Электронные услуги иностранных компаний облагаются НДС на территории РФ
Новые понятия и категории
НК РФ дополняется статьей 174.2, раскрывающей понятие услуг, оказанных в электронной форме, под которыми понимается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть (далее – ИТС), в том числе ИТС «Интернет», автоматизированно с использованием информационных технологий.
Перечень услуг в электронной форме исчерпывающий, включает в себя 14 видов таких услуг, среди которых особо хочется выделить:
- предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры) и баз данных через ИТС «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая установки обновлений и дополнительных функциональных возможностей;
- хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через ИТС «Интернет»;
- предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
- предоставление доступа к поисковым системам ИТС «Интернет»;
- ведение статистики на сайтах в ИТС «Интернет».
- реализация товаров, работ, услуг, если при заказе через ИТС «Интернет» данные действия осуществляются без использования ИТС «Интернет»;
- реализация (передача прав на использование) программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
- оказание консультационных услуг по электронной почте;
- оказание услуг по предоставлению доступа кИКТ «Интернет».
- место жительства покупателя - РФ;
- место нахождения банка, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг,- РФ;
- сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в РФ;
- международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.
Учет иностранных организаций в РФ
Введена обязанность иностранных организаций, оказывающих физическим лицам услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ и непосредственно осуществляющих расчеты с указанными лицами (далее – Организации), а также посредников по оказанию подобных услуг вставать на учет в российских налоговых органах. В течение 30 дней с момента начала оказания подобных услуг Организации обязаны подать заявление с соответствующим пакетом документов (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).
Заметим, что оказание Организациями на территории РФ услуг в электронной форме не приводит к образованию постоянного представительства (п. 14 ст. 306 НК РФ).
Если услуги в электронной форме оказываются иностранной организацией с привлечением посредников (по договорам поручения, комиссии, агентирования), обязанностями налогового агента наделяется посредник, непосредственно осуществляющий расчеты с физическими лицами, независимо от наличия у него договора с иностранной организацией (п. 3 ст. 174.2 НК РФ). Налоговыми агентами, в том числе, могут признаваться российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у Организаций или же выступающие посредниками в расчетах между Организациями и потребителями таких услуг (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).
Комментарий ПГ: обращаем внимание, что встать на учет надо и иностранным компаниям, которые оказывают рассматриваемые услуги, и иностранным компаниям - посредникам в оказании подобных услуг (конечно, если таковые привлекаются первой группой компаний). Помимо прочего, иностранные компании могут привлекать в качестве посредников российские компании, которые уже состоят на учете в налоговых органах РФ (последние признаются налоговыми агентами для целей НДС), но и в этом случае иностранные компании должны стоять на учете в российском налоговом органе.
Снятие с учета в налоговом органе возможно по заявлению Организации в течение 30 дней с момента его подачи, но не ранее окончания камеральной налоговой проверки за налоговый период, в котором подано заявление (п. 5.4. ст. 84 НК РФ).
Возможно и снятие Организации с учета по инициативе налоговых органов, если:
- Налоговым органом выявлены недостоверные сведения в документах, на основании которых Организация была поставлена на учет;
- Организацией не исполнено требование об уплате НДС, штрафов и пеней в течение 12 месяцев;
- Организацией не предоставлены в налоговый орган документы в рамках ст. 93 НК РФ в течение 3 месяцев;
- Организацией не предоставлена налоговая декларация в течение 6 месяцев, когда у налогового органа есть информация, подтверждающая факт оказания Организацией услуг в электронной форме в РФ;
- Организацией не уплачены восстановленные недоимка, пени, штрафы (п. 5.5. ст. 84 НК РФ).
Организации, состоящие на учете в налоговых органах РФ, для взаимодействия с налоговыми органами обязаны использовать личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России как основное средство взаимодействия с налоговыми органами РФ (п. 3 ст. 11.2 НК РФ).
Порядок исчисления НДС
Исчисление НДС с услуг, оказанных в электронной форме, производится с применением расчетной ставки в размере 15,25% (п. 4-5 ст. 174.2 НК РФ).
Первым налоговым периодом по НДС для Организаций признается период времени со дня начала осуществления деятельности по оказанию услуг в электронной форме (не ранее 01.01.2017) и до конца соответствующего квартала.
Организациям не предоставлено право на применение вычета сумм «входящего» НДС при расчете налоговой базы (п. 6 ст. 174.2 НК РФ).
Организации освобождаются от обязанности составлять счета-фактуры и вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении рассматриваемых услуг(п. 3.2. ст. 196 НК РФ).
Документами, подтверждающими место оказания услуг в электронной форме, признаются реестры операций с указанием информации о выполнении условий, предусмотренных НК РФ, а также стоимости оказанных услуг (п. 5 ст. 148 НК РФ).
Налоговый контроль
Срок камеральной налоговой проверки в отношении Организаций – 6 месяцев со дня предоставления налоговой декларации в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Для Организаций срок дополнительных мероприятий налогового контроля, в случае их назначения по итогам проведенной проверки, составляет 2 месяца (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Налоговые органы вправе провести проверку на основе имеющихся у них документов и информации об Организации, а также данных об аналогичных налогоплательщиках, если Организацией не предоставлена налоговая декларация (абз. 2 п. 2 ст. 88 НК РФ).
В рамках проверок Организаций налоговые органы вправе истребовать информацию у компаний национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи. Подобное требование должно быть одобрено руководителем (заместителем руководителя) ФНС России (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Прочие изменения
Положения ст. 78 НК РФ о зачете и возврате излишне уплаченных сумм налогов распространяются также и на НДС с услуг в электронной форме, оказанных Организациями(п. 16 ст. 78 НК РФ).
Положения ст. 46 и 47 НК РФ о мерах по взысканию недоимки по НДС, задолженностей по пеням и штрафам распространяются и на Организации.
Следует отметить, что поправками в НК РФ не предусмотрен специальный механизм привлечения Организаций к ответственности.
Оценка Закона
Окончательная версия Закона была существенно переработана по сравнению с внесенным в Госдуму законопроектом. Так, например, перечень услуг, оказываемых в электронной форме, в Законе изложен в более обобщенной форме и не включает в себя услуги по трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, а также услуги связи, оказываемые через ИТС «Интернет».
Полномочия налоговых органов дополнены правом проведения налоговой проверки Организацийна основании имеющихся у них документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, а также об аналогичных налогоплательщиках.
Не нашла своего отражения в Законе идея о предоставлении российским компаниям, оказывающим услуги в электронной форме, местом реализации которых не признается РФ, права на получение налоговых вычетов по НДС и признания расходов от реализации подобных услуг в их фактическом размере по налогу на прибыль.
К положительными нововведениям можно отнести оставленный без изменения подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которому от обложения НДС освобождается передача эксклюзивных прав и прав на использование результатов интеллектуальной деятельности в отношении ПО для ЭВМ по лицензионным договорам, а также введенный в НК РФ закрытый перечень операций, не относящихся к услугам, оказываемым в электронной форме.
О чем подумать, что сделать
Рекомендуем иностранным компаниям, оказывающим или планирующим оказывать услуги в электронной форме в РФ, а также российским организациям и ИП, оказывающим подобные услуги на территории РФ по договорам с иностранными компаниями в качестве посредников, детально изучить изменения, внесенные в части первую и вторую НК РФ.
Особое внимание следует обратить на процедуру регистрации иностранных компаний в налоговых органах РФ для целей обложения НДС, а также на порядок исчисления и уплаты налога с услуг, оказываемых в электронной форме.
Помощь консультанта
Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» обладают большим опытом разрешения вопросов применения налогового законодательства. Мы готовы оказать комплексную правовую поддержку в части обложения НДС услуг, оказываемых в электронной форме, иностранными организациями в РФ, а также подготовить правовые рекомендации и документы, представлять интересы компаний в контролирующих органах и судах.