Готовится изменение порядка установления начальных (максимальных) цен контрактов по 223-ФЗ
Правительство РФ направило на рассмотрение в Госдуму проект поправок к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ (далее – Законопроект) [1], в котором прямо предусмотрена обязанность заказчика обосновывать НМЦК. Указанный законопроект был разработан во исполнение положений Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 гг. [2], в частности для повышения эффективности закупок госкомпаний и минимизации рисков возникновения проявлений коррупционного характера.
Законопроект обязывает компании устанавливать в Положении о закупке:
Также предусмотрено изменение, в соответствии с которым в документации о конкурентной закупке вместо порядка формирования цены договора (цены лота) должно быть указано обоснование НМЦК либо цены единицы товара (работы, услуги), включая информацию о расходах.
Представляется, что указанные изменения будут не только эффективно препятствовать практике необоснованного завышения цен, но и поспособствуют установлению более прозрачного порядка определения НМЦК.
Как следует из Пояснительной записки к Законопроекту, его цель не заключается в ограничении права заказчика самостоятельно устанавливать порядок определения НМЦК. Вводится обязанность по фиксированию в положении о закупке такого порядка. В связи с этим отмечается, что предлагаемые изменения направлены на повышение информированности участников закупки о включенных в НМЦК затратах, что позволит им формировать свои ценовые предложения с учетом указанной информации.
Кроме того, в развитие предлагаемых изменений в дальнейшем предполагается ведение статистического учета ценовой информации по каждой позиции каталога товаров, работ, услуг Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок с целью обеспечения обоснования цены контрактов стоимостью товаров (работ, услуг), сложившейся в том числе в ходе осуществления закупочной деятельности.
Заметим, что антимонопольный орган продолжает оперативно реагировать на случаи нарушения действующего закупочного законодательства. Поэтому компаниям необходимо следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками закупок.
Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь клиентам в их взаимоотношениях с антимонопольным органом.
На текущий момент в Законе № 223-ФЗ не установлен порядок определения НМЦК, в связи с чем заказчик определяет ее самостоятельно. Необходимость совершенствования механизмов ценообразования и формирования НМЦК обусловлена участившейся практикой необоснованного завышения цен в договорах при формальном соблюдении требований законодательства, а также выявлением в результате проверок госфинконтроля, проводимых соответствующим управлением Федерального казначейства, многочисленных случаев неоправданного увеличения расходования средств при осуществлении закупок.
Законопроект обязывает компании устанавливать в Положении о закупке:
- порядок определения НМЦК;
- формулы цены, устанавливающие правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику в ходе исполнения договора, цены товара (работы, услуги);
- максимальное значение цены договора;
- порядок обоснования НМЦК, цены единицы (работы, услуги);
Также предусмотрено изменение, в соответствии с которым в документации о конкурентной закупке вместо порядка формирования цены договора (цены лота) должно быть указано обоснование НМЦК либо цены единицы товара (работы, услуги), включая информацию о расходах.
Представляется, что указанные изменения будут не только эффективно препятствовать практике необоснованного завышения цен, но и поспособствуют установлению более прозрачного порядка определения НМЦК.
Как следует из Пояснительной записки к Законопроекту, его цель не заключается в ограничении права заказчика самостоятельно устанавливать порядок определения НМЦК. Вводится обязанность по фиксированию в положении о закупке такого порядка. В связи с этим отмечается, что предлагаемые изменения направлены на повышение информированности участников закупки о включенных в НМЦК затратах, что позволит им формировать свои ценовые предложения с учетом указанной информации.
Кроме того, в развитие предлагаемых изменений в дальнейшем предполагается ведение статистического учета ценовой информации по каждой позиции каталога товаров, работ, услуг Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок с целью обеспечения обоснования цены контрактов стоимостью товаров (работ, услуг), сложившейся в том числе в ходе осуществления закупочной деятельности.
О чем подумать, что сделать
При принятии Законопроекта положения о закупке должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями не позднее, чем в течение 90 дней со дня вступления в силу соответствующего закона.
Заметим, что антимонопольный орган продолжает оперативно реагировать на случаи нарушения действующего закупочного законодательства. Поэтому компаниям необходимо следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками закупок.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при организации и проведении закупочных процедур для российских и иностранных компаний.Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь клиентам в их взаимоотношениях с антимонопольным органом.
---
Похожие материалы
Отправить статью
Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.
По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07