Загрузка...
29.12.2022
3 мин. на чтение

Госдума готовит к принятию законопроект об усилении ответственности за использование цифровых алгоритмов в картелях

en

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что 21 декабря 2022 г. Госдумой в первом чтении принят законопроект[1], предусматривающий изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее  КоАП РФ)[2].

Напомним, что законопроект был разработан Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС России) в рамках «пятого антимонопольного пакета».

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, необходимость его разработки обусловлена значительным ростом количества правонарушений с использованием программ для электронных вычислительных машин для целей заключения и осуществления антиконкурентных соглашений. При этом на законодательном уровне отсутствуют действенные механизмы и способы пресечения таких нарушений, которые бы учитывали цифровизацию экономических процессов.

Кроме того, законопроект направлен на усиление мер ответственности за неисполнение предписаний антимонопольного органа ввиду недостаточности и неэффективности существующих мер понуждения к исполнению таких предписаний.

Для достижения поставленных целей в КоАП РФ вводится дополнительное отягчающее обстоятельство применительно к правонарушению, выраженному в заключении и реализации антиконкурентного соглашения с использованием программ для электронных вычислительных машин. Также ужесточается наказание за повторное невыполнение предписания антимонопольного органа.

Предполагается, что изменения вступят в силу 1 марта 2023 г. Рассмотрим их подробнее.

1. Дополнительное отягчающее обстоятельство при заключении антиконкурентных соглашений с использованием цифровых технологий.

Как показывает практика антимонопольного органа, антиконкурентными соглашениями, как правило, охвачено большое количество торгов, проводимых в электронной форме, в первую очередь, в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Соответственно и нарушения, связанные с использованием цифровых технологий, должны пресекаться методами и способами, учитывающими цифровизацию экономических процессов.

Законопроектом предлагается дополнить Примечание 4 к ст. 14.32 КоАП РФ пунктом 3, предусматривающим дополнительное отягчающее обстоятельство – использование программы для электронно-вычислительных машин, позволяющей осуществлять принятие решений (совершение действий), направленных на исполнение такого соглашения, в автоматическом режиме (без участия человека).

Надеемся, что на практике сложатся правильные подходы к разграничению правомерного и неправомерного использования таких программ хозяйствующими субъектами для целей квалификации факта использования названных программ в качестве отягчающего обстоятельства.

2. Ужесточение наказания за повторное невыполнение предписания антимонопольного органа.

Законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ частью 28 ст. 19.5, предусматривающей механизм удвоения ранее наложенного административного штрафа за невыполнение предписания, если ранее лицо было привлечено к административной ответственности за невыполнение этого предписания.

При этом законопроектом предусмотрены пределы применения такой санкции: не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, и не менее 100 тыс. руб.

Столь суровая мера по привлечению к административной ответственности за неисполнение предписания антимонопольного органа в виде оборотного штрафа предлагается впервые. Полагаем, что к такому радикальному шагу ФАС России подтолкнула необходимость совершенствования действующего механизма административной ответственности, который на практике оказался неэффективным.

О чем подумать, что сделать

Полагаем, что принятие законопроекта будет способствовать созданию эффективных механизмов административной ответственности, направленных на предотвращение правонарушений, выражающихся в заключении и реализации антиконкурентных соглашений с использованием цифровых алгоритмов, а также достижению целей понуждения хозяйствующих субъектов к исполнению предписаний антимонопольного органа.

Рекомендуем ознакомиться с текстом законопроекта и отслеживать его движение, а после принятия законопроекта – учитывать его положения при осуществлении профессиональной деятельности.

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования.

Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.


[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/160278-8

[2]Об иных мерах, направленных на ужесточение уголовной и административной ответственности за участие в антиконкурентных соглашениях, читайте в Алерте «Госдумой в первом чтении приняты два законопроекта в рамках «антикартельного пакета».


Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите ее и нажмите CTRL+Q

Вас также может заинтересовать

skill

03.04.2024

Legal Drinks. Антон Никифоров в гостях у Романа Бевзенко: о карьере, о жизни, о налоговом праве и др

В рамках проекта LEGAL DRINKS Роман Бевзенко берет интервью у Антона Никифорова партнера «Пепеляев Групп».

Смотреть

24.04.2024

Антимонопольные споры. Обзор судебной практики. Выпуск № 5 за 2024 г.

УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК; наличие антиконкурентного соглашения при заключении прямых договоров на...

22.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 15–21 апреля 2024 г.

Совфед одобрил закон о пролонгации в 2024 г. договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; в рекламу ...

16.04.2024

Журнал «Конкуренция и право» №2, 2024 (март-апрель)

15.04.2024

Конкуренция и право. Обзор за 8–14 апреля 2024 г.

Госдума приняла закон о доступе Федерального казначейства к ЕИС ГОЗ; рассмотрит законопроект о распространении институ...