и форматы документов для применения заявительного порядка возмещения НДС (акциза) (Приказ № 478)

Закон № 470-ФЗ предоставил компании на мониторинге право возмещать НДС (акциз) в заявительном порядке по декларациям, представленным за периоды после 01.07.2021 (подп. 6 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, подп. 10 п. 1 ст. 203.1 НК РФ). Для этого компания не позднее двух месяцев со дня подачи декларации с суммой налога к возмещению должна сообщить инспекции о своем желании применять заявительный порядок возмещения налога (акциза) (п. 7 ст. 176.1 НК РФ, п. 2 ст. 203.1 НК РФ).

Правомерность возмещения налога (акциза) проверяется в рамках мониторинга без назначения камеральной налоговой проверки. Для проведения проверки декларации по НДС с суммой к возмещению налоговые органы дополнительно получили право проводить осмотр территории (помещений, документов и предметов) компании на мониторинге (подп. 3 п. 1 ст. 92 НК РФ в ред. Закона № 470-ФЗ).

Утвержденные Приказом № 478 формы документов (заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС (акциза) при проведении мониторинга; решения о возмещении (об отказе в возмещении) суммы НДС (акциза); решения об отмене решения о возмещении суммы НДС (акциза); постановление об осмотре территории (помещений, документов, предметов) и т.д.) приняты в развитие перечисленных законодательных изменений.

Из всех предусмотренных Приказом № 478 форм документов только одна предназначена для представления компанией в налоговый орган – форма заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС (акциза) при проведении налогового мониторинга (приложение № 9).
В заявлении компания должна отразить, в том числе, банковские реквизиты для перечисления сумм возмещения, вид возмещаемого налога (НДС или акциз), форму возмещения (возврат, зачет), сумму возмещения. Заявление представляется в налоговый орган в формате XML.

Развернуть

О чем подумать, что сделать

В 2021 году правовое регулирование налогового мониторинга претерпело колоссальные изменения. Были как внесены поправки в нормы НК РФ, регламентирующие эту форму контроля, так и приняты новые подзаконные акты в данной сфере, заменившие ранее применявшиеся приказы ФНС России.

С высокой степенью вероятности правовое регулирование мониторинга продолжит изменяться и в самом ближайшем будущем (например, планируется принятие приказа ФНС России с требованиями к информационным системам компаний на мониторинге).
ФНС России неоднократно отмечала, что уже давно готова принимать документы от компаний, вступающих в мониторинг с 2022 г., по новым формам и форматам, а также обращала внимание, что планирует выпустить разъяснения касательно начала применения новых форм и форматов документов.

Безусловно, компаниям, как только планирующим переходить на мониторинг, так и уже находящимся на этой форме контроля, крайне важно внимательно ознакомиться с новой регуляторной базой, чтобы понимать изменившийся порядок вступления и нахождения на налоговом мониторинге.

Помощь консультанта

Команда «Пепеляев Групп» предлагает помощь в консультировании по различным вопросам, связанным со вступлением в мониторинг и нахождением на этой форме контроля.

В частности, мы предлагаем: диагностику имеющейся системы управления рисками и внутреннего контроля и выработку рекомендаций по ее доработке с учетом актуальных требований ФНС России; подготовку документов для вступления в налоговый мониторинг и сопровождение компании при переходе на мониторинг; анализ необходимости доработки уже используемых участником мониторинга документов с учетом изменений в правовом регулировании. 


[1] Приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля».

[2] Приказ ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

[3] Приказ ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/477@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при составлении мотивированного мнения налогового органа в электронной форме, а также формы мотивированного мнения налогового органа и требований к его составлению и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@».

[4] Приказ ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/478@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость (акциза) при проведении налогового мониторинга, а также формы и формата представления заявления о применении заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (акциза) в электронной форме».

[5] Приказ ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

[6] Приказ ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

[7] Письмо ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@ «О возможности представления заявления о проведении налогового мониторинга и приложений к нему в электронной форме по ТКС».

[8] Федеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах».

[9] Занижение доходов, занижение налоговой базы, неправомерное применение льготы и т.д. (всего приложением № 21 к новым требованиям к СВК предусмотрено 15 областей риска).

[10] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[11] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[12] Порядок присвоения компанией кодов своим информационным системам определен в п. 11.2 требований к СВК. Код информационной системы включает в себя ИНН компании и зависит от ряда характеристик этой системы, в том числе: от функционала системы, от того, предоставляется ли налоговому органу доступ к этой системе, обрабатываются ли в ней персональные данные, данные других организаций и т.п.

[13] В Приказе № 323 аналогичный документ назывался уведомлением о досрочном прекращении налогового мониторинга, поскольку до 1 июля 2021 г. процедура прекращения мониторинга была «одноэтапной».

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке