В документе определены основные понятия, закреплены принципы правового регулирования платформенной экономики, а также выделены специфические особенности взаимодействия операторов посреднических цифровых платформ с партнёрами и пользователями.
Положения Закона вступают в силу 1 марта 2026 г.
Рассмотрим основные нововведения.
1. Сфера деятельности
Закон предусматривает четко определенную сферу своего регулирования и не применяются к отношениям, связанным с:- организацией и осуществлением деятельности аудиовизуальных сервисов, деятельности лиц, являющихся кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, а также лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке;
- предоставлением лицензии на использование программ для ЭВМ;
- распространением исключительно товаров (услуг), принадлежащих владельцам таких информационных ресурсов.
Подробно разобраться с данным субъектным составом нам позволит анализ понятийного аппарата Закона.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Полагаем, что без внесения дополнительных корректировок, направленных на гармонизацию действующих норм и положений Закона, повышается риск возникновения правовой неопределенности, в частности, в отношении субъектного состава антимонопольных запретов, предусмотренных ст. 10 и 10.1 Закона о защите конкуренции.
2. Понятийный аппарат
В Законе дается определение таких основополагающих понятий как «платформенная экономика» и «цифровая платформа».Первый термин охватывает совокупность организационных и имущественных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской (и иной) деятельности через цифровые платформы.
Под цифровой платформой понимается информационная система, включая сайты, обеспечивающая технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, а также продажу товаров.
Одним из новшеств стало введение понятия «посреднической цифровой платформы», которая обеспечивает взаимодействие операторов, партнеров и пользователей (далее - ПЦП)Планируется создать реестр таких платформ..
Остановимся на субъектном составе правоотношений, складывающихся на платформах, выделив основных из них.
Оператор ПЦП (далее - Оператор) | Партнер ПЦП (далее - Партнер) | Пользователь ПЦП (далее - Пользователь) |
Лицо, оказывающие услуги, связанные с организацией взаимодействия партнеров и пользователей на посреднической цифровой платформе. |
Лицо, осуществляющее деятельность на посреднической цифровой платформе (далее - ПЦП), направленную на продажу товаров пользователям-покупателям (партнер-продавец); или Лицо, осуществляющее деятельность на посреднической цифровой платформе, направленную на выполнение работ, оказание услуг пользователям-заказчикам (партнер-исполнитель). |
Лицо, использующее технические возможности посреднической цифровой платформы в целях приобретения товаров (пользователь-покупатель), получения результатов выполнения работ, оказания услуг (пользователь-заказчик). |
На первый взгляд, вводимая терминология не вызывает особых вопросов, однако стоит напомнить, что Закон о защите конкуренции Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). также содержит определение «цифровой платформы», а ст. 10.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет монополистической деятельности владельца такой платформы.
Так есть ли разница между понятийным аппаратом уже действующего законодательства и принятого Закона? Проведем сравнительный анализ.
Закон | Закон | Закон о защите конкуренции |
Цифровая платформа - Информационная система / сайт в сети «Интернет», и (или) программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. | Посредническая цифровая платформа - платформа, обеспечивающая в совокупности взаимодействие оператора, партнеров и пользователей в целях заключения гражданско-правовых договоров, а также предоставляющая техническую возможность размещения заказов и (или) карточек товаров, совершения сделок, осуществления оплаты товара (работы, услуги) пользователем в пользу партнера, и включенная в реестр посреднических цифровых платформ. | Цифровая платформа - программа (совокупность программ) для электронных вычислительных машин в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», обеспечивающая совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров. |
Очевидно, что понятие «цифровая платформа», предусмотренное новым Законом, несколько шире, чем то, что определено в Законе о защите конкуренции. Действующий термин скорее сопоставим с понятием «посредническая цифровая платформа» с учетом их целевой направленности.
3. Порядок взаимодействия оператора ПЦП и партнеров
Значительное количество положений Закона направлено на регулирование вопросов, связанных с деятельностью ПЦП. Наибольший интерес с точки зрения антимонопольного регулирования вызывают аспекты взаимодействия с партнерами. Рассмотрим основные.3.1. Договор между оператором ПЦП и партнером
Взаимодействие оператора и партнера осуществляется на основе договора. Договор заключается после осуществления оператором проверки сведений о лице, имеющем намерение стать партнером, посредством ЕГРЮЛ лиц, ЕГРИП либо идентификации и аутентификации с использованием единой системыЕдиная система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме..Стоит отметить, что для оператора предусматривается возможность одностороннего внесения изменений в условия договора, тем не менее на него возлагается обязанность по уведомлению об этом партнера за 45 дней в том случае, если такое изменение влечет за собой:
- изменение мер ответственности, предусмотренных договором;
- увеличение размера вознаграждения оператора за услуги, оказываемые партнеру;
- изменение порядка определения размера вознаграждения оператора за услуги, оказываемые партнеру;
- снижение размера вознаграждения владельца пункта выдачи заказов;
- изменение порядка определения размера вознаграждения владельца пункта выдачи заказов;
- изменение условий приемки, хранения, возврата товаров партнеров-продавцов.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Полагаем, что введение данных положений является вполне логичным и обоснованным ввиду наличия потенциальных рисков нарушения со стороны ПЦП антимонопольных запретов, в том числе путем злоупотребления доминирующим положением в форме навязывания контрагенту невыгодных условий договора.
3.2. Предоставление скидок на товары
Введение скидок на товары продавцов (партнеров), согласно Закону, допускается в порядке, предусмотренном договором между оператором и партнером при условии направления партнеру уведомления о намерении снизить цену товара и при условии получения согласия партнера на такое снижение.Партнер вправе согласится на участие в такой акции, указав срок действия согласия и (или) количества товаров, на которые такое согласие распространяется или отказаться от участия в акции, направив оператору соответствующее уведомление. Более того, оператор ПЦП обязан обеспечить партнеру возможность установить запрет на продажу предлагаемых им товаров со снижением цены товаров за его счет.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Необходимость в данных положениях продиктована складывающейся правоприменительной практикой антимонопольного органа.
В частности, в отношении двух доминирующих на рынке маркетплейсов, на чьих площадках товары продавались со скидками, которые автоматически включались в категорию распродажи без предварительного согласия продавцов и за их счет, что фактически лишало последних права управлять ценами на собственные товары. В ответ на подобное поведение на рынке Служба оперативно выдала доминантам соответствующие предупреждения.
Таким образом, включение нововведений в текст Закона вполне обоснованно и направлено не недопущение подобных антиконкурентных практик в будущем, а также обеспечение добровольного, прозрачного механизма участия продавцов в акциях.
3.3. Поисковая выдача
Если на ПЦП допускается возмездное оказание оператором услуг, влияющих на поисковую выдачу, оператор обязан предоставлять доступ к таким услугам всем партнерам на равных условиях.Законом предусматриваются правила поисковой выдачи товаров, согласно которым при формировании поисковой выдачи не допускается влияние на ее результаты в нарушение критериев сортировки, примененных пользователем.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Очевидно, что данные нововведения также обусловлены сформировавшейся правоприменительной практикой антимонопольной службы.
В частности, стоит вспомнить дело в отношении «Яндекса», закончившееся мировым соглашением, где компания предоставляла в своей поисковой выдаче преимущество собственным сервисам, которые появлялись в так называемых колдунщиках — интерактивных виджетах.
Полагаем, что данные нормы вполне логичны, направлены на недопущение подобных недобросовестных практик при формировании поисковой выдачи в будущем.
3.4. Рассмотрение жалоб на посреднической цифровой платформе
Согласно Закону, действия (бездействия) оператора, связанного с применением им в отношении партнера мер гражданско-правовой ответственности, ограничением доступа к личному кабинету, прекращением или ограничением размещения карточки товара, снижением рейтинга, изменением положения карточки товара в поисковой выдаче, могут быть обжалованы во внесудебном порядке.На оператора возлагаются обязанности по организации системы досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров), обеспечению партнеру возможности обжаловать указанные действия (бездействие) и направить ответ на такую жалобу.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Несколько лет назад некоторые маркетплейсы уже ввели на своих площадках сервисы по досудебному урегулированию споров, связанных, в том числе, с нарушением прав на интеллектуальную собственность между правообладателем и продавцом, которые действуют по настоящее время.
Полагаем, что данные меры направлены на снижение административной нагрузки антимонопольного органа и судов, а также будут способствовать расширению и развитию института досудебного урегулирования споров на цифровых платформах.
4. Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере платформенной экономики
Предусматривается, что федеральный государственный контроль за соблюдением требований в сфере платформенной экономики будет преимущественно осуществляться Федеральной антимонопольной службой. По ряду вопросов контроль за соблюдением требований Закона будет передан Роспотребнадзору.При осуществлении федерального государственного контроля за соблюдением требований в сфере платформенной экономики плановые контрольные мероприятия проводиться не будут.
Комментарий «Пепеляев Групп»
Полагаем, что передача антимонопольному органу контроля за исполнением преимущественного количества новых норм является вполне логичным шагом, поскольку значительная часть вопросов, регулируемых настоящим Законом, в той или иной мере, уже была предметом рассмотрения регулятора.
Но пока до конца не ясно, как контроль со стороны Службы будет осуществляться на практике, поскольку нормы Закона затрагивают широкий круг правоотношений, выходящих за пределы законодательно установленных полномочий антимонопольного органа.
О чем подумать, что сделать
Рассматриваемые изменения могут в значительной степени способствовать созданию прозрачной, безопасной и удобной цифровой экономики.Полагаем, что благодаря поправкам бизнес получит стабильные и предсказуемые условия для работы, покупатели будут защищены от недобросовестных продавцов, а цифровые платформы получат четкие правовые ориентиры для осуществления своей деятельности.
Рекомендуем ознакомиться с текстом Закона и учитывать его положения в профессиональной деятельности.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования.Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.