Загрузка...

Изменения в законодательстве о закупках по 44-ФЗ в условиях пандемии COVID-19

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о принимаемых мерах по изменению законодательства о закупках.

В условиях сложной эпидемиологической обстановки, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, органы государственной власти принимают меры по изменению Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее – «Закон №44-ФЗ»).

1. Упрощение порядка осуществления закупок при возникновении обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных ситуаций

Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 18.03.2020 № ИА/21684/20 признала пандемию коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), которое необходимо учитывать при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.

Кроме того, в письме указывается, что на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при условии причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.

19 марта 2020 года Министерство финансов опубликовало письмо N 24-06-06/21324 «Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности», в котором Минфин России также:

  • приходит к выводу, что распространение новой коронавирусной инфекции носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы;
  • подтверждает право осуществить закупку у единственного поставщика;
  • указывает на то, что условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в перечне товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайно ситуации, не применяется[1].

Более подробные разъяснения содержатся в уже подписанном Президентом Федеральном законе от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Далее – «Федеральный закон № 98-ФЗ»), который урегулирует отношения, возникающие в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. Законопроект предусматривает следующие изменения в отношении порядка осуществления закупок:

  • предварительный отбор, составлявший исключение для комиссии по осуществлению закупок по проверке соответствия участников закупки отдельным положениям закона, таким исключением больше не является;
  • утрачивают силу нормы о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера[2].


comment.jpgПроцедура предварительного отбора показала свою неэффективность в вопросе закупок в условиях чрезвычайной ситуации, в связи с чем было принято решение отказаться от нее в сложившихся условиях.


  • закупка у единственного поставщика стала возможной также для предупреждения (т. е. при введении режима повышенной готовности) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи;
  • при этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в необходимом количестве и объеме, если применение конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • позволяет федеральным органам исполнительной власти заключать контракты с единственным поставщиком в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства;
  • по 31.12.2020 г. разрешили правительству использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в 44-ФЗ.

Кроме того, значительно упростили проведение «особых» закупок в сфере строительства в заключительных положениях Закона №44-ФЗ:

  • исключено условие о том, что указанная норма распространяется только на закупки в отношении объектов капитального строительства, реализуемых в рамках национальных проектов;
  • правом утверждать перечни объектов капитального строительства, которые можно закупать «под ключ», наделены не только Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, но и местные администрации;
  • установлено, что такие перечни должны быть утверждены до 1 января 2024 г.;
  • определено, что в рамках закупок «под ключ» можно закупать любое, предусмотренное проектной документацией оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта, а не только медицинское оборудование, как это было установлено ранее.

В последовательной реализации государственной политики, направленной на изменение регулирования закупочных процедур в условиях пандемии, 25 марта 2020 года Минфин России приступил к подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“» (Далее – «Проект Минфина»), который также направлен на оптимизацию порядка осуществления закупки у единственного поставщика с целью устранения последствий обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайной ситуации[3].

Проект разработан в соответствии с п. 4.4. Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Планируемый срок вступления проекта нормативного правового акта в силу обозначен в июне.

comment.jpgПринятые поправки в 44-ФЗ предназначены для поддержания бизнеса в условиях распространения COVID-19 как обстоятельства непреодолимой силы. Упрощение процедуры закупок позволит заказчикам быстрее получить требующиеся ресурсы, включая медикаменты, средства индивидуальной защиты, дезинфекции и т.п.


2. Смягчение требований для субъектов малого и среднего предпринимательства

При осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций Федеральный закон № 98-ФЗ предусматривает положение о том, что до 31.12.2020 г. заказчики вправе не требовать от данных субъектов обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств (при условии отсутствия аванса).

В разрабатываемый Проект Минфина планируется включить, в том числе изменения, касающиеся предоставления заказчику права не устанавливать требование об обеспечении контракта при закупках у субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, в проекте правительственных директив, подготовленном Минфином (Далее – «Проект директив») также содержатся следующие положения:

  • госкомпании внесут в свои положения о закупках норму о возможности авансирования до 50% от цены контракта с 30% закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • госкомпании должны принять решение об усилении контроля за соблюдением сроков оплаты по контрактам с субъектами малого и среднего предпринимательства;
  • госкомпании должны обеспечить распространение соответствующих решений (об авансировании и об усилении контроля) на свои дочерние и зависимые компании[4].

Указанные меры направлены на поддержку хозяйствующих субъектов, в том числе с целью недопущения наступления негативных последствий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

3. Расширение возможностей изменения срока и цены контракта

Федеральным законом № 98-ФЗ в 2020 году допускается изменение срока и цены контракта, невозможность исполнения которого обусловлено распространением COVID-19, а также в иных предусмотренных Правительством РФ случаях[5].

Для этого необходимо иметь письменное обоснование такого изменения и решение высшего органа исполнительной власти, а поставщик должен предоставить обеспечение исполнения такого контракта в части новых обязательств, которые не были обеспечены ранее. При этом:

  • предусматривается возможность уменьшения размера обеспечения;
  • по ранее предоставленной банковской гарантии не осуществляется возврат и не производится взыскание;
  • для обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств установлены отдельные правила для случаев увеличения цены контракта, уменьшения цены контракта, а также изменения сроков;
  • государственным или муниципальным заказчиком изменение может быть осуществлено в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

В распоряжении Правительства РФ от 19 марта 2020 г. No 672-р предусматривается, что на основании ч. 1 ст.111 Закона 44-ФЗ в связи с введением мер по предотвращению распространения COVID-19 при исполнении отдельных контрактов предприятиями автомобильной промышленности допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств, вызванной введением таких мер[6]. Новые правила коснутся 77 государственных и муниципальных контрактов, в частности поставок автобусов «КамАЗ» Мосгортрансу и автомобилей Lada для МВД[7]

Также в Проекте директив Минфин предусмотрел возможности продления в 2020 году сроков исполнения договоров и корректировки цен, если такая необходимость обусловлена распространением COVID-19. Уточняется, что в отношении данного вопроса госкомпании в течение 10 дней должны будут провести заседания советов директоров с получения соответствующих директив.

comment.jpgПослабление в виде возможностей изменения цены и сроков сторонами контракта представляется обоснованным, так как при указанных чрезвычайных обстоятельствах необходимо избежать массового неисполнения контрактов, ответственности поставщиков и отсутствия необходимых товаров, работ и услуг у заказчиков.


4. Изменения в порядке применения штрафных санкций

Федеральный закон №98-ФЗ содержит дополнение порядка исчисления пени возможностью рассчитывать ее не только из цены контракта, но и из цены отдельного этапа исполнения контракта за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Кроме того, закон распространил порядок списания неустоек за 2015, 2016 годы на неустойки, которые начислены в 2020 году.

Дополнительно в отношении изменений, касающихся ответственности за неисполнение контракта письмом Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2020 г. №№ 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 “О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV” предусмотрено, что в случае неисполнения контракта в связи с распространением COVID-19, поставщик вправе ссылаться на данное обстоятельство как на основание освобождения его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком требованию.

В Проекте директив содержатся положение о неприменении штрафных санкций к поставщикам при нарушении ими обязательств по контрактам. И по аналогии с уже рассмотренным изменением, касающимся возможности изменения сроков и цены контрактов, госкомпании также в течение 10 дней должны будут провести заседания советов директоров (представители государства в этих советах директоров должны голосовать за) с рассмотрением указанного вопроса.

5. Особенности осуществления закупок в период COVID-19

Наконец, 6 апреля 2020 года Правительство РФ утвердило Постановление от 3 апреля 2020 г. № 443 «Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», которым в целях реализации Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 в соответствии со статьей 111 Закона № 44-ФЗ на указанный в п. 1 Указа период с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно установлены следующие особенности осуществления закупок в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением COVID-19:

  • предусмотренные Законом № 44-ФЗ и подзаконными актами исчисляемые исключительно в рабочих днях сроки следует считать в календарных днях, не учитывая при этом субботу и воскресенье;
  • последний день исчисляемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ срока, приходящийся на нерабочий день, указанный в п. 1 Указа, необходимо переносить только в том случае, если он приходится на субботу или воскресенье. При этом переносу не подлежит дата проведения электронных аукционов, осуществляемых по п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (с проектной документацией);
  • члены комиссии вправе рассматривать заявки дистанционно;
  • заказчикам дано право не составлять на бумажных носителях протоколы определения поставщиков. Достаточно будет составить в электронной форме и подписать одной квалифицированной электронной подписью представителя заказчика;
  • заказчику дано право при направлении поставщику на подписание проекта контракта увеличить сроки исполнения обязательств по такому контракту на срок, не превышающий установленный п. 1 Указа срок: не более чем на 27 календарных дней.

О чем подумать, что сделать

  • Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка
  • Учитывать последние изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика, во избежание нарушения антимонопольного законодательства
  • Оценивать коммерческие решения компании, касающиеся изменения цены и сроков исполнения контрактов, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству
  • Обратить повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с субъектами малого предпринимательства при осуществлении закупок
  • Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства

Помощь консультанта

Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при организации и проведении государственных и муниципальных закупочных процедур для российских и иностранных компаний. Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь, в том числе:

  • при проведении анализа потенциальных рисков, которые могут сопутствовать участию компании в закупках
  • при формировании стратегий эффективного участия в закупках для компании с проверкой на соответствие предпринимаемых мер Закону № 44-ФЗ
  • при оценке правомерности принимаемых коммерческих решений, связанных с участием в закупках, а также проверке соответствующей документации с целью предотвращения возможности нарушения антимонопольного законодательства
  • при представлении интересов клиентов в ФАС России и судах по делам об оспаривании результатов государственных закупок, исключению из реестра недобросовестных поставщиков и других нарушений.
  • при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.



[1] В связи с отменой с 01.04.2020 ст. 80 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ во исполнение которого было издано Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р фактически утратило силу. Предварительный отбор участников закупки по Перечню, утв. данным документом, не осуществляется.

[5] 10 апреля стало известно, что Минфин РФ готовит проект правительственного постановления, определяющего порядок установления "иных случаев" изменения цены госконтрактов//URL: https://prozakupki.interfax.ru/articles/1714

Возврат к списку

Отправить статью

Для получения доступа к Обзорам судебной практики по налоговым спорам необходимо оформить подписку.

Год

30000 рублей + НДС

Подписаться
Я уже подписчик

Необходимо авторизоваться чтобы получить доступ

Авторизоваться

По вопросам подписки обращайтесь, пожалуйста, к Маргарите Завязочниковой
E-mail: m.zavyazochnikova@pgplaw.ru
Nел. +7 (495) 767 00 07

28.09.2022
Александр Виноградов в «Топ 100 директоров по персоналу»
28.09.2022
Елена Соколовская выступила на Антимонопольном форуме 2022
15.09.2022
Внесудебное урегулирование спора между двумя клиентами компании
15.09.2022
Сайт «Пепеляев Групп» признан лучшим среди российских юридических фирм
07.09.2022
Наталья Присекина рассказала на ВЭФ о Международном коммерческом арбитражном суд...
07.09.2022
«Пепеляев Групп» оказала правовую поддержку АО «КТК-Р» в ходе судебного разбират...
02.09.2022
Усиление IP-практики «Пепеляев Групп»
29.08.2022
Юристы «Пепеляев Групп» провели семинар для корейского бизнеса во Владивостоке