Загрузка...
03.08.2021
21 мин. на чтение

Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России, устанавливающий новые требования к системе внутреннего контроля компании на налоговом мониторинге. На подходе регистрация других приказов службы в сфере мониторинга

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Минюст России зарегистрировал Приказ ФНС России № 518[1], которым определены новые требования к системе внутреннего контроля компании на налоговом мониторинге. В ближайшем будущем ожидается регистрация Минюстом России и других приказов Службы в сфере мониторинга: № 476[2], № 477[3], № 478[4].

В Приказе № 518 указано, что он вступает в силу по истечении 10 дней со дня официальной публикации (состоялась 28.07.2021), о датах вступления в силу других приказов Службы станет известно после их регистрации Минюстом России.

В связи со вступлением в силу перечисленных приказов ФНС России прежние приказы Службы о налоговом мониторинге (Приказ № 323[5], Приказ № 509[6]) утратят силу.

Также принятие новых приказов означает, что формы и форматы документов, ранее рекомендованные для использования Письмом ФНС России от 31.08.2020[7], станут неактуальными.

Приказы во многом развивают положения вступившего в силу с 1 июля 2021 г. Закона № 470-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в нормы НК РФ, регламентирующие налоговый мониторинг[8].

В настоящем алерте мы рассмотрели те положения каждого из новых приказов ФНС России, которые посчитали наиболее значимыми. При этом не исключено, что положения еще незарегистрированных Минюстом России приказов № 476, № 477, № 478 будут несколько изменены в «финальной» (зарегистрированной) версии.

I. Новые требования к системе внутреннего контроля (Приказ № 518)

По структуре и в тех частях, которые не посвящены описанию приложений, новые требования к системе внутреннего контроля компании на мониторинге (далее – СВК) во многом повторяют требования, утв. Приказом № 509.

Напротив, приложения к требованиям к СВК подверглись значительным корректировкам относительно Приказа № 509. Без изменений в новые требования к СВК перенесены только две формы: форма, определяющая зависимость объема представляемых в рамках мониторинга первичных документов от уровня организации СВК (приложение № 13) и форма для описания мероприятий по совершенствованию СВК (приложение № 16).

В части остальных приложений нововведения можно разделить на три блока.
  • Изменение содержания приложений
    В новых требованиях к СВК существенно изменены формы, по которым компания на мониторинге раскрывает сведения о рисках (приложения № 1, 7), контрольных процедурах (приложения № 5, 7), результатах выполнения контрольных процедур (приложение № 9), об организации СВК (приложение № 18).
    Некоторые поправки внесены в приложения, описывающие компоненты СВК (приложение № 11), уровни организации СВК (приложение № 12), а также форму раскрытия информации об уровне СВК (приложение № 14).

  • Исключение приложений
    Согласно новым требованиям к СВК компания на мониторинге больше не должна представлять налоговому органу форму, содержащую результаты анализа выполненных контрольных процедур.

  • Появление новых приложений
    В соответствии с новыми требованиями к СВК компания должна будет представлять отдельную форму в отношении рисков по нетипичным, специфическим сделкам (операциям) и крупным сделкам (операциям) (приложение № 3).
    Принимая во внимание изменения в форме общего реестра рисков (приложение № 1) и содержание указанной формы по отдельным сделкам (операциям), в новых приложениях к требованиям к СВК определены обновленный перечень направлений выявления рисков (приложение № 20), перечень областей риска (приложение № 21), коды и сокращенные наименования налогов (сборов, страховых взносов) (приложение № 22), перечень видов сделок (операций) (приложение № 23).
    Также в виде новых приложений закреплены форматы предоставления сведений об СВК: данные об СВК компания будет направлять налоговому органу в виде XML файлов (приложения № 2, 4, 6, 8, 10, 15, 17, 19). Следствием использования таких машиночитаемых форматов является изменение порядка заполнения форм отчетности об СВК: теперь формы по большей части будут заполняться с использованием установленных требованиями к СВК кодов (цифровых или буквенных), а не в текстовом виде.
Ниже подробнее проанализированы некоторые из нововведений.

1. Раскрытие информации о рисках (приложения № 1, 3)

Новые требования к СВК предполагают, что компания на налоговом мониторинге будет раскрывать инспекции сведения о рисках по двум формам.

Первая форма – общий реестр рисков (приложение № 1) значительно отличается от реестра рисков, утв. Приказом № 509.

К примеру, в новой форме нужно будет указывать область риска[9], категорию риска (общий или отраслевой), сведения о коде вида экономической деятельности (ОКВЭД), к которой относится риск. Вместо связанного с риском законодательства компании предлагается указывать налог (сбор, взнос), которого касается риск, и соответствующую норму НК РФ (с разбивкой вплоть до абзаца). Вероятность возникновения риска должна будет оцениваться по пятибалльной шкале (от очень низкой (менее 15,1%) до очень высокой (85,1% и более).

С другой стороны, из новой формы исключены такие графы как операция (группа операций), с которой связан риск, источник риска, частота возникновения риска в прошлом, соотношение уровня риска с границей приемлемости.

В общем реестре рисков также, как и ранее, каждому риску необходимо будет присвоить направление выявления риска (НВР). Однако сам перечень НВР изменился (приложение № 20). Все НВР теперь распределены:
  • по двум разделам. Раздел I «Направления выявления риска по видам деятельности организации», по сути, представляет собой расширенный в несколько раз перечень НВР из п. 7.7.1 требований к СВК, утв. Приказом № 509, а раздел II «Направления выявления рисков по ведению учета и формированию отчетности» практически полностью соответствует НВР из п. 7.7.2-7.7.7.6 прежних требований к СВК;
  • по двум уровням, каждому из которых присвоена своя кодировка для включения в реестр рисков. Уровень 1 содержит общую характеристику соответствующего НВР (во многом совпадает с наименованиями п. 7.7.1-7.7.6 требований к СВК, утв. Приказом № 509), а уровень 2 – детальную (по большей части соответствует содержанию п. 7.7.1-7.7.6 требований к СВК, утв. Приказом № 509).
Во второй форме по рискам (приложение № 3) компания должна будет отражать риски по нетипичным сделкам (операциям) (т.е. сделкам (операциям), код ОКВЭД по которым не относится к кодам ОКВЭД, присвоенным компании) и крупным сделкам (операциям), соответствующим критериям, определенным в ст. 78 Закона об акционерных обществах[10] (ст. 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью[11]).

В отношении каждой сделки (операции) должна быть указана подробная информация о контрагенте компании, а также реквизиты соответствующего договора и суммы сделки (операции) (при наличии).

Риски, указанные в реестре рисков по отдельным сделкам (операциям), также должны быть отражены в общем реестре рисков.

Требования к СВК, утв. Приказом № 509, не предусматривали предоставления реестра рисков по отдельным сделкам (операциям).

В первоначальных версиях проекта новых требований к СВК предполагалось, что графы, содержащиеся в соответствии с новыми требованиями к СВК в общем реестре рисков и реестре рисков по отдельным сделкам (операциям), будут составлять единую форму.

В итоге регулятором было принято решение обязать компании на мониторинге представлять два отдельных реестра рисков.

2. Раскрытие информации о контрольных процедурах (приложения № 5, 9)

Объем новой формы о контрольных процедурах (приложение № 5) сопоставим с объемом аналогичной формы, утв. Приказом № 509. Однако содержание формы изменено.

В частности, в реестре контрольных процедур необходимо будет указывать уровень контроля соответствующей процедуры: в отношении всех объектов или только выбранных по критериям. Дополнительное внимание в реестре уделено сведениям об информационных системах компании, в которых выполняются контроли: отдельные графы предусмотрены для кода информационной системы[12] и для указания данных о том, имеется ли в информационной системе функция автоматической записи результатов контроля.

С другой стороны, из новой формы исключили ряд сведений, которые компании на мониторинге представляли ранее: направление выявления риска, степень значимости контрольной процедуры, должность исполнителя и внутренние документы, регламентирующие проведение контроля.

В отчет о результатах выполнения контрольных процедур (приложение № 9) добавлены графы об общем числе и числе проверенных компанией за квартал операций, первичных учетных документов и договоров. В свою очередь, из этой формы исключена графа о документах, подтверждающих проведение контроля (видимо, поскольку аналогичные сведения должны указываться в реестре контролей).

В отличие от требований к СВК, утв. Приказом № 509, новые требования к СВК не предусматривает обязанность участника мониторинга представлять форму по анализу контрольных процедур.

3. Матрица рисков и контрольных процедур (приложение № 7)

Новые требования к СВК сохраняют за компаниями на мониторинге обязанность ежеквартально представлять налоговому органу матрицу рисков и контрольных процедур (в первоначальной версии проекта новых требований к СВК эта форма отсутствовала).

В новой форме матрицы компании нужно будет указать только коды соответствующих рисков и контрольных процедур, а также их наименования (напомним, что в соответствии с Приказом № 509 в матрице рисков помимо наименования риска и кода контрольной процедуры указывались также вид налога и код строки декларации, к которым относятся риск и контроль, направление выявления риска).

4. Оценка уровня организации СВК (приложения № 11, 12, 14)

В форме, по которой компания на мониторинге отчитывается об уровне организации СВК (приложение № 14), осталось только две графы для заполнения: максимальное и фактически набранное количество баллов по критериям оценки СВК (согласно Приказу № 509 в данной форме также нужно было указывать уровень СВК и ссылку на организационно-распорядительный документ по каждому критерию оценки СВК).

По результатам оценки компания в новой форме должна отразить итоговое количество набранных баллов и соответствующий уровень организации СВК.

Некоторые поправки (во многом их можно назвать «редакторскими») внесены в приложения, описывающие компоненты СВК (приложение № 11) и уровни организации СВК (приложение № 12). Например, компонент СВК «Выявление и оценка организацией рисков» в новых требованиях к СВК называется «Система управления рисками», вместо критерия оценки информационных систем компании «Наличие контролей, выполняемых в режиме реального времени» используется критерий «Наличие контролей, выполняемых превентивно».

5. Раскрытие информации об организации СВК (приложение № 18)

В информации об организации СВК компания раскрывает налоговому органу общие данные о функционирующей системе внутреннего контроля: о контрольной среде, системе управления рисками, контрольных процедурах, информационных системах и мониторинге СВК.

Новые требования к СВК оставляют структуру разделов информации об СВК в целом без существенных изменений.

Единственный раздел, структура которого сильно переработана – раздел об информационных системах компании. В нем вместо шести пунктов (согласно Приказу № 509) остается только два: информация о порядке проведения аудита информационных систем и описание применяемых стандартов и правил в области информационной безопасности. Кроме того, в раздел о мониторинге СВК добавляется новый пункт – проверочный лист для оценки организацией уровня зрелости СВК.

Основные изменения касаются вида, в котором должна направляться информация об организации СВК, и наполнения разделов.
Новые требования к СВК предполагают, что компания будет представлять эту форму не в текстовом, как в соответствии с Приказом № 509, а в табличном виде. Содержание таблиц приведено в приложениях к информации об организации СВК. Тем самым, для подготовки информации об СВК компании нужно будет заполнить соответствующие ячейки таблиц.

Ранее табличная форма представления информации об организации СВК в качестве рекомендуемой для использования была направлена письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@. Однако эта форма существенно отличается от формы в новых требованиях к СВК.

Большой интерес вызывает новый пункт информации об организации СВК – проверочный лист для оценки уровня СВК. Данный лист представляет собой опросник, состоящий из 55 вопросов по всем пяти компонентам СВК, на которые компания должна ответить утвердительно или отрицательно с указанием информации о периодичности и реквизитах внутренних документов.

Полагаем, что данный лист может использоваться компаниями для самоконтроля и проверки уровня зрелости своей СВК и, корме того, будет наглядно демонстрировать налоговому органу состояние СВК компании.

Развернуть

II. Новые формы и форматы документов для проведения налогового мониторинга (Приказ № 476)

Приказом № 476 утверждено 13 форм документов, применяемых налогоплательщиками и налоговыми органами при вступлении и нахождении на налоговом мониторинге. Большинство этих форм уже были предусмотрены Приказом № 323 и (или) письмом ФНС от 31.08.2020. Однако некоторые формы в них отсутствовали.

1. Доработанные формы документов

1.1. Перечисленные ниже формы документов в Приказе № 476 во многом повторяют формы, ранее рекомендованные письмом ФНС России от 31.08.2020:
  • формы заявления о проведении налогового мониторинга и уведомления об отзыве такого заявления (приложения № 1, 3);
  • форма заявления об отказе в проведении налогового мониторинга (приложение № 5);
  • форма регламента информационного взаимодействия (РИВ), требования к нему (приложения № 7, 8);
  • форма информации об организациях, о физических лицах, которые участвуют в организации, вступающей в мониторинг (приложение № 10);
  • форма учетной политики (приложение № 12).
К примеру, также, как и письмо ФНС России от 31.08.2020, Приказ № 476 предусматривает, что компания должна заполнить специальную форму, в которой отражаются данные из учетной политики для целей налогообложения (приложение № 12).

Среди прочего в этой форме указывается информация о видах деятельности компании, наличии у нее обособленных подразделений, данные о лицах, ответственных за ведение учета для целей налогообложения (бухгалтерия компании, общий центр обслуживания или аутсорсинг), способе ведения налогового учета (параллельно с бухгалтерским учетом, наличие разработанных регистров налогового учета), отдельные сведения касательно уплаты НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на имущество и НДПИ.

В качестве приложения к данной форме компания должна представить в налоговый орган свою учетную политику.

РИВ (приложение № 7) в соответствии с Приказом № 476 заполняется в табличном виде (всего предусмотрено 19 таблиц) и состоит из четырех глав: порядок информационного взаимодействия с налоговым органом; порядок раскрытия информации о налоговой отчетности; информация о системе внутреннего контроля; порядок внесения изменений в РИВ.

Особое внимание в РИВ уделено данным об информационных системах, используемых компанией на мониторинге. В частности, необходимо будет указывать вид информационной системы (например, система планирования производства, система бухгалтерского и налогового учета, система формирования налоговой отчетности, система представления отчетности в налоговый орган), информацию о наличии в системе персональных данных, о предоставлении к ней доступа налоговому органу и порядке такого доступа, о функциональных возможностях информационной системы и т.д.

Письмом ФНС России от 31.08.2020 компаниям на мониторинге предлагалось также представлять информацию о:

  • разницах, возникающих между бухгалтерской и налоговой прибылью (убытком), образовавшихся в результате различных правил признания доходов и расходов;
  • расчете удельного веса обособленных подразделений;
  • расшифровке доходов и расходов по ОКВЭД по данным бухгалтерского учета;
  • сопоставлении операций по бухгалтерскому учету с показателями для целей исчисления НДС;
  • структуре взаимосвязей внутри группы компаний.

При этом формы, по которым такая информация должна была представляться в налоговый орган, к письму ФНС России от 31.08.2020 приложены не были. Приказ № 476 уже не требует от компаний направлять соответствующую информацию. Вместе с тем, вполне вероятно, что обязанность предоставлять указанные данные (или некоторые из них) будет возложена на компании на мониторинге в соответствии с готовящимся Приказом ФНС России, который будет содержать требования к информационным системам таких компаний.


1.2. Формы решений о проведении налогового мониторинга (приложение № 14) и об отказе в проведении мониторинга (приложение № 15) в целом повторяют аналогичные формы в Приказе № 323.

2. Новые формы документов

Согласно вступившим в силу с 01.07.2021 изменениям в разд. V.2 НК РФ о налоговом мониторинге:
  • у налогового органа появилась возможность продлить срок проведения налогового мониторинга в связи с представлением компанией уточненной декларации (расчета) за период проведения мониторинга в году, за который мониторинг уже не проводится (п. 5 ст. 105.26 НК РФ);
  • до момента досрочного прекращения налогового мониторинга инспекция должна направить компании уведомление о наличии оснований для такого прекращения, т.е. введена двухэтапная процедура прекращения мониторинга (п. 1.1, п. 2 ст. 105.28 НК РФ).
С учетом этих изменений Приказом № 476 утверждены:
  • форма решения налогового органа о продлении срока проведения налогового мониторинга (приложение № 16);
  • форма уведомления о наличии оснований для досрочного прекращения мониторинга (приложение № 17), направляемого налоговым органом в адрес компании на мониторинге при возникновении соответствующих обстоятельств;
  • формы уведомлений об устранении обстоятельств, являющихся основанием для досрочного прекращения мониторинга (приложение № 18), и об отсутствии оснований для досрочного прекращения мониторинга (приложение № 21), которые компания может направить налоговому органу в ответ на получение указанного выше уведомления.
Также отмеченные поправки в НК РФ повлияли на форму решения о досрочном прекращении мониторинга (приложение № 20): теперь налоговый орган должен отразить в нем результаты рассмотрения документов, полученных от налогоплательщика в ответ на уведомление о наличии оснований для досрочного прекращения мониторинга[13].

В одной из версий проекта Приказа № 476 содержались формы плана-графика по переходу группы компаний на налоговый мониторинг и дорожной карты по подготовке компании к переходу на мониторинг вместе с форматом их предоставления и порядком заполнения. Эти приложения отсутствовали в Приказе № 323, а форма дорожной карты, например, была предусмотрена только письмом ФНС России от 07.05.2019 № ЕД-4-15/8599@.

Тем самым на этапе разработки Приказа № 476 предполагалось «перенести» соответствующие формы на уровень подзаконного акта.

Однако в принятую редакцию Приказа № 476 ни план-график, ни дорожная карта включены не были. Примечательно при этом, что формы этих документов, порядок их заполнения и формат предоставления в качестве рекомендованных для использования были направлены письмом ФНС России от 01.06.2021 № СД-4-23/7614@.

3. Форматы представления документов

В соответствии с Приказом № 476 компания должна предоставлять документы в адрес инспекции в формате XML (исключением является учетная политика для целей налогообложения, для которой также установлен формат PDF/A3).

Развернуть

III. Новые формы и форматы документов, относящихся к мотивированному мнению налогового органа (Приказ № 477)

Приказ № 323 содержал пять приложений, касающихся мотивированного мнения налогового органа: форму запроса о представлении мотивированного мнения, форму самого мотивированного мнения и требования к его составлению, формы уведомлений о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений и об изменении (оставлении без изменения) мотивированного мнения налогового органа по итогам взаимосогласительной процедуры.

Приказ № 477 изменил эти приложения и, кроме того, добавил ряд новых.

1. Доработанные формы документов

1.1. К примеру, в соответствии с Приказом № 477 в запросе о предоставлении мотивированного мнения налогового органа (приложение № 2) компания на мониторинге должна будет подробнее раскрывать данные о сделке (операции), в связи с совершением которой запрашивается мотивированное мнение.

В форму запроса добавлены сведения о предмете, цене (сумме), датах отражения сделки (операции) в налоговом и бухгалтерском учетах. Также дана подробная расшифровка строки «иная информация» о сделке (операции): в ней, если применимо, указываются, в том числе, данные о способах обеспечения исполнения обязательств, сведения о сроках и способах осуществления платежей, информация об источниках финансирования сделки и т.д. (любые обстоятельства, влияющие на формирование налоговой базы по сделке).

Касательно контрагента-организации в запросе компании необходимо будет отразить ИНН, КПП, сведения о регистрации, основной вид деятельности, характер взаимоотношений, признак взаимозависимости. Аналогичные сведения нужно отметить в отношении контрагента-физического лица.

1.2. Приказ № 323 предполагал, что позиция налогового органа в мотивированном мнении излагается в текстовом виде, т.е., по сути, так же, как в акте или решении по итогам проведенной налоговой проверки.

Новая форма мотивированного мнения (приложение № 4) предусматривает табличный вид для описательной и итоговой частей позиции налогового органа.

В таблице-описательной части мотивированного мнения отражаются, в частности, код ОКВЭД компании на мониторинге, наименование налога (сбора, взносов) и норма НК РФ, по которым составлено мотивированное мнение, сама позиция налогового органа.

В таблице-итоговой части мотивированного мнения указываются, среди прочего, код налогового документа (КНД), налог (сбор, взносы), в отношении которого составлено мотивированное мнение, период, за который исчислена сумма налога (сбора, взносов), сведения о том, подлежит ли налог (сбор, взносы) доплате или уменьшению с учетом мотивированного мнения, сумма соответствующего налога (сбора, взносов).

Как отмечала на одном из вебинаров начальник Управления налогового мониторинга ФНС России М.А. Крашенинникова, позиции, отраженные в мотивированных мнениях, связываются на стороне налоговых органов с формируемой общей библиотекой рисков. Действия Службы направлены на формирование единой методологической базы по спорным вопросам, которые рассматриваются в рамках составления мотивированных мнений.

2. Новые формы документов

К новым формам документов, утвержденным Приказом № 477, относятся:
  • уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения (приложение № 1).
    Причиной появления данной формы стало то, что с 01.07.2021 налоговый орган до момента составления мотивированного мнения по собственной инициативе должен направить компании уведомление о наличии оснований для такого мнения. В уведомлении инспекция должна указать документально подтвержденные факты, свидетельствующие о неправильной уплате налогов, а также свои выводы и предложения по устранению нарушений. Участник мониторинга может представить пояснения на это уведомление или внести необходимые исправления. Мотивированное мнение составляется инспекцией, если с учетом представленных пояснений налоговый орган решит, что компания неправильно уплатила налоги (сборы, взносы) (п. 2.1. ст. 105.29 НК РФ).
    Напомним, что до вступления в силу Закона № 470-ФЗ налоговый орган при наличии соответствующих обстоятельств сразу мог направить компании мотивированное мнение.

  • решение о продлении срока направления мотивированного мнения (приложение № 3).
    Срок подготовки мотивированного мнения по запросу компании – один месяц (п. 5 ст. 105.30 НК РФ). НК РФ (как до, так и после внесения поправок Законом № 470-ФЗ) предусматривает возможность продления этого срока, но не более, чем на один месяц (п. 5 ст. 105.30 НК РФ).
    При этом до принятия Приказа № 477 форма соответствующего решения инспекции на уровне приказа налоговой службы отсутствовала.

  • уведомление о согласии с мотивированным мнением (приложение № 5);

  • разногласия на мотивированное мнение (приложение № 6);

  • уведомление о согласии (несогласии) с мотивированным мнением по результатам взаимосогласительной процедуры (приложение № 7).
Последние три перечисленных документа – формы, в которых выражается реакция компании на полученное мотивированное мнение: компания может согласиться с мотивированным мнением (п. 6 ст. 105.30 НК РФ), может, напротив, не согласиться и подать разногласия в налоговый орган (п. 8 ст. 105.30 НК РФ), по итогам рассмотрения разногласий – согласиться или нет с результатами рассмотрения (п. 5 ст. 105.31 НК РФ).

Эти действия компании на мониторинге могли осуществлять и до вступления в силу Закона № 470-ФЗ, однако форм документов для таких действий на уровне приказа ФНС России не было.

В уведомлениях о согласии с мотивированным мнением, согласии (несогласии) с мотивированным мнением по результатам взаимосогласительной процедуры по аналогии с формой мотивированного мнения содержится табличная часть, в которой компания отражает данные о сумме налога (сбора, взносов) к доплате (уменьшению) с учетом мотивированного мнения.

3. Форматы представления документов

Приказ № 477, также, как приказы № 518 и № 476, предусматривает XML формат представления компанией документов в налоговый орган и отказ от бумажного документооборота между компанией на мониторинге и инспекцией. 
Развернуть

IV. Формы и форматы документов для применения заявительного порядка возмещения НДС (акциза) (Приказ № 478)

Закон № 470-ФЗ предоставил компании на мониторинге право возмещать НДС (акциз) в заявительном порядке по декларациям, представленным за периоды после 01.07.2021 (подп. 6 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, подп. 10 п. 1 ст. 203.1 НК РФ). Для этого компания не позднее двух месяцев со дня подачи декларации с суммой налога к возмещению должна сообщить инспекции о своем желании применять заявительный порядок возмещения налога (акциза) (п. 7 ст. 176.1 НК РФ, п. 2 ст. 203.1 НК РФ).

Правомерность возмещения налога (акциза) проверяется в рамках мониторинга без назначения камеральной налоговой проверки. Для проведения проверки декларации по НДС с суммой к возмещению налоговые органы дополнительно получили право проводить осмотр территории (помещений, документов и предметов) компании на мониторинге (подп. 3 п. 1 ст. 92 НК РФ в ред. Закона № 470-ФЗ).

Утвержденные Приказом № 478 формы документов (заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС (акциза) при проведении мониторинга; решения о возмещении (об отказе в возмещении) суммы НДС (акциза); решения об отмене решения о возмещении суммы НДС (акциза); постановление об осмотре территории (помещений, документов, предметов) и т.д.) приняты в развитие перечисленных законодательных изменений.

Из всех предусмотренных Приказом № 478 форм документов только одна предназначена для представления компанией в налоговый орган – форма заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС (акциза) при проведении налогового мониторинга (приложение № 9).
В заявлении компания должна отразить, в том числе, банковские реквизиты для перечисления сумм возмещения, вид возмещаемого налога (НДС или акциз), форму возмещения (возврат, зачет), сумму возмещения. Заявление представляется в налоговый орган в формате XML.

Развернуть

О чем подумать, что сделать

В 2021 году правовое регулирование налогового мониторинга претерпело колоссальные изменения. Были как внесены поправки в нормы НК РФ, регламентирующие эту форму контроля, так и приняты новые подзаконные акты в данной сфере, заменившие ранее применявшиеся приказы ФНС России.

С высокой степенью вероятности правовое регулирование мониторинга продолжит изменяться и в самом ближайшем будущем (например, планируется принятие приказа ФНС России с требованиями к информационным системам компаний на мониторинге).
ФНС России неоднократно отмечала, что уже давно готова принимать документы от компаний, вступающих в мониторинг с 2022 г., по новым формам и форматам, а также обращала внимание, что планирует выпустить разъяснения касательно начала применения новых форм и форматов документов.

Безусловно, компаниям, как только планирующим переходить на мониторинг, так и уже находящимся на этой форме контроля, крайне важно внимательно ознакомиться с новой регуляторной базой, чтобы понимать изменившийся порядок вступления и нахождения на налоговом мониторинге.

Помощь консультанта

Команда «Пепеляев Групп» предлагает помощь в консультировании по различным вопросам, связанным со вступлением в мониторинг и нахождением на этой форме контроля.

В частности, мы предлагаем: диагностику имеющейся системы управления рисками и внутреннего контроля и выработку рекомендаций по ее доработке с учетом актуальных требований ФНС России; подготовку документов для вступления в налоговый мониторинг и сопровождение компании при переходе на мониторинг; анализ необходимости доработки уже используемых участником мониторинга документов с учетом изменений в правовом регулировании. 


[1] Приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля».

[2] Приказ ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

[3] Приказ ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/477@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при составлении мотивированного мнения налогового органа в электронной форме, а также формы мотивированного мнения налогового органа и требований к его составлению и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@».

[4] Приказ ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/478@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при заявительном порядке возмещения налога на добавленную стоимость (акциза) при проведении налогового мониторинга, а также формы и формата представления заявления о применении заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (акциза) в электронной форме».

[5] Приказ ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

[6] Приказ ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

[7] Письмо ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@ «О возможности представления заявления о проведении налогового мониторинга и приложений к нему в электронной форме по ТКС».

[8] Федеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах».

[9] Занижение доходов, занижение налоговой базы, неправомерное применение льготы и т.д. (всего приложением № 21 к новым требованиям к СВК предусмотрено 15 областей риска).

[10] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[11] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[12] Порядок присвоения компанией кодов своим информационным системам определен в п. 11.2 требований к СВК. Код информационной системы включает в себя ИНН компании и зависит от ряда характеристик этой системы, в том числе: от функционала системы, от того, предоставляется ли налоговому органу доступ к этой системе, обрабатываются ли в ней персональные данные, данные других организаций и т.п.

[13] В Приказе № 323 аналогичный документ назывался уведомлением о досрочном прекращении налогового мониторинга, поскольку до 1 июля 2021 г. процедура прекращения мониторинга была «одноэтапной».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

19.03.2024

Новости экологии: обращение с пестицидами и агрохимикатами, лесные дороги, свалки, мед. отходы и др.

В этом ролике Наталья Стенина, партнер и руководитель экологической группы «Пепеляев Групп», расскажет о самых главных новостях экологии за последнее время.

Смотреть

25.04.2024

АКРА оценила эффект для бюджета от налоговой реформы

Рейтинговое агентство АКРА оценило возможное влияние налоговой прогрессии в России с 2025 года на доходы бюджета: каждый...

25.04.2024

Непостижимая прогрессия: каким не должен быть подоходный налог в России

Возвращение к прогрессивной шкале НДФЛ может стать очень неудачным поворотом российской налоговой политики, считает управляющий...

24.04.2024

Развитие КИС АР выходит на новый этап

23 апреля в очном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ, на котором был утвержден ряд документов, в частности...

24.04.2024

Налоговый контроль: Что обсуждали на конференции

19 апреля в Hotel Continental Москва прошла ХII Практическая конференция «Налоговый контроль в 2024 году: главные тренды,...